Урок по ОРКСЭ ОПК Чудо в жизни христианина
1.Гилазутдинова Ольга Николаевна, учитель предмета Религии России. МБОУ Сатисская СОШ.
Дивеевский район.
2. Основы православной культуры.
3. Урок 22 «Чудо в жизни христианина».
4. Цель урока: осознание учащимися того факта, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей, что чудо не связано с волшебством, что чудо – не удовлетворение каприза, а проявление поддержки духовных и физических сил человека, ободрение его духа, укрепление уверенности в значимости для Бога судьбы каждого человека
Задачи урока:
Обучающая:датьпредставление охристианском понимании чуда, о Св. Троице,знакомство с тремяхристианскими добродетелелями - Верой, Надеждой и Любовью.
Воспитывающая:осознание необходимости помогать другим людям, быть внимательными, чуткими к ним.
Развивающая:развиватькоммуникативные компетенции учащихся, продолжать развивать умение работать в группах,развивать умение работать с информацией; уметь работать в четвёрке.
5. Ключевые понятия:чудо, Святая Троица, добродетель, вера, надежда, любовь.
6. Оборудование урока:мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран; раздаточный материал.
7. Дидактическое обеспечение:
Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Мультимедийная презентация.
Мультфильмы «сотворение мира», «Серафим Саровский».
8. План урока с хронометражем:
№ п/п Этап урока Хронометраж
1 Организация учебной деятельности. 3 мин.
2 Мотивационный этап. 1 мин.
3 Актуализация знаний. 3 мин.
4 Выявление места и причины затруднения. 6 мин.
5 Проверка домашнего задания. 4 мин.
6 Построение проекта выхода из затруднения. 9 мин.
7 Включение в систему знаний и повторение. 10 мин.
8 Рефлексия учебной деятельности. 7 мин.
9 Домашнее задание. 2 мин.
Ход урока
1. Организация учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке продолжим знакомиться с основами православной культуры. Послушайте стихотворение Л. Дьякова: (Слайд 1)
Еще мороз… До лета 100 дней…
И птицы не поют
Но сколько счастья, сколько света
В избушке с окнами на юг.
Как много яркого сиянья
Прошло сквозь пыльное стекло!
Через какое расстоянье
До сердца солнышко дошло!
Дошло! Сверкнуло! Озарило!
Расцеловало! Обожгло!
И все вокруг преобразило,
Как будто впрямь уже тепло!
Учитель: Дорогие ребята, а вы почувствовали волшебную силу солнца? На сердце потеплело, душа обрадовалась. Как хорошо, когда люди улыбаются. Давайте улыбнемся друг другу.
(Дети дарят улыбку друг другу.)
Учитель: Садитесь. Ребята, обратите внимание на столе у вас лежат листочки со смайликами, выберите тот, который соответствует вашему настроению. (Выбирают). Молодцы.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Ребята, любите ли вы сказки? (Отвечают) Почему вы любите сказки? (В сказках происходят чудеса.) А чудеса происходят только в сказках? (Отвечают). А где могут происходить чудеса? (В жизни.) Молодцы.
3.Актуализация знаний.
Учитель: Как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?
(Высказывания детей.)
Учитель: Тема урока «Чудо в жизни христианина». (Учитель ставит цель и задачи урока). (Слайд 2.)Молодцы.
4. Выявление места и причины затруднения
Учитель: Дорогие ребята, а знаете ли вы, что такое чудо? (Пытаются ответить на вопрос).
Учитель: Чудо – это дело, которое простой человек сам никогда не может сделать. Могли бы вы остановить ветер и волны, послать на землю дождь и ветер в одно мгновенье, исцелить больного или воскресить мертвого? (Нет)
Учитель: Но что не под силу нам обычным людям, то может сделать Бог. Бог всемогущ, и если Он одним словом сотворил небо и землю, то для Него не трудно воскресить и мёртвого. Только один всемогущий Бог может творить такие чудеса. Первым и великим чудом стало сотворение мира.
(мультфильм «Сотворение мира» 2 мин)
Учитель: Как Бог творит Чудеса? (Творит по слову своему)
Давайте посмотрим определения чуда, которые дают нам авторы разных словарей. (слайд 3) (читают дети)
Учитель: А сейчас подумайте и скажите, может ли чудо быть изобретено человеком?
Учитель: Ребята в мини группах (4-5 человек) обсудите, пожалуйста, что для верующего человека является чудом. (Работают в мини группах, обсуждают, высказывают свое мнение).Молодцы.
Итак, вы высказали свои самые разные точки зрения относительно возникновения чуда. Послушайте, что является чудом для христианина.
Для православных христиан чудо обязательно связано с Богом. Они считают, что вся жизнь христианина постоянно связана с чудом. Например, для них даже сам человек является чудом, так как он создан самим Богом.
Послушайте притчу «Вера в чудеса». (слайд 4) Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?Учитель: Как вы думаете, что ответила мальчику его мама? (дети дают ответы)Правильный ответ: «Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут, — к добрым людям они приходят сами». «Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» Учитель: Итак, верующий человек знает, что за доброе отношение к людям он может быть вознагражден от Бога.
5. Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, зачем человеку необходимо творить добро? (Отвечают)Молодцы.
6. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Христиане стремятся творить добро. Они ищут радость для своего сердца, поэтому творят добро другим людям.
Они верят, что чудеса есть не только в сказке, но и в жизни.
Учитель:(Слайд 5) Рассказывает о явлении Св. Троице праведному Аврааму: около Авраамова жилища была дубовая роща. Однажды Авраам сидел у своего дома под широким развесистым дубом, и видит, что мимо идут три незнакомых человека. Он встал и попросил путников зайти к себе в дом и отдохнуть. Путники согласились. Он велел Сарре испечь белых хлебов, а слуге изжарить лучшего теленка. Затем Авраам вернулся к странникам и омыл им ноги. И оказалось, что Авраам за свое гостеприимство удостоился принять Самого Господа в виде трех странников.
Работа с учебником.
Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.70, 3 абзац. (Дети читают по цепочке о Св. Троице, рассматривают иллюстрацию А. Рублева «Св. Троица».) (Слайд 6)
Учитель: Объяснить любое чудо не возможно, иначе оно перестает быть чудом. Давайте прочитаем о чуде, которое произошло в семье патриарха Московского и всея Руси Кирилла в учебнике на с.70-71. (Читают по цепочке)
Учитель: Ребята, мне хочется рассказать вам рассказ еще об одном чуде, который называется «Румяные баранки». (Слайд 7)
В 1942 году одну семью эвакуировали из Ленинграда в Ярославскую область. Там они купили крохотную избушку. Мама к тому времени уже болела, а жить как-то надо было. Дети голодали, и приходилось пасти скот, чтобы прокормить себя. Однажды зимой младшая сестренка пристала к маме с просьбой дать ей сушечку. В доме не было даже муки, но девочка упорствовала. Тогда мама, потеряв терпение, повернула ее лицом к иконе Святителя Николая и сказала: «Стой и проси, чтобы Святитель послал тебе сушечку». После этого разговора два дня бушевала ужасная вьюга. Утром второго дня, когда засияло солнце, маме послышалось легкое постукивание во входную дверь. Мама послала открыть, думая, что пришла соседка. Отворив дверь, дети увидели на изгороди большую связку румяных баранок. Девочка побежала к маме и рассказала о чуде. Мама не поверила, быстро одела дочек с сестрой и послала в деревню узнать: может, кто забыл?Спрашивали жителей деревни, но никто не ведал о связке баранок. Так и не найдя хозяина связки, мы пришли домой. Произошло явное чудо, потому что никто из живших в деревне не мог сделать нам такой подарок: голодали во всех домах. Придя домой, мама поставила нас перед иконой Святителя и сказала: «Поблагодарите Николая Чудотворца». И потом дала девочкам по баранке. Этой связки им хватило надолго.
7.Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: Давайте сделаем вывод и составим кластер со словом «чудо».
необыкновенное
доброе
ЧУДО
необъяснимое
радостное
сказочное
удивительное
Молодцы. (слайд 8)
Учитель: Посмотрите мультфильм о Серафиме Саровском.
Какое чудо произошло с Прохором? (упал с колокольни.)
Учитель: Может ли человек в настоящее время сотворить чудо? (Отвечают)
Учитель: Как видим, для верующего человека чудо – не обязательное видение ангела. Для христианина чудом может быть встреча с тем человеком, который и мог помочь в трудной ситуации. Добрые дела формируют характер человека. Если человек в своей жизни постарается творить добро, христиане говорят, что он стяжал (приобрел) добродетель. А что такое добродетель? Ответ найдите в учебнике на с.71. Запишите определение в тетрадь. (Зачитывают определение, записывают в тетрадь)
Какие бывают добродетели? (Вера, Надежда, Любовь)(слайд 9)
Учитель: показывает икону Веры, Надежды, Любви и Софии. (Слайд 10)
А что такое вера, надежда, любовь? Найдите ответ в учебнике на с.71. (Зачитывают определение)
8.Рефлексия учебной деятельности.
Ресурсный круг.(Слайд 11)
Учитель: Дорогие дети, давайте встанем кружком, да поговорим ладком. Давайте продолжим фразу: «Я верю, что…» (Стоят в круге, каждый по очереди продолжает фразу.) Молодцы.
Учитель: Вывод: Вера нас всех объединила. Жизнь человека зависит от того, во что и как он верит.
Учитель: Что вы сегодня узнали на уроке? Что вам захотелось сделать после этого урока? О чем вы сегодня расскажите своим родителям?
9. Домашнее задание. (Слайд 12)
Учитель: Вы все на этом уроке хорошо потрудились. Дома вам необходимо прочитать текст в учебнике с.70-71, ответить на вопросы на с.71. По желанию можете изобразить на рисунке чудо, которое совершает человек и составить синквейн со словами «чудо», «вера», «надежда», «любовь».
Ребята, выберите смайлик, который соответствует вашему настроению после нашего с вами разговора. (Выбирают)(Слайд 13)
Спасибо всем за работу!
Литература и Интернет-ресурсы
Основная Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012.
Дополнительная Брокгауз Ф., Эфрон И. Энциклопедический словарь. Современная версия. - М.: «ЭКСМО», 2003.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.М.: Рус. яз.,1989—1991.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.:ООО «А ТЕМП», 2010.
Шипов Я.А. Православный словарь школьника. М., 2004.
Божий закон для детей. М: «Одигитрия», 2006.
Чудеса Христовы. М: Издательский совет РПЦ, 2006.
Интернет-ресурсы http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessonshttp://www.vologda-eparhia.ruhttp://www.school-collection.edu.ruhttp://www.pravera/index/pravoslavnye_multfilmyhttp://www.logoslovo.ruЭОРы Электронное приложение к учебнику А. В. Кураева
(1 CD). - М.: «Просвещение», 2012.