Презентация по литературному чтению Дидактические игры для развития устной и письменной речи у учащихся начальной школы с примененем Smart-доски
Условиями успешного освоения грамоты и письма будет являться развитие все компонентов речи: - фонематического слуха, - фонематического восприятия, - сформированность навыков языкового анализа и синтеза,- умения ориентироваться в окружающем пространстве. В силу различных причин не все дети одинаково готовы к обучению. Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.
Усложнение дефектов речи Давно практикующие логопеды замечают, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности: 1) дефицит внимания;2) низкий уровень развития самоконтроля;3) низкий уровень познавательной активности;4) быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность;5) особенности зрительно-пространственного восприятия;6) низкий уровень мотивации к обучению. Для формирования мотивации школьников к речевой деятельности на уроке и внеурочных занятиях возникает необходимость поиска разнообразных нетрадиционных методов и приемов обучения, которые предотвращают утомление детей, поддерживают у ребёнка познавательную активность, повышают эффективность работы в целом. Одним из перспективных путей решения этой проблемы и повышения детской мотивации к успешному школьному обучению считаю использование игр и упражнений с применением интерактивной доски.
Итогом педагогического воздействия применения Смарт-доски будет являться: - формирование ключевых компетенций обучащихся при реализации ФГОС начального образования: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.Информационные технологии дают множество возможностей: - доставка обучающимся необходимый практический материал в доли секунды; - активизация и сосредоточение внимания на самой сути выполнения задания;- Осуществлять самопроверку и взаимопроверку (с помощью цветного карандаша и скрытого фона); - задействование визуального канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), и аудиального (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает школьникам лучше понять и усвоить материал; - оптимизация процесса формирования правильной речи и коррекции ее недостатков; - увеличение объема выполнения тренировочных упражнений; - при подготовке к занятиям компьютер дает возможность сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий.
Содержание игр и упражнений Игры для усвоения понятий «буква» и «звук».Исходным моментом в процессе формирования навыка чтения и письма является звуко–буквенный анализ слова и осознание разницы между неречевыми и речевыми звуками. Умение дифференцировать звуки речи вырабатывается благодаря множеству игр и упражнений на выделение звуков из слов и на их распознавание при систематическом использовании, помогают довести навык дифференциации звуков до автоматизма, а также помогают сделать работу в этом направлении более интересной и разнообразной как для ребенка, так и для учителя.
Кто в домике живет? Цель: развитие умения определять место гласного и согласного (твердого и мягкого) звука и буквы в слове.Ход игры: 1) детям предлагается расселить животных в домики по наличию гласных звуков в названии каждого.2) детям предлагается расселить животных в домики по наличию согласных твердых и мягких звуков в названии каждого.3) Проверка (скрыта фоном). Шифровальщики Цель: развивать умение выделять первый звук в слове, соотносить его с буквой, составлять слово из отдельных букв.Ход игры: 1) ребенку предлагается вписать в клетку под каждой картинкой букву, на которую начинается название изображенного предмета, прочитать полученное слово. 2) Проверка. Построим пирамиду Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.Ход игры: детям предлагается заполнить пирамиду. Среди картинок сначала найти те, в названии которых 5, 4, 3 звука (с помощью карандаша).
Что перепутал художник? Цель: развитие умения проводить сравнительный звуко – буквенный анализ.Ход игры: 1) учитель рассказывает, что художнику дали карточки со словами и попросили нарисовать под словами картинки. Художником был маленький мальчик. Рисовал он хорошо, а читать правильно не научился. Детям предлагается определить, что перепутал маленький художник. Какую букву он прочитал неправильно?2) детям предлагается соотнести слова и буквы, подчеркнуть буквы, которыми слова различаются. Подвижные буквы Цель: развитие умения составлять слова из данных букв, изменяя их порядок.Ход игры: 1) на доске даны карточки со словами и буквы, составляющие эти слова. Детям предлагается переставить буквы так, чтобы получилось новое слово.2) проверка. Ребусы Цель: развивать умения составлять слова из букв, проводить звуко – буквенный анализ слов.Ход игры: детям предлагается отгадать слово, которое зашифровано, соотнести его с печатной буквой и записать письменной.
