Особенности нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» им. А.С.ПушкинаОптимизация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях современной школы.Акимова Людмила Степановна 5 В настоящее время общеобразовательная школа постоянно обновляется и реформируется. Федеральный государственный стандарт (ФГОС) начального общего образования определяет ряд новых требований в современном выявлении учащихся нуждающихся в коррекционной поддержке и психолого-педагогическом сопровождении. В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе, как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, возрастает. Поэтому требуется новая оценка роли школьных логопедов и внесение нового в структуру, содержание и результативность логопедической работы. Повышение эффективности логопедической работы мы видим в обновлении и изменении традиционных форм логопедического воздействия, основы которого остаются неизмененными. Они лишь рассматриваются нами с несколько иной точки зрения. Опираясь на последние достижения смежных наук (психологии, медицины, коррекционной педагогики) и на существующие нормативно-правовые документы, мы попытались разработать технологию интегративной логопедической помощи в учебно-воспитательном процессе через модули в системе коррекционно-развивающего обучения. Комплексный подход к коррекции и реабилитации детей осуществляется в МБОУ СОШ №2 им. А.С.Пушкина города Арзамаса с 1999 года по 2014 учебный год. Основа успешности всего процесса закладывается в деятельности диагностико-консультативного направления. Практика показывает, что в массовой школе неизменно увеличивается число учащихся со сложной структурой дефекта: Наличие таких нарушений подразумевает необходимость углубления и расширения диагностических исследований.ОВЗ Опираясь на научно-методическую литературу по данной проблеме, взяв за основу нескольких авторских разработок, мы включили в методику комплексного исследования следующие параметры: Применение данной методики обусловило наличие «сводных карт развития». Карты составляются на целый класс или на группу риска, что позволяет создавать целостную картину уровня развития учащихся всего класса и каждого ученика в отдельности. Использование «сводных карт» существенно облегчает консультативную работу с учителями и родителями. «Сводные карты» так же являются материалом для динамических исследований в течении учебного года. «Школьная зрелость» и готовность к усвоению грамоты Комплексный подход к организации коррекционно-развивающей деятельности МБОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина Если конкретно рассматривать нарушения устной и письменной речи у детей начальной школы т.е. дисграфию и дислексию, то это представляет следующую картину: Такие цифры свидетельствуют о трудностях преодоления данных нарушений. Очевидно, что и сама логопедическая классификация дисграфии нуждается в дополнительной доработке. В школьной логопедической практике мы видим, что большой процент составляет особо тяжелая смешанная форма дисграфии. Поэтому нам представляется, что четко «разнести по видам», выделенным в логопедических классификациях, можно лишь грубые формы дисграфии, где явно просвечивает несформированность совершенно отдельных операций письма (типа нарушения слухопроизносительной дифференциации фонем или буквенного гнозиса). Более «тонкие» же случаи требуют углубленного подхода в плане понимания их механизмов, которые не могут быть выявлены чисто логопедическими методами. Е.А.Логинова считает, что обусловить дисграфические ошибки может нарушение нормального взаимодействия между отдельными функциональными компонентами письменной речи. Далее можно сказать, что несформированность у детей, с дисграфией, функции програмирования неписьменной деятельности, представляющиеся в ряде случаев, самостоятельной причиной расстройства письма, а в других- усугубляющая симптоматику дисграфии (в традиционном понимании ее как несовершенство языковых способностей). Ю.Г. Демьяненков, подходя к изучению дисграфии с клинико- психологической позиции рассматривает дисграфию не как самостоятельное расстройство ,а как один из симптомов неврологических и энцефалопатических расстройств(ММД,ЗПР и.т.д.). Р.И.Лалаева указывает на то, что «дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушениями познавательной деятельности, восприятия, психических нарушений). Следовательно, уже само современное понимание механизмов дисграфии, имеющей не только речевую симптоматику, говорит о необходимости комплексного воздействия на дефект, ибо в любом случае вся эта многогранная симптоматика присутствует у одного и того же ребенка. Спасибо за внимание