Урок русского языка «Правописание слов с сочетаниями чк, чн»
Воронежская область Богучарский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Богучарская средняя общеобразовательная школа №1.
Урок русского языка
«Правописание слов с сочетаниями чк, чн»
1 «А» класс
Разработала учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Мухина Любовь Николаевна
г. Богучар – 2010 год.
Тема: Правописание слов с сочетаниями чк, чн.
Цели:
образовательные
- познакомить учащихся с особенностью написания и произношения сочетаний –чк-, -чн-;
- развивать умение правильно писать слова с сочетаниями –чк-, -чн-;
- повторить правописание сочетаний ча-ща, жи-ши, чу-щу.
развивающие:
- развитие интеллекта и творчества.
воспитательные:
- воспитание активной личности;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование умения работать в парах и группах (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению)
Задачи урока:
- способствовать развитию навыков грамотного письма.
Используемое программное обеспечение:
- презентация урока по теме «Правописание слов с сочетаниями –чк-, -чн-».
Оборудование:
- компьютер
- мультимедийное оборудование
- тест у каждого ребенка
- сигнальные карточки
- рисунок с солнышком и тучкой.
Ход урока.
Оргмомент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо
Все с улыбочкой вздохнем
И опять урок начнем.
У нас девчонки и мальчишки
Трудятся старательно,
Слушают внимательно.
Настроимся на работу и повторяем за мной:
«Я буду думать,
Я буду запоминать,
Я буду внимательным!»
Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие по Грамматической вселенной (слайд 1). В этом нам поможет план-карта. Мы побываем на планетах Чистописания и Фонетики, Словарной и на планете Здоровья.
На пути вас ждут разнообразные препятствия и задания, и кто со всем этим справится, то в конце нашего путешествия вы можете получить звание «Великого Грамотея».
Девиз нашего урока: «Хочешь грамотным быть, учись думать, мыслить!». (слайд 2)
И так, в путь, друзья!
Минутка чистописания.
Мы отправляемся на планету чистописания. На этой планете все пишут красиво и правильно и для этого мы выполним гимнастику для пальчиков (слайд 3).
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал
Этот пальчик все съел,
От того и потолстел.
Жители планеты дают нам задание:
1. Продолжить дорожку из букв (на доске) ччч ччч ччч
2. Назвать имена героев и авторов сказок.
Героиня сказки, появившаяся из цветка. (Дюймовочка Г.Х. Андерсен)
Девочка, которая несла пирожки через лес бабушке. (Красная Шапочка
Ш. Перро)
Героиня Андерсена, которая жила в море. (Русалочка)
Русалочька, Дюймовочька, Красная Шапочька (слайд 4)
А теперь, внимание на доску.
Здесь тоже записаны имена героев
- Но какую вы заметили разницу?
Русалочка, Дюймовочка, Красная Шапочка. (ЧК без мягкого знака)
- Какие есть предположения?
- Сколько мнений в нашем классе?
А чтобы ответить на этот вопрос мы полетим на планету «Фонетика»
(слайд 5)
- Какая буква спряталась?
- Какой звук обозначает буква ч? Мягкий или твердый?
(звук [ч,] всегда мягкий)
Дайте полную характеристику звуку [ч’].
- В каких стойких сочетаниях встречается буква ч? (-ча-, -чу-)
Так какой же делаем вывод, нужен мягкий знак в сочетании –чк-, или нет, если этот звук всегда мягкий?
Ну, а чтобы прийти к единому мнению, давайте прочитаем правило на странице 59.
Запомни: сочетания –чк-, -чн- пишутся без мягкого знака.
Почему слова Дюймовочка, Русалочка и Красная Шапочка написаны с большой буквы? (имена героев сказок) (слайд 6)
Запишите эти имена в тетрадь и не забудьте про правописание сочетания -чк-.
III. Словарная работа
Теперь мы побываем на планете Словария. (слайд 7)
3 человека выполняют задания у доски.
1) Светит теплое солнышко.
Определить главные члены предложения. Поставить ударение в словах.
2) Исправь ошибки.
Девачка, учиник, рибята, харашо, горад, Расия.
3) Определить количество слогов, букв и звуков.
Яна – сл. -, б -, зв. - (2, 3, 4)
Пень – сл. -, б -, зв. - (1, 4, 3)
Июль – сл. -, б -, зв. - (2, 4, 4)
Внимание на экран (слайд 8)
мрковь кпуста сбака
зац срока крндаш
гурец девчька пнал
крова ттрадь пмидор
- Какие это слова? (словарные)
- А по другому как можно назвать эту орфограмму (непроверяемая безударная гласная)
- На какие группы можно разделить эти слова по толкованию? (овощи, животные, школьные принадлежности).
Слова на прогулку группами вышли. Попробуй, узнать кто из них лишний?
- Найди лишнее слово. Почему оно лишнее? (девочька)
(Не подходит ни к одной группе по толкованию, и в нем есть сочетание чк)
Верно ли оно написано?
Что мы знаем о сочетаниях чк, чн? (делаем вывод)
- Запишите словарные слова, вставьте безударные гласные.
I ряд – слова ,обозначающие овощи
II ряд – слова, обозначающие животных
III ряд – слова, обозначающие школьные принадлежности
Взаимопроверка тетрадей
Проверка (слайд 9)
IV. Актуализация знаний.
Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, кто же может назвать тему нашего урока, судя по тому, какой орфограмме мы больше всего уделяли внимание?
