Открытый урок по русскому языку на тему Имя существительное. Повторение.
Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема:Имя существительное. Повторение.
Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи:
Критерии успешности урока:
1. Знать определение имени существительного
2. Находить в тексте имена существительные, уметь отличать их от других частей речи
3. Уметь определять грамматические признаки имени существительного (род, падеж, число, склонение)
Оборудование: карта путешествия, пират, бутылка, письмо, карточки с заданиями, оценочный лист, монеты для рефлексии, компьютер.
Форма урока: Урок-путешествие
Ход урока.
Организационный момент.
Я надел рюкзак на плечи,
Посадил туда щеночка.
Мы вернёмся лишь под вечер,
Изучив до уголочка
То, что мы пока не знаем -
За мостом иные тропы!
Смело мы с Дружком ступаем,
Накопить нам надо опыт,
Путешествия по лугу.
Одному, конечно, страшно
И поэтому я другу
Предлагаю быть отважным!
Он в ответ охотно тявкнул:
«За тобою хоть на Полюс!
За спиной тепло и мягко,
Я совсем не беспокоюсь!»О чем это стихотворение? (О путешествие)
А что берут с собой, когда отправляются в путешествия в незнакомые места? (Карту)
Молодцы ребята, сегодня у нас урок-путешествие. Мы будем искать сокровище на острове, которое называется части речи. Но чтобы туда дойти нам необходимы наши знания. На пути будут препятствия. А что нам еще поможет в путешествие? (Карта) (Показ)
II. Актуализация опорных знаний.
А с кем мы будем преодолевать препятствия, сейчас узнаем.
У вас на столах буквы соберитесь в группы, найдя такую же букву как у вас. (Д, Р, У, З, Ь, Я)
Какое слово получилось? (Друзья)
Любая дорога скучна и опасна, если рядом с тобой нет надёжного друга. А у вас есть друзья? И так в путь! (рассаживаются по группам)
2. Закрепление знаний о существительных.
Сегодня на уроке вы будите оценивать себя сами. И результат заносить в оценочный лист. Посмотрите, семь препятствий с заданиями. Если справились ставим плюс. В конце урока посчитаем. 7 плюсов 5, 6-5 плюсов 4, и ниже 5 плюсов 3.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.
Каллиграфия: Др уз ья (обратить внимание на соединение. )
Какое слово видите? (друзья) Кого называют другом? (варианты)
А вот значение в орфографическом словаре Ожегова - Человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Запишите это слово.
А теперь оцените себя, если все соединения правильно ставим плюс в оценочный лист.
Останавливаемся возле указателя дорог.(устно)
Имя существительное Глагол
Имя прилагательное Местоимение
- Что общего в надписях на указателе? (Здесь даны названия частей речи.)
В каком направление пойдем? (имя существительное) А почему именно этот путь вы выбрали? ( Мы изучили тему имя существительное)
На какие вопросы отвечает имя существительное?(Кто? Что?) На вопрос кто отвечают.?(Одушевленные) На вопрос что отвечают.?(Не одушевленные) Что обозначает имя существительное?(Предмет) Какие имена существительные бывают?(Собственные и нарицательные)
Молодцы! (Самооценка)
Посмотрите, на нашем пути стоит большое дерево с заданием.
(Словарная работа, работа в карточках)
Первое задание, вставьте буквы, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.
Работа у доски одного ребенка.
Девчка, гзета, бреза, дректор, гусница, врона, древня, горд, джурный, берг.
Взаимопроверка, если не одной ошибки плюс в оценочный лист товарища.
Вывод: Написание словарных слова необходимо запоминать.
Идем дальше. Смотрите, что мешает нам пройти? (деревья)
Что заметили? (было одно дерево, а сейчас много)
Как изменяется имя существительное? (по числам)
Данные словарные слова измените по числам. (устно) (девочка - девочки) (по цепочки, если услышите не верный ответ хлопок, если не раз не ошибся, ставь плюс в оценочный лист)
Молодцы!
Мы на тропинке Род. (Работа по рядам в тетрадь)
Каждое имя существительное (дорога, путь, шоссе) относится к одному из трех родов.
Что можно еще сказать о этих словах? (синонимы)
Чтение сказки о роде. Дети договаривают окончания вторых строк.Женский род запомню яИ скажу она - мояЯ запомню род мужскойИ опять скажу – он мойСредний род оно - моеЭто правило мое.Распределим ваши имена существительные в три столбика: мужской, женский, средний. Каждый подходит к доске, прикрепляем свое слово.
Первый ряд женский род, второй мужской и третий средний. (оценка светофор, верно крепиться слово зеленый цвет, не верно красный)
Подруга друг помощь
Помощница товарищ взаимность
Опора родство связь
Вывод: У имен существительных есть постоянный признак род. Женский она моя, мужской он мой, средний оно мое. (Если вы справились с заданием ставим плюс в оценочный лист)
По какой тропинке пойдем? (Дорога - Полоса земли предназначенная для передвижения.
Путь - Полоса земли, служащая для передвижения.
Шоссе - несклоняемое Автомобильная дорога с твердым покрытием.)
Путь так как мы сами прокладываем дорогу.
Физкультминутка. Отдохнём, ведь в трудной дороге нам всегда помогут друг и весёлая песня.
Ребята, о ужас нам на пути встретились Пираты. Они поймали в море бутылку, а в бутылке записка с одним словом Склонение. Работа в группе. Вы на листе бумаге записываете все виды склонения, какие знаете. Окончания каждого склонения и по три примера к каждому склонению. У вас на работу пять минут.
