Статья Развития речевой активности детей посредствам мнемотехники
Развитие речевой активности детей посредством мнемотехники
Савина Светлана Анатольевна
МБДОУ«Детский сад №7
комбинированного вида»
города Мценска
Воспитатель подготовительной логопедической группы
“Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
Речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника — потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств.
Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний.
Часто дошкольники с трудом понимают логико-грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.
Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т. к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы героев мультфильмов, телевизионной рекламы, разнообразных реалити - шоу.
Эффективность процесса формирования коммуникативно — речевых навыков у детей во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению в дошкольном учреждении с использованием современных технологий. А это приобретает все большее значение в современной жизни. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности.
Согласно требованием ФГОС условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.
Использование приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Учитывая это, первостепенной целью моей деятельности стало формирование речевой активности дошкольников с использованием коммуникативной технологии – методики мнемотехники.
Были определены следующие задачи:
1. Учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни
2. Формировать навыки культурного речевого общения
3. Развивать речь, расширять словарный запас, психические процессы (память, мышление, внимание, воображение) Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого- «искусство запоминания».
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Рассмотрим некоторые обстоятельства совершенствования процесса становления связной речи у детей. Один из таких моментов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – это наглядность.
Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве следующего вспомогательного фактора Л. С. Выготский называет прием создания плана высказывания. Ученый отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является, как я уже говорила, актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений.
Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Особое место в работе с детьми при обучении рассказыванию отводится мнемотаблицам.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.
Я их использую для: обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Преобразование из абстрактных символов в образы.
Пересказ сказки с опорой на символы (образы).
Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе.
Особенно эффективны использовать мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Мнемотаблицы нами широко используются в обучение детей пересказу. В процессе непосредственно образовательной деятельности мы ставили задачи: формирование связной монологической речи с использованием графических схем; формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа; развитие навыков планирования текста. Обследование детей в конце учебного года, показала хорошую динамику по обучению детей с использованием мнемотаблиц и перспективности данного вида работы. Но самым большим доказательством являются дети, их желание и умение красиво говорить
Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. ("Узнай по контуру", "На что похоже", "Забывчивый художник", "Аналогии", "Временам года",»Жили-были сказки»)
Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
модель должна отображать обобщённый образ предмета;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действую с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по - разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте мы составляли модели прямо во время занятий.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки и рассказы практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В них отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
По моим наблюдениям, использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения:
самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;
установить последовательность изложения выявленных признаков;
удержать в памяти эту последовательность, которая является планом – рассказом описания.
С помощью метода моделирования – использования схем- моделей и мнемотаблиц нам удалось достичь значительных результатов в следующем:
увеличился словарный запас;
расширился круг знаний об окружающем мире;
дети преодолевают робость, застенчивость на выступлениях перед взрослыми;
свободно пересказывают сказки, рассказы как на занятиях, так и в повседневной жизни;
развивается фантазия и творческое воображение детей.
Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Список литературы
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2008. – 97.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.
Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990. - №10.
Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.