План-конспект урока русского языка в 4 классе Алгоритм определения спряжения глаголов
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:
«Алгоритм определения спряжения глагола»
Подготовила и провела учитель начальных классов МБОУ Варнавинская СОШ Скопина И.В.
УМК: Система развивающего обучения Л.В. Занкова, Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева «Русский язык» 4 класс часть вторая
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.
Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.
Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Основные понятия: неопределённая форма глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов
Ресурсы:
учебник Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева «Русский язык: 4 класс» ч. 2. Стр. 66 - 67 - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2014 г.;
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Алгоритм определения спряжения глаголов».
Цель: учить определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием.
Задачи:
Образовательные: познакомить с алгоритмом определения спряжения глагола; отработать пошаговые действия алгоритма, формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов, учить определять спряжение глаголов по неопределённой форме.
Развивающие: развивать учебную самостоятельность школьников на основе постановки учебной задачи и организации проблемной деятельности; развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки: чувство товарищества, уважение к себе и окружающим, умение работать самостоятельно и в парах, воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева «Русский язык» 4 класс часть вторая
Этапы урока
Содержание
1
Мотивация к учебной деятельности
Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка мне бы хотелось начать со стихотворения-пожелания, которое приготовила для вас Даша Д.
Кто только зубрит, чтоб от двоек сбежать,
Тому никогда – никогда не понять.
Что можно идти на урок, как на праздник,
Что каждый отличник – шутник и проказник.
Учитесь с улыбкой! Шутите учась!
Любая ошибка исчезнет, боясь
веселой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки – как я!
В добрый час!
- Спасибо, Даша за хорошее пожелание. Я надеюсь, что сегодня на уроке никому из вас не будет скучно, и вы легко справитесь со всеми поставленными задачами.
2
Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
Цели:
-актуализация изученного способа определения спряжения глаголов;
-мотивация к пробному учебному действию;
-фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.
1. Актуализация изученного способа определения спряжения глаголов.
- Открываем тетради, записываем: Двадцать седьмое февраля. Классная работа.
Следите за посадкой и положением тетради.
- Сегодня на уроке мы будем продолжать открывать секреты русского языка.
- Над какой темой работали на прошлом уроке?
(спряжение глаголов)
- Что такое «спряжение глаголов»?
- Сколько типов спряжения бывает у глаголов?
- Какие глаголы относятся к первому типу спряжения?
- Ко второму?
- Дома вы тренировались в спряжении глаголов звать и спать. К какому спряжению относится глагол звать? Докажите, почему вы так считаете?
(Глагол «звать» относится к первому спряжению, потому, что во 2 лице у него окончания:-ёшь,-ёте, а в 3 лице окончания: –ёт, -ут. Такие окончания бывают только у глаголов I спряжения).
- К какому спряжению относится глагол спать? Докажите, почему вы так считаете?
(Глагол «спать» относится ко второму спряжению, потому, что во 2 лице у него окончания: -ишь,-ите, а в 3 лице окончания: –ит, -ят. Такие окончания бывают только у глаголов II спряжения).
2. Рефлексия.
- Поднимите руки, кто не справился с этим заданием?
- Кому было тяжело определить спряжение глаголов?
- Значит, вы уже хорошо умеете определять спряжение глаголов?
3. Мотивация к пробному учебному действию.
- Я приготовила для вас новое задание. Послушайте скороговорку русского поэта Григория Афанасьевича Ладонщикова:
Пилят, колют,
Колют, пилят
Филя с Колей,
Коля с Филей.
Завалили пол двора
Будут на зиму дрова.
- Выпишите из скороговорки повторяющиеся глаголы и определите их спряжение.
- Я повторю скороговорку. Но сначала ответьте на вопрос. Кто легко справиться с этим заданием? Кто сомневается? Кому нужна будет помощь? Поставьте на полях тетради знак: .
«+» я справлюсь
«?» я не уверен
«!» мне нужна помощь
Учитель читает повторно скороговорку, дети выписывают повторяющиеся глаголы.
4.Фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.
- Какие глаголы выписали?
- В чём возникли затруднения?
(Мы не знаем как писать «пилят» или «пилют», «колят» или «колют», и поэтому не можем определить спряжение этих глаголов.) Слайд 1.
3
Постановка проблемы.
Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявит и зафиксировать во внешней речи причину затруднения:
- А почему возникли трудности в написании окончаний глаголов?
(У этих глаголов окончания безударные, и поэтому слышатся нечётко).
Посмотрите на свою оценку этого задания, теперь ваше мнение изменилось?
4.
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения.
- Так чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?
(Научиться определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием).
- Какая тема сегодняшнего урока?
(Как определить спряжение у глаголов с безударным личным окончанием?)
-Кто может предложить способ выхода из создавшегося затруднения?
(учитель выслушивает гипотезы детей: посмотреть окончание в словаре и т.д. )
- Где мы можем найти подсказку?
5.
Реализация построенного проекта.
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
- зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках;
-организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;
-уточнить общий характер нового знания.
1. Организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний.
-Откройте учебник на странице 61. Найдите правило, как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.
Вы нашли ответ на наш вопрос??
2. Фиксация способа действия в речи и знаках.
- А теперь посмотрим на наш алгоритм.
- Как мы определяли спряжение глаголов ?
- Почему до сегодняшнего дня вам легко удавалось определять спряжение глаголов?
Что изменилось теперь? Слайд 2.
Какого важного этапа недостает в нашем алгоритме?
- Если окончание в глаголе безударное, то как будет определятся его спряжение?
(Дети перечитывают правило и составляют алгоритм, а на экране высвечивается каждый шаг).
Составление алгоритма.
Проверка алгоритма слайд 3.
3. Решение исходной задачи, данной для пробного действия.
Ко
·л?т- (что делать?) колоть – I спр. – ко
·лют
Пи
·л?т-(что делать?) пилить - II спр.-пи
·лят
- Как вы думаете, подойдет ли данный способ для других глаголов с безударным окончанием?
- Чем мы теперь будем заниматься на уроке?
(работать по алгоритму, определять спряжение глаголов с безударными окончаниями)
6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
- организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи
1. Фронтальная работа.
Учебник: стр. 66 упр. 365. Несколько глаголов из упражнения разбираются фронтально с классом, с целью дать образец проговаривания способа определения спряжения глагол.
Образец устного рассуждения приводит ученик у доски под руководством учителя:
Личный глагол: наступ[и]шь.
Ставлю ударение в слове: наступ[и]шь.
Окончание безударное.
Ставлю глагол в начальную форму: (что сделать?) наступить (сов. вид)
Начальная форма заканчивается на -ить, это не глагол-исключение.
Вывод: глагол II спряжения, в окончании пишу –ишь.
На доске появляется запись:
наступить (II спр.)-наступишь
Обсуждение содержания пословиц.
Работа в парах.
Пользуясь алгоритмом, вставьте букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов, укажите спряжение.
I в. Рисуте - ___________, светт - __________, пиште - __________;
II в. Думате - ___________, любт - __________, летате -_________.
Взаимопроверка.
Физкультминутка.
Мы спряжения к глаголу подбирали
И немножечко устали
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.
-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)
-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
-Как бежишь? - Вот так!
-Как летишь? - Вот так!
-Как плывёшь? - Вот так!
-Как сидишь? - Вот так!
- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? Назовите глаголы 1 спряжения. Назовите глаголы второго спряжения. Как определяли спряжение глаголов?
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;
-организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.
1. Дифференцированная самостоятельная работа.
А) Найди лишнее слово:
смотрт, дышт, тат, клет;
лат, сет, читат, смотрт
Б)( Вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Концерт будт сегодня вечером.
Каждый день будильник будт нас.
2. Проверка по эталону выполненной работы.
смотрит, дышит, тает, клеит;
лает, сеет, читает, смотрит
Концерт будет (быть – 1 спр.) сегодня вечером.
Каждый день будильник будит (будить -2 спр.) нас.
2. Рефлексия усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.
-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?
- Кто допустил ошибки в работе?
-Кто не смог справиться с задание?
-В чем была трудность?
9.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- обсудить и записать домашнее задание.
1. Рефлексивный анализ учебной деятельности.
- Чему должны были научиться на уроке?
- Как решали эту задачу?
- Достигли ли цели урока?
- В чем были затруднения?
-Над чем еще предстоит работать?
2. Оцени свою деятельность на уроке:
Утверждения
Поставь знак
«+» или «?»
1) Тема урока мне понятна.
2) Я достиг цели урока.
3) Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием
4) Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме.
4) Мне необходимо поработать над
перечисли темы для доработки
3. Домашнее задание:
1) стр. 67 упр. 368 пользуйтесь алгоритмом
15