Игры для усвоения понятия «слог» и преодоления нарушения слоговой структуры слов и обучение слоговому анализу. Причины возникновения нарушений чтения и письма у младших школьников часто связано с недостаточным развитием речевой функции в целом, или нарушение какой – либо отдельной стороны речи. Это выражается в трудностях произношения слов сложного слогового характера: перестановка слогов, пропуски или добавления посторонних слогов, звуков, а в следствии приводит к ошибкам при письме.
Телеграф Цель: развитие умения делить слова на слоги.Ход игры: 1) детям предлагается отгадать слова, которые будут переданы по телеграфу (учитель отстукивает количество слогов). Дети должны подумать и сказать, какие это могут быть слова.2) проверка. Самый внимательный Цель: развитие умения выделять заданный слог из слова.Ход игры:1) дети соотносят предложенные схемы и картинки, соединяют их друг с другом. 2) учитель предлагает детям «взять» 1 слог из слова «машины» и 1 слог из слова «шары» и получившееся слово записать (Маша).3) учитель предлагает детям «взять» 2 слог из слова «тюльпаны» и 1 слог из слова «шары» и получившееся слово записать (Паша).4) учитель предлагает детям составить с полученными словами предложение. Слоговая арифметика Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и зрительную память, обогащать словарный запас и развивать мыслительную деятельность.Ход игры:1) детям предлагается получить новые слова путем арифметических действий.2) проверка. Найди ошибку Цель: развитие умения определять правильное и неправильное деление слов на слоги.Ход игры: 1) учитель говорит: «Мальчик не знал правил деления слов на слоги, а ему нужно перенести слова «парус», «парта», «парк», «парад», «пара», «парник». Он отделил во всех словах первую часть - -пар-, а вторую часть решил перенести. Правильно ли он сделал?2) проверка.
Игры для усвоения и различения понятий «слово» и «предложение» Найди спрятанное словоХод игры:1) Детям предлагается отыскать слова из буквенного материала.2) из этих слов детям можно предложить составить предложения или рассказ. Соедини слова 1)Учитель предлагает детям соединить слова из левого и правого столбиков так, чтобы получилось словосочетание.2) Далее дети дополняют словосочетания до предложения с помощью вопросов. РедакторЦель: формировать умение делить сплошной ряд слов на предложения.Ход игры:1) учитель предлагает детям исправить текст, поделив его на предложения.2) можно предложить детям собрать этот текст из предложений.
Игры для развития связной речи.Для ребенка очень важно овладеть логически связной речью и богатым словарным запасом. Для этого существует множество способов: беседы, составление рассказа по картинкам, восстановление деформированного текста. Обучение младших школьников рассуждению и доказательству посредством загадок т.к.разные загадки об одном предмете активизируют словарь. Показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, способствуют развитию навыка построения сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.
Игры для развития связной речи ЛесЦель: закреплять навыки речи – доказательства, развивать навыки речи – описания, учить детей отгадывать загадки.Ход игры: 1) учитель загадывает детям загадки, они отгадывают: ***Что за дерево и зиму, и лето зелено? (елка)***На лесной опушкеПлатьица белены. Стоят подружки Шапочки зелены. (береза) - Что же у нас получилось? - Что еще растет в лесу, кроме деревьев? ***Возле леса на опушке,Украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка,Ядовитый … (мухомор). ***Белый гриб
- В лесу живут разные звери и птицы. Узнайте, какие: ***Сердитый недотрогаЖивет в глуши лесной.Иголок очень много, А нитки ни одной. (ёж) ***Хитрая плутовка,Рыжая головка,Хвост пушистый – краса!А зовут ее … (лиса) ***Хозяин леснойПросыпается весной,А зимой под вьюжный войСпит в избушке снеговой. (медведь) ***Непоседа пестрая,Птица длиннохвостая,Птица говорливая,Самая болтливая. (сорока) - Получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод, разных зверей и птиц! (можно предложить детям прослушать голоса зверей и птиц). 2) можно предложить самим детям загадать известные загадки про лес и его обитателей или придумать самим. 3) можно повторить (закрепить) знания детей: - в ориентировке в пространстве (верх-низ, лево-право); - предлогов за, под, между, из-за, около, перед и др.
Составь рассказ по картинкам Цель: формировать правильную связную речь. Ход игры: 1) учитель предлагает сочинить рассказ по картинке, у кого получится самый длинный и интересный.2) можно, составляя рассказ добавлять предметы на картинку с помощью карандаша и составлять новый рассказ и др.