Ролевые игрыКонфликты в нашей жизни(подростковый возраст)

Акмолинская область
Жаксынский район
Запорожская средняя школа
Педагог-психолог: Мокряк Т.А.

Ролевые игры «Конфликты в нашей жизни»
Цель: Дать характеристику понятия «конфликт».
 Познакомиться со стратегиями поведения и методами выхода из конфликта.
Задачи:
-формировать информационно - аналитические умения
-развивать навыки правильного исследования мира, воображения, умения отстаивать свою точку зрения
- вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его  справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности ,тренировать актёрское мастерство участников.
Оборудование:
-презентация «Конфликты в нашей жизни»;
-видео басни Крылова «Лебедь, рак и щука»,
 -реквизит для игр (2 коробки, макет торта)
-    карточки с описанием конфликтных ситуаций;
- карточки для групповой работы;
- памятки
1.Вступительное слово психолога.
Других не зли и сам не злись.
Мы гости в этом бренном мире.
А если, что не так – смирись,
Будь умнее - улыбнись,
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно
Омар Хаям
Конфликт Сегодня мы поговорим о конфликте. Эта тема интересна тем, что как бы мы от неё не бежали, но умение конфликтовать всё равно является самым существенным условием как минимум профессиональной успешности, а скорее всего и жизни в целом. За неумение грамотно конфликтовать люди платят обычно своими нервами и своим здоровьем. Поэтому информация по теме конфликта актуальна, значима и может оказаться полезной каждому человеку независимо от его возраста и профессии.
Что же такое конфликт? Прежде чем ответить на это вопрос давайте посмотрим и послушаем басню Крылова «Лебедь, рак и щука».
1 группа
Этап I.Просветительский
Психолог читает басню И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука».(смотрят видео)
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, судить не нам; Да только воз и ныне там.
Психолог. В чем заключается мораль этой басни?
Ответы участников. Они не смогли договориться, а отсюда возникла конфликтная ситуация. Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?
Вешается слово «Конфликт и на каждую букву слова называются ассоциации.(крик,обман,надежда,)
(Далее участники знакомятся с определением конфликта.)
Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор.
Психолог. Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку? (Высказывания участников.)
Конфликты - это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Конфликт -это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения.
Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту: например, спортсмены соревнуются друг с другом по всем правилам, в этом случае конфликт не возникает.
Практическая часть.
Упражнение «Коробка»
Приглашаются 3 участника Им предлагаются роли- мамы, папы и ребёнка, Коробки ставятся на пол, ноги ребёнка в коробки . С одной стороны становится папа и ставит ногу в коробку с ребёнком, с другой стороны становится мама и тоже ставит ноги в коробку ребёнку предлагается пройти вместе с родителями .После выполнения упражнения задаются вопросы и происходит обсуждение.
Легко ли было идти вместе? Как смогли договориться,? Кто взял на себя инициативу? Возник ли конфликт? А мог ли он возникнуть?
Как, по-вашему, можно было разрешить их конфликтную ситуацию? И можно ли вообще ее решить?
Комментарий психолога. Вот так и в жизни с одной стороны у каждого -семья, с другой -работа. У ребёнка с одной стороны родитель, с другой учитель, у лебедя –рак и щука. И тому , кто в центре всегда тяжелее всего. Конфликты - это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Конфликт -это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения.
Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту. Выходов из этих и других ситуаций может быть несколько, все зависит от стратегии поведения человека в конфликте.
Этап II. Диагностический
Упражнение «Праздничный пирог»
Данное упражнение позволит определить стратегию поведения в конфликтной ситуации.
Психолог. А сейчас мы с вами проиграем все стратегии поведения –их всего 5.Мне надо 5 желающих у которых осенью день рождение . Именинникам раздаются варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения. Участники должны проиграть эти стратегии и объяснить
Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?
Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:
1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)
2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок - не важно, себе - лучший. (Конкуренция.)
3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)
4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)
5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)
Выбрали? Давайте разберем каждую стратегию.
Комментарий психолога: Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы (см. приложение 1), поэтому любая из них может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личность соперника и свою. Необходимо делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».
Однако если конфликт произошел из-за грубости, несправедливости, обмана, эти стратегии могут оказаться бессильными
Этап III. Рефлексционый
Вопросы к участникам
Как вам кажется, какой из этих пяти способов чаще встречается в реальной жизни?
Какой способ вы используете чаще всего в разрешении конфликтов с друзьями?
Какой - с родителями?
Какой - с педагогами?
Какой из них, на ваш взгляд, является самым легким? Самым трудным?
Психолог: Методы разрешения конфликтов.( краткое объяснение каждого метода)
-Метод избегания.
-Метод переговоров
Метод использования посредничества
Метод откладывания (сдача своих позиций)
Метод третейского разбирательства (арбитраж)
Этап IV. Игровой
Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"  Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.  Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.  Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.  На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:  - Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?  - Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?  - Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт? 
Этап V. Заключительный
Психолог. Дорогие участники, вы были сегодня активны, инициативны , креативны! Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к ... Правильно, сотрудничеству!
Итог: Людей неинтересных в мире нет.
                                   Их судьбы – как истории планет.
                                   У каждой все особое, свое,
                                  И нет планет, похожих на нее
                                                                             (Е.Евтушенко)
 -И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами.
Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка» (вручается каждому участнику беседы). Она поможет нам вести разговор в конфликтных ситуациях а возможно, кому–то пригодится и в жизни.
ПАМЯТКА
Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучатся раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Заголовок 115