ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК НЕОБХОДИМЫЙ АСПЕКТ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК НЕОБХОДИМЫЙ АСПЕКТ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто»,- говорил древнегреческий философ Сократ в далёком прошлом, но его слова очень актуальны и в 21 веке.
В последние годы все больше говорят о необходимости внедрения в школе здоровьесберегающих технологий. Почему эта проблема так актуальна? По данным всероссийского съезда педиатров, который проходил в Москве, здоровье каждого ребенка ухудшается по мере обучения минимум в 5 раз. Исследования показали, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки. Учебная нагрузка зачастую приводит к перенапряжению; совершенно очевидно несоответствие между школьными требованиями и психофизиологическими возможностями учеников, а антигуманный и авторитарный характер взаимоотношений между учителем и учеником приводит к нервным срывам у обоих.
Психологические исследования показывают, что состояние здоровья школьников зависит от психологических факторов. Отсутствие внутренней мотивации учебной деятельности приводит ребенка к конфликту: «Не хочу учиться!»
Потребность в сохранении здоровья школьников и своего собственного здоровья требует от педагога систематического включения в урок специальных приемов, направленных на укрепление здоровья учащихся. К подобным приемам относятся все способы увеличения двигательной активности учащихся: физкультминутки, режим динамических рабочих пауз, использование приемов пассивной и активной релаксации, различных способов переключения, массаж активных точек, психологический настрой на урок, гимнастику для рук и глаз, упражнения по укреплению вестибулярного аппарата.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Для учащегося - это сложная работа, 40 минут сосредоточения, внимания и напряжения, где часто наблюдается физическая усталость. Одной из используемых мною и очень эффективных гимнастик является гимнастика для глаз, разработанная профессором Аветисовым Э.С. Упражнения выполняются сидя в течение 3 - 5 минут.
Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох. (5-6 раз);
Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. (5-6 раз);
Руки - на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. (5-6 раз);
Поднять глаза кверху, сделав ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. (5-6 раз);
Руки - вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх(вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы руки опустить (выдох). (4 - 5 раз).
Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2 - 2 секунды, перевести взгляд на кончик носа 3 - 5 секунд. (6 - 8 раз);
Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.
Если систематически выполнять это упражнение, то оно не займет на уроке много времени.
Физкультминутки, которые я использую, я систематизировала на:
Оздоровительно- гигиенические
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками»;
Танцевальные
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов;

3.Физкультурно-спортивные
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

4.Подражательные
Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение;

6.Двигательно-речевые
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их;


Физкультминутки я часто использую для достижения нескольких целей эмоциональной и мышечной разгрузки детей и отработки учебного материала. Например, ребята выполняют упражнения под выученные стихотворные сопровождения, которые я придумываю сама:
Оранжевый домик, взгляните – девятый,
Стоит, возвышаясь вдали.
Жильцы всем знакомы и нас приглашают в домик смело войти!
Живут дружно рядом:
Один и восьмёрка, два и семёрка,
три и шестёрка, четвёрка с пятёркой.
Всех их запомни и изучи!
Изучение состава чисел до 20 - это наиболее сложный материал в 1 классе. После знакомства с составом числа на стенде появляется домик-опора. На последующих уроках мы учим стихотворение-считалочку и заучиваем комплекс движений к ней. Благодаря этой методике учащиеся могут запоминать материал, применяя движение, проговаривание слов и рассматривание таблиц-опор.
Во втором классе сложным материалом является таблица умножения. Здесь мне на помощь приходят аудиокассеты с таблицей умножения в весёлых песенках. Учащиеся под ритмичную музыку делают свои танцевальные движения, проговаривая за диктором текст и запоминая таблицу умножения.
Пропаганда здорового образа жизни может находить отражение во всех направлениях учебно-воспитательного процесса. Например - проектная деятельность на факультативных уроках. Учащиеся разрабатывают проекты на темы: «Вредные привычки», «Экология и мы», «Здоровый образ жизни», «Курильщик - сам себе могильщик» и другие.