План-конспект урока Спряжение глагола. Глаголы-исключения


Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Целевой блок
Тема урока: Спряжение глагола. Глаголы-исключения
Цель урока: Познакомить учащихся с глаголами-исключениями, относящимся к 1 и 2 спряжениям; закреплять умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; развивать умение правильно определять спряжение глагола.
Планируемые результаты: Предметные УУД:
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
Личностные УУД:
формирование уважительного отношения к иному мнению
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Инструментальный блок
Тип урока:
Урок открытия новых знаний
Формы, приёмы и методы Словесный: беседа, наглядный: иллюстрация, практический: упражнения, самостоятельная работа по карточкам.
Образовательные ресурсы: Учебник, тетрадь. Ручка, карандаш
ТСО (компьютер, проектор, мультимедийное приложение к учебнику, презентация, разработанная учителем)
Доска, мел
План урока.
1. Организация начала урока
2. Актуализация знаний
3. Упражнения на закрепление материала по теме урока
4. Физминутка
5. Упражнения на закрепление материала по теме урока
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя
Организация начала урока. Здравствуйте, садитесь. Проверьте свою готовность к уроку, вам понадобится учебник, тетрадь, ручка и карандаш.
Наш урок я предлагаю вам начать с улыбки, поделившись своим хорошим настроением друг с другом. Улыбнитесь друг другу.
А сейчас сядьте правильно: спина прямая, плечи развернуты, ноги устойчиво стоят на полу, между партой и грудью помещается кулачок.
Словарная работа Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня 8 февраля.
Выполним словарную работу.
У доски будет работать …. Записываем слова: биография, вежливый, забава, изображение, коллективный, ненастный, портрет, негодовать, оттенок, карикатура, агроном, аппетит. Ребята, как вы считаете, какое слово лишнее? Почему?
А что значит «негодовать»?
Давайте определим спряжение этого глагола. Для этого нам необходимо вспомнить правило, какое?
Какого спряжения глагол «негодовать»?
Давайте поставим его в форму множественного числа, 1 лица, настоящего времени.
Выделите окончание.
Почему мы написали окончание –ем?
Упражнения на закрепление материала по теме урока A сейчас я хочу рассказать вам одну сказочную историю, ваша задача – сформулировать тему урока.
Давным-давно в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:
- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.Пошли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, помоги нам.
- Что случилось?
- По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши друзья – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.
- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.
- Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.
Какова тема нашего урока?
Откройте учебники на странице 108, посмотрите на 154 упражнение. Прочитайте задание. У доски будет работать …, остальные записывают в тетрадях.
Записываем эти глаголы в столбик, выделяя окончания.
Давайте попробуем определить спряжения этих глаголов.
Как вы считаете, почему у нас не получается определить спряжение этих глаголов?
Прочитаем правило на стр.108. Какие глаголы-исключения относятся к 1 спряжению? А ко второму?
Скажите, а изменился ли алгоритм определения спряжения глагола? Прочитаем правило на стр.109.
Что же нужно сделать, чтобы выбрать букву в безударном личном окончании?
Ребята, для того, чтобы легче было запомнить все эти глаголы, я предлагаю вам выучить стихотворение, текст которого я каждому из вас раздала перед уроком. Прочитайте его. Внимание на экран.
Все глаголы на –ить, кроме брить и стелить
Ко второму спряжению нужно смело относить. Не забудьте в это спряженье Включить все-все исключения: Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “е” спрягать нельзя.
Итак, давайте еще раз перечислим все глаголы-исключения и назовем спряжения, к которым они относятся.
ФизминуткаА сейчас встаньте все, проведем физминутку. Повторяем движения за персонажами на экране.
Упражнения на закрепление материала по теме урока Вернемся к работе. Выполним такое задание. Вам необходимо «отгадать» глагол, определить его спряжение и поставить его сначала в форму мн. ч. 1 лица, потом в форму ед. ч. 2 лица.
Глагол “перегнать” без приставки … гнать.
Как сказать по-другому: “Не говорить ничего лишнего, молчать, когда нужно” - “язык за зубами … держать”.
Синоним к слову “сдерживаться” … терпеть.
Хитрить, лукавить – хвостом … вертеть.
На вопрос Красной Шапочки “Бабушка, почему у вас такие большие уши?” Волк ответил: “Чтобы лучше … слышать”.
“Бабушка, почему у вас такие большие глаза?” Волк ответил: “Чтобы лучше … видеть”.
Антоним к слову “любить” … ненавидеть.
Слово “дыхание” образовано от глагола … дышать.
От существительного “обида” образуйте глагол … обидеть.
Замените глаголом выражение “Находиться в зависимости” … зависеть.
Вы успешно справились с заданием.
Все мы любим сказки. Сейчас перед вами будет появляться отрывки из сказок, ваша задача – найти в этом отрывке глагол-исключение и поставить его в форму мн. ч. 3 лица.
“К морю лишь подходит он, Вот и слышит будто стон...” 2. “Смотрит – видит, дело лихо: Бьётся лебедь средь зыбей...” 3. “Комаром оборотился, Полетел и запищал, Судно на море догнал…” 4. “И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь…” 5. “Крепко связаны ей локти, Попадётся зверю в когти, Меньше будет ей терпеть, Легче будет умереть…” 6. “Как под крылышком у сна, Так тиха, свежа лежала, Что лишь только не дышала…”
Отрывки из каких сказок вы услышали?
А сейчас приготовьте ладони, поиграем в игру «Поймай глагол». Я называю вам глаголы, если названный глагол относится к глаголам-исключениям, вы хлопаете.
Писать, дышать, брить, петь, видеть, рисовать, гнать, варить, держать, вертеть, кипеть, слышать, поймать.Еще одна небольшая игра, ваша задача – исключить лишнее слово и объяснить, почему вы так решили.
Писать, дышать, бежать, читать
Гореть, смотреть, петь, лететь
Ходить, чистить, стелить, купить
Отлично. Ребята, вспомним, с какими глаголами мы сегодня познакомились? В чем их исключительность?
Назовите глаголы-исключения, относящиеся к 1 спряжению. А ко 2?
Что необходимо проверить при выборе буквы в безударном личном окончании глагола?
Подведение итогов урока. Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам проанализировать урок, воспользовавшись фразами-помощницами.
Ребята, сегодня все замечательно работали, но особенно я хочу выделить ….
Урок окончен, до свидания.