Конспект на тему Дифференциация звуков [в] и [ф] (фронтальное занятие)
Дифференциация звуков В и Ф.
(Фронтальное занятие)
Цель: Сформировать умение дифференцировать согласные звуки В и Ф на слух и в произношении.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить различать на слух и в произношении звуки В — Ф;
закреплять навыки звукового анализа слов.
Коррекционно-развивающие:
развивать мелкую и общую моторику;
развивать фонематическое восприятие;
развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать самоконтроль за речью;
воспитывать интерес к занятиям;
воспитывать чувства товарищества, доброжелательности.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, презентация.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приветствие.
- Здравствуйте, сегодня я буду проводить у вас занятие, меня зовут Екатерина Васильевна.
- А теперь все встаньте, посмотрите на слайд, сядет тот, кто найдёт картинки, в названиях которых присутствует звук Ф. А теперь картинки, в названиях которых присутствует звук В. Молодцы!
- Ребята, как вы думаете, над какими звуками мы с вами сегодня будем работать? Правильно, это звуки В и Ф.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Перед тем, как мы начнём наше занятие, сделаем артикуляционную гимнастику.
Губы:
“Улыбка” - 5 раз
Язык:
– Поел “блинчик” с вареньем (упр. “вкусное варенье”) .-5 раз
– Почистил зубки (упр. “чистим зубки”) .-5 раз
3. Характеристика звуков.
- Ребята, а давайте дадим характеристику звуку В (согласный, твёрдый, звонкий). А теперь характеристику звуку Ф (согласный, твёрдый, глухой). Правильно.
- А скажите мне чем отличаются эти звуки? (В-звонкий, Ф-глухой). А чем они похожи? (согласные и твёрдые).
- Какой буквой обозначается звук В, а звук Ф?- Скажите, а чем отличается звук от буквы? ( Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу).
4. Повторение слоговых рядов. Игра «Дразнилки»
- Ребята, сейчас я буду проговаривать вам слоговой ряд со звуком В, а вы будете повторять тот же слоговой ряд, но только со звуком Ф. А затем наоборот.
Ва-фа-ва фа–ва-фаФо-во-во во-фо-фоВу-ву-фу фу-фу-вуВы-фы-вы фы-вы-фыФэ-вэ-вэ вэ-фэ-фэ5. Дифференциация [В] – [Ф] на слух.
— А следующее задание у нас будет такое, я буду говорить вам слова и если вы услышите в слове звук В, то хлопаете. Если услышите Ф – топаете.Слова: вода, флейта, лифт, квас, фокус, буквы, вагон, фара, ветка.
- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
6. Физкультминутка.
- Теперь давайте немножко отдохнём, все встаём и повторяем за мной.
Раз, два, три, четыре.Ноги вместе, руки шире,Влево, вправо наклонитесь,И до неба дотянитесь.Хлопнуть раз и хлопнуть два.Вправо, влево голова.Вы рукой достаньте пятку.Вот и кончилась зарядка!
7. Дифференциация звуков В и Ф в словах.
Задание
«Добавь слог, букву».
сли . .
тык . .
кана . .
заба . .
бук . .
хал . .
остро . . шка . .
гра . .
шар . .
голь . .
жира . .
штра . .
телегра .Игра «Чьи вещи?»
- Ребята, посмотрите на слайд, как вы думаете, кто изображены на них? Это волшебник и фокусник.
Волшебник и фокусник решили сделать в своих домиках ремонт и вынесли во двор свои вещи. В названии вещей волшебника слышится звук В, а в названии вещей фокусника – Ф. Отгадайте где, чьи вещи и отдайте их хозяину.Вещи: валенки, варежки, шарф, ванна, фломастеры, кофта, кровать, ваза, диван, магнитофон, фотоаппарат, фартук.(При наведении курсора на картинку в названии которой слышится В и щелчку мыши, картинка перемещается к волшебнику, соответственно, картинка в названии которой слышится Ф – к фокуснику.)
8. Выделение слов со звуками В и Ф из текста.
- Ребята, сейчас я буду вам читать стихи, а вы будете считать сколько слов встретится со звуком, который я вам назову. А начнём мы со звука В.
Вова и ВасилийВарежки купили,Сева купил валенки,Слава коврик маленький.
— Сколько слов со звуком В вы услышали? (8) Какие слова со звуком В вы услышали?— Что купил Сева?— Что купил Слава?
- А теперь посчитайте слова со звуком Ф.
Надела Фая сарафан,А Фома надел кафтан,Митрофан надел фуражку,А футболку надел Сашка.
— Сколько слов со звуком Ф вы услышали?(7) Какие слова со звуком Ф вы услышали?— Что надела Фая?— Что надел Сашка?
9. Итог.
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Дайте им характеристику.