Развитие у подростков вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства
Пояснительная записка
Программа вокального кружка «Музыкальная капель» направлена на развитие у подростков вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Цель:
формирование эстетической культуры обучающихся;
развитие эмоционально-выразительного исполнения песен;
становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления обучающихся посредством вовлечения их в певческую деятельность
Задачи:
Образовательные: постановка голоса, формирование вокально- хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром.
Воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.
Развивающие: развитие музыкальных способностей обучающихся в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
сольной и ансамблевое пение,
слушание различных интерпретаций исполнения,
пластическое интонирование,
добавление элементов импровизации,
движения под музыку,
элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Актуальность программы
Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребят развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, обучающиеся учатся взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
В формировании вокальной культуры обучающихся особую роль играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю.
Воспитание эстетического вкуса, музыкально-художественной культуры учащихся – важнейшая задача системы дополнительного образования детей. Хоровое пение, как форма приобщения подростков к музыке, играет большую роль в воспитании музыкального вкуса, исполнительской и слушательской культуры учащихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с учащимися среднего звена. Всего в году 34 занятия, 34 часа. Состав участников в кружке - 15 человек.
Основное содержание программы
Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
Работа над певческой установкