Конспект учебного занятия по МДК 02.01 «Основы исполнительского мастерства».
Конспект учебного занятия по МДК 02.01 «Основы исполнительского мастерства».
профессиональный модуль: ПМ02.МДК02.01. Технология исполнения изделий ДПИ и НП (Основы исполнительского мастерства).
специальность СПО: 54.02.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественная роспись по дереву)
Тольятти, 2016
ОДОБРЕНО РАССМОТРЕНО
Методическим советом Предметной (цикловой) комиссией
ГАПОУ КТиХО________________________________
Протокол № ___. Протокол № ___.
от «_____» _______________201 г. от «_____» _______________201 г.
Автор (составитель): Якимова Анна Михайловна, преподаватель
Ф.И.О., должность
Конспект учебного занятия по МДК 02.01 «Основы исполнительского мастерства».
(для студентов специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы)
Рецензенты:
Тема занятия по КТП: «Создание и выполнение цветовой композиции по мотивам хохломского промысла в круге (Тарелка). Композиционное размещение в формате А-3, линейно-конструктивное построение орнаментального мотива в круге»
Тип занятия: комбинированный (закрепление знаний, формирование умений и отработка навыков).
Цель занятия: Скомпоновать орнамент в заданном формате, передать стилистику хохломского орнамента в цвете.
Студент на занятии должен формировать следующие компетенции: Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Использовать информационно - коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Должен проявить умения последовательно вести работу над композиционным размещением в листе и формировать умения последовательно, поэтапно вести работу над изображением орнаментального мотива в круге (тарелка)
Варьировать изделия декоративно-прикладного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями.
Проявить навыки по владению изобразительными материалами (кисти) при работе над орнаментальным рисунком.
Ход урока:
I.Организационный момент. Подготовка к работе, бумага, кисти, краски
Хохлома! Золотая хохлома! Одна из самых известных росписей в России. В создании «хохломского золота» участвовало не одно поколение мастеров. Сама техника хохломской окраски довольна трудоемка. Особенности хохломского орнамента складывались благодаря формам точеной деревянной посуды.
II.Формулирование темы урока. Сегодня мы с вами должны разработать эскиз на тарелку и выполнить его в цвете. В традиционной гамме ( красное., черное, зеленое. золотое) Перед началом работы посмотрим небольшую презентацию технологического процесса росписи. Просмотр презентации «Технология хохломской росписи». А теперь немного разомнемся и потренируемся, начнем с элементов. для этого должны быть у каждого хорошие кисти белка№1,2,3.Приступаем! Правильным считается положение руки с четкой фиксацией локтя, т.е. в процессе работы он почти не должен двигаться, а кисть руки должна свободно перемещаться в нужном направлении, благодаря этому одним неразрывном движением можно проводить протяженные мазки. В процессе росписи можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им поверхности изделия.
III. Отработка элементов хохломской росписи (травинки, капельки, усики) Последовательность выполнения травной росписи. Для начала немного поупражняемся, проработаем отдельные элементы. Обучение основам хохломской следует начинать с умения держать мягкую круглую остроконечную кисть перпендикулярно плоскости листа и проводить ею линии во всевозможных направлениях, не изменяя силы нажима на кисть. Нужно правильно держать кисть чтоб рука писала свободно, легко. Самое трудное это научиться писать травку. Основа ее растительного орнамента - природа, таящая в себе богатейший мир поэтических образов. Для правильного написания травного мазка тонкую с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности и ведут к себе, немного поворачивая кисть в ту сторону, куда должен изгибаться мазок. При этом надо следить за четкой, волосяной тонкости начала и окончания мазка. Изображая травинки, художник-мастер довольно живописно чередует красный и черные цвета, не забывая соизмерять их с пятнами проблесков фона
IV.Композиционное размещение элементов в хохломском мотиве. «Тарелка» в формате А-3 (самостоятельная работа студентов). В основу составления орнамента в круге главным является стебель (криуль) Намечаем его в карандаше, компонуем в круг. Это может быть куст, венок. А затем размещаем листья, цветы, ягоды. У всех получается? Посмотрим
V. Анализ композиционного размещения, исправление ошибок.
VI.Нанесение основного стебля «криуль», Изображение основных элементов (цветы, бутоны, ягоды) и травочные кустики. Заключительный этап росписи орнаментального круга. Проработка деталей (самостоятельная работа студентов).
VII.Просмотр и анализ выполненного этапа работы, обсуждение допущенных ошибок и способов их исправления.
VIII.Подробное построение орнамента в круге: отработка кистевых приемов. (самостоятельная работа студентов).Выполнение в цвете. Восприятие произведений народного искусства не может быть сведено только к «прочтению» орнаментально-декоративного воплощения замысла художника-мастера, а предполагает активную мыслительную деятельность учащихся в отношении соотношения изобразительных и выразительных элементов художественной росписи с действительностью , с личным опытом, с целью не только понять художественные достоинства произведения, но и с его помощью попытаться понять гармонию окружающего мира. Источником вдохновения для художника являлась и является природа и декоративно-прикладное искусство в этом плане не служит исключением.
IX.Просмотр выполненных работ и выставление оценок.
X. Завершение урока.
Домашнее задание:
Выполнить 5 листов упражнений - эскизов с травочным орнаментом, формат А-4.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Русская роспись (Техники, приемы, изделия) Величко Н.К.- М: АСТ-ПРЕСС , 2010г
наглядное пособие «Хохломская роспись по дереву» Художник Орлова Л. В.
презентация «Технология хохломской росписи»студенческие работы из методического фонда.
Художественная роспись по дереву. Соколова. М.С. М; ВЛАДОС,2005г
Дополнительные источники:
Народное искусство как часть культуры.Некрасова М.А. М., Изобразительное искусство, 1983.
Золотая Хохлома.Емельянова. Т.И. М., «Интербук_бизнес» 2001г.
Роспись, (техники, приемы, изделия). М.: Аст-пресс. 1999 г.
Интернет-ресурсы:
9 Rospismoskva. narod.ru
10 www. rospis.ru.