Критерии оценивания:
Если записали все склонения. Один хлопок.
Если записали все склонения и указали окончания. Два хлопка.
Если записали все склонения, указали окончания и привели примеры. Три хлопка.
Работать мы сегодня будем в группах
Я предлагаю использовать простые правила работы, прочитайте их:
1. Когда я говорю, все слушают и стараются понять меня.
2. Когда говорит другой, я слушаю и стараюсь понять его.
3. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.
(Работа в группе. Кластеры. Вспоминаем три склонения1 - женский род и мужской окончания а,я; 2 – мужской нулевое окончание, средний о,е; 3 – женский нулевое окончание – ь. Если справились с заданием ставим плюс в оценочный лист)
Мы близки. Это камень пословиц. (Работа в парах. В тетради.)
Составим пословицы из частей:
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
О чем пословица? (О дружбе.)
Записать в тетрадь. Сделать синтаксический разбор предложения. В именах существительных определить число, род, склонение и падеж.
Вывод: Что такое склонение? (Склонение – это изменение существительных по падежам.) Падежи имен существительных. Сколько падежей в русском языке?Ребята, для чего мы учим склонения и падежи имен существительных?( Чтобы правильно писать безударные падежные окончания существительных).
Сделайте вывод, каким членом предложения может быть имя существительное.
. Путешествие подходит к концу. Мы смогли проделать такой долгий путь к сокровищу Существительное благодаря тому, что рядом снами были верные друзья.
8) Домашнее задание: Скажем несколько слов о своих друзьях. Напишем мини-сочинение на тему «Мой друг». В этом вам помогут вопросы, записанные на карточке
Как его зовут? Какой он? Как вы вместе проводите свободное время?
Итог урока: Мы добрались до сокровищ. А что является самыми главными сокровищами нашей жизни? (Знания)
Выставление оценок: Сосчитаем собранные плюсы за урок.
Поднимите у кого 7 плюсов. (5) Пятёрку получить не просто. Пятёрка - самый высший бал. Ты всех сегодня лучше. А это больше всех похвал.
А теперь 6-5 (4) 4 - Это хорошо и до пятёрки близко. Ещё старанье приложи и будет всё отлично.
И у кого меньше 5 (3) 3 - Получил оценку 3, не печалься, не грусти. Нужно будет постараться, дома лучше почитать. И получишь ты 4, а быть может даже 5.
Рефлексия: На доске сундук давайте наполним его монетами вашего настроения. Зеленые все понравилось и все получилось. Желтые понравилось, но не все получилось. Красные было трудно и вы расстроены.
Ожидаемые результаты для группы А, В, С.
Ученик А– без труда запоминает и воспроизводит изученный материал, использует и применяет его в практике, активна, легко сотрудничает с участниками группы и оказывает им помощь, умело высказывает свою точку зрения.
Ученик В– в течении урока дает верные ответы, рассуждает, понимает смысл заданий, использует изученный материал на практике, пользуясь схемами – опорами.
Ученик С– пользуется консультацией сильного партнёра в группе, но при этом активно сотрудничает и принимает участие в обсуждение и выполнении заданий.
Смысл заданий понимает не сразу, при воспроизведении изученного материала использует памятки.
Дополнительные задания.
Идём дальше. Перед нами поляна Ошибок. (учитель открывает на доске запись текста и изображение Незнайки рядом с ним.
Слайд9
Он обиделся на другу. Я с Риназой давно дружим. Они ждали мама. Я горжусь своей деревню.
-Невозможно без улыбки смотреть на Незнайкины ошибки. По очереди исправим его ошибки. Найдем главные члены. Запишем в тетради. Дайте характеристику последнему предложению. (Дети отвечают)
Для сильного ученика.
-Спишите, вставя существительные в нужном падеже:
Слайд8
Окно(Р.п.), девочка(Д.п.), ночь(Т.п.), шкаф(В.п.), шарф(П.п.), земля(Т.п.), тетрадь (Д.п.), доска(Д.п.), озеро(В.п.), пенал(П.п.)
Подошёл к (мама), посмотрел на (папа), позвонил (девочка), возвратился с ( друг), поздравляю (товарища), читали о (подвиг).
ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЕ
1) Прочитай. Выпиши имена существительные.
Осень. В лесу тихо журчал ручей. На его воде плыл парад листиков.
2) Спиши словосочетания. Определи падеж имён существительных.
Перепрыгнул через лужу
повисло над рекой
лежит на столе
побродить по парку
были около берёзки
3) Укажите склонение существительных. Запиши их в три столбика.
Земля, снег, метель, облако, печаль, шуба, лес, погода, ночь.
ЗАДАНИЕ 2 ГРУППЕ
1) Прочитай. Выпиши имена существительные.
Пришла осень. По небу плывёт большая туча. Весь день льёт дождь. Дует ветер.
2) Измени имена существительные по числам.
Кухня, ветка, губы, иголки, аккорд, пилюли.
ЗАДАНИЕ 3 ГРУППЕ
1) Прочитай. Выпиши имена существительные.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Шумят в саду деревья.
2) Выпиши сначала одушевленные имена существительные, а потом неодушевленные.
Писатель спица
Жаворонок книга
Богатырь дятел
Гитара орех
Забор щенок
3) Напиши слова в единственном числе. Укажи род имен существительных.
Ландыши, сычи, ночи, дочери, ткачи, броши.