Урок русского языка в 3 классе по теме Правописание слов с сочетаниями: ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ, ЧК–ЧН, двойных согласных.
Предмет: Русский язык
Класс: 3 «А»
Дата: 16.09. 2014 г.
Тема: Правописание слов с сочетаниями: ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ, ЧК–ЧН, двойных согласных.
Цели:
-формировать умение распознавать в словах шипящие звуки и правильно употреблять на письме сочетания этих звуков с гласными и, а, у; формировать умение писать сочетания чк–чн без мягкого знака;
- развивать внимание, память, орфографическую зоркость, навыки каллиграфии;
- воспитывать усидчивость, культуру поведения на уроке.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: таблица сочетаний ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ, ЧК–ЧН, карточки с заданиями по вариантам.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Здравствуйте ребята!
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так, что время не теряем
И работать начинаем.
2. Актуализация знаний.
Измените имена существительные по числам:
Клин,перо,стул,брат,крыло,воробей,дерево,улей.
Клинья,перья,стулья,братья,крылья,воробьи,деревья,улья.- Какую орфограмму вы видите во всех этих словах? (разделительный ь)
- Когда пишеться разделительный ь?(после согласного и перед гласными е,ё,и,ю,я.)
3. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: ж, ш, ч, щ, п.
– Какая буква лишняя? (1) Лишняя буква – п, она не обозначает шипящий звук, остальные буквы обозначают шипящие звуки. 2) Лишняя буква ж, она обозначает звонкий звук, остальные буквы обозначают глухие звуки.)
– Составьте различные цепочки из букв, которые обозначают шипящие звуки, и напишите строчку до конца.
жшчщ чщжш чжщш …
4. Словарная работа.
– Напишите слова под диктовку, подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить.
Учитель диктует слова: ветер, дежурный,, город, суббота, Астана, месяц, одежда, машина, аллея.
Физкультминутку учащиеся выполняют, сидя за партами.
Помощники
Вот помощники мои. (Показывают ладошки.)
Их, как хочешь, поверни. (Поворачивают ладони.)
Постучали, повертели
И работать захотели. (Сжимают и разжимают кисти рук.)
5. Работа над правописанием сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк–чн. (Повторить правило по таблице)
1. На доске записаны слова: кувш..нка, ш..пит, овч..рка, ч..чело, угощ..ть, беж..т, печ..льный, свеж..й, печ..рка, ч..лки.
– Запишите слова в три столбика, вставьте пропущенные буквы.
2. Самостоятельная работа над упражнением по рядам стр. 10 упр. 28 Проверка устно)
3. стр. 10 упр. 29. Раздели текст на предложения. Запиши его. Вставь пропущенные буквы. Выдели главные члены предложения. ( выполняют у доски с комментированием по 1 предложению)
4. Самостоятельная работа по вариантам.
Вариант I
Прочитай. Исправь ошибки. Спиши правильно.
Яичьница, коньки, малчик, прозрачный, речьной, сталной.
Вариант II
Прочитай. Исправь ошибки. Спиши правильно.
Ласточка, дочька, очьки, болшой, клеточка, молочьный.
6. Удвоенная согласная.
– Поиграем в игру «Доскажи словечко»
1) Где доска и парты есть, Чтоб всем детям сразу сесть?Это в школе есть у нас,Это наш просторный … (класс)
2) Простудился я вчераГолова болит с утраЯ закашлялся, охрипУ меня наверно … (грипп)
3) Вдоль дороги по бокамЛипы, клены тут и там.Всем идти здесь веселееЭтот путь зовут … (аллея)
– Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного? – Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую.– Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.
1. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными
Каждая группа получает листок с предложениями: Слуховой диктант. «Послушай и скажи». (Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их написание). Определение лексического значения слов.
– Определите на слух, в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные, а в каких – нет?
1) Если в доме много (с, сс)ора, Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.
– В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор. – Объясните их значение (сор — мусор, ссора — разлад, разногласие)
2) Спросите, не повысив то (н, нн)а:Что больше центнер или то (н, нн)а?
3) Кто получит низкий ба (л, лл), Не придёт на школьный ба (л, лл).
4) Приятнее найти под ёлкой гри (б, бб),Чем получить ангину или гри (п, пп)
2. Перенос слов.
– В каких случаях слова правильно разделены для переноса? Отметьте эти слова.
1 вариант 2 вариант
шо-ссеодин-надцатьрасс-казхок-кей акк-уратнопер-ронс-сорагруп-па
Напишите слова-отгадки, разделите их для переноса:
Шестой день недели (суб-бота)
Дорога с твёрдым покрытием (шос-се)
Спортивная игра с мячом и шайбой (хок-кей)
Место, где продают билеты (кас-са)
Комната для занятий (класс)
Дорога с рядами деревьев по сторонам (ал-лея)
6. Итог урока.
– Какие правила вы должны знать, чтобы правильно написать сочетания с шипящими звуками? Приведите примеры.
7. Инструктаж домашнего задания: стр. стр. 10 упр. 30, 31
1 задание
Вариант I
Прочитай. Исправь ошибки. Спиши правильно.
Яичьница, коньки, малчик, прозрачный, речьной, сталной.
Вариант II
Прочитай. Исправь ошибки. Спиши правильно.
Ласточка, дочька, очьки, болшой, клеточка, молочьный.
2 задание
1 вариант 2 вариант
шо-ссеодин-надцатьрасс-казхок-кей акк-уратнопер-ронс-сорагруп-па
1 задание
Вариант I
Прочитай. Исправь ошибки. Спиши правильно.
Яичьница, коньки, малчик, прозрачный, речьной, сталной.
Вариант II
Прочитай. Исправь ошибки. Спиши правильно.
Ласточка, дочька, очьки, болшой, клеточка, молочьный.
2 задание
1 вариант 2 вариант
шо-ссеодин-надцатьрасс-казхок-кей акк-уратнопер-ронс-сорагруп-па