(Дети называют тему урока)
«Правописание сочетаний чк, чн»
Сегодня на уроке мы будем учиться находить эти сочетания и писать их правильно. Узнаем много интересного. А для этого нужно быть внимательным, старательным и сообразительным.
Прочитаем еще раз правило в учебнике.
В старших классах вы узнаете, что ь не пишется не только в сочетаниях -чк-, -чн-, но и в таких сочетаниях как -нч-, -нщ-, -рщ-, -чт-.
V. Работа над новым материалом.
1. Предлагаю работу в группах. Одним группам придумать слова с сочетанием -чк-, а другим группам - слова с сочетанием -чн- и записать их. Не забывайте о правилах работы в группах, прислушивайтесь к мнению соседа.
- Какие слова записала каждая группа?
(Ёлочка, палочка, точка, бочка, стрелочка)
(Сочный, ручной, мучная, булочная, конечно, скучный, яичница)
В словах булочный, конечно, скучный, яичница пишем сочетание -чн-, а произносим -шн-.
Сделаем вывод: как пишутся сочетания -чк-, -чн-. (слайд 10)
2. Послушайте стихотворение, которое прочитает Ворсинова Вика.
«Уточки и тапочки» и запомните слова с сочетанием чк.
Чтобы Надевали
Камушки Тапочки!
На тропке И по тропке
Не кололи Во поле
Лапочки, К речке
Уточки В тапках
На лапочки Топали
(лапочки тапочки уточки к речке)
Зачем уточки топали к речке? (Чтобы искупаться)
Но прежде чем искупаться, желательно сделать зарядку.
И мы отправляемся с вами на планету Здоровья и потанцуем вместе с утятами. (слайд 11)
VI. Самостоятельная работа.
Сейчас мы проверим достаточно ли хорошо мы усвоили тему?
Выполним самостоятельную работу по учебнику.
I группа – упражнение 107, первый столбик
II группа – упражнение 107, второй столбик. Составить предложение со словами собака Жучка.
III группа – отредактировать текст при помощи картинок (слайд 12)
- была Маша. Она пошла в лес. В лесу жил . На поляне летали .
Проверка (слайд 13)
Какие известные сочетания встретились вам и как вы их написали?
VII. Письмо по памяти.
Пришла пора посетить планету Орфограмм. Жители планеты узнали, что у вас хорошая память и приготовили вам испытание: кто быстрее всех читает и слова запоминает. (слайд 14)
Свечка, печка, строчка
булочка и точка.
Прочитайте слова несколько раз, постарайтесь запомнить и записать по памяти.
А учащимся, которые работают по III уровню придумать предложение с одним из слов и записать.
Проверка (слайд 15)
- Какая орфограмма объединяет эти слова?
- Как вы написали сочетание чк? (без мягкого знака)
Гимнастика для глаз.
На планете Здоровья нас ждет Смайлик. Вместе с ним мы выполним гимнастику для глаз, потому что глазки у нас уже устали. (слайд 16)
Игра “Помоги Маше. (слайд 17)
Мы отправляемся на планету Игр. Дети, вы все любите яблоки?
Почему нужно есть яблоки? (много витаминов)
Давайте, поможем Маше собрать яблочки в корзину (слайд 18)
- Как вы думаете, какие яблочки мы должны положить в корзину (на которых правильно написаны слова).
Исправим ошибки и запишем эти слова.
Работа с тестом.
- Укажите номера слов, в которых допущена ошибка? (1, 2, 6)
- Сколько слов с ошибками.(3 слова)
птичька, ночьной, редька, деньки, ласточка, мучьной.
Проверка (1, 2, 6, 3 слова) (слайд 19)
Закрепление пройденного.
Закончилось наше путешествие. Мы возвращаемся на голубую планету Земля. (показывается глобус – модель Земли) Почему планета называется голубой? (Много воды, планета Земля покрыта воздушной оболочкой, поэтому в космосе космонавты видят ее голубой)
Об этом подробнее вы узнаете на уроках географии.
Береги свою планету (слайд 20)
Ведь другой похожей нету!
Задание
Вставь изученные нами сочетания в слова и прочитай.
Мы грибочки собирали,
Ножичком срезали их.
Мухоморы увидали
И прошли, не тронули.
Угощайтесь, друзья.
Для вас пикник устроил я.
А когда домой пойдем
За собой все уберем.
Обещай зверей не обижать
Пощади букашку на цветочке.
Жителей лесных ты не смущай.
Добрым будь, а значит человечным!
Какие сочетания вы вставили и как они пишутся?
Ребята, а вы знаете как себя вести в лесу?
(Слайд 21)
Весь урок старался я.
Весь урок учился я.
Уяснил я для себя,
Чтобы твердо много знать,
Надо дома повторять,
Упражненья выполнять.
(Слайд 22)
Домашнее задание
I группа – упражнение 111
II группа – упражнение 109
III группа – упражнение 110
Итог урока. Рефлексия (Слайд 23)
-Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?
-Удалось ли нам достигнуть поставленных целей и задач?
-Дополните фразу.
Мне было интересно
-Кому мы присвоим звание Почетного Грамотея?
Я бы хотела узнать, какое у вас настроение и понравился ли вам урок?
Если понравился урок и хорошее настроение - поднимите солнышко, а если урок не понравился и настроение плохое – облачко.
Урок закончился, друзья.
Я поздравляю вас! Ура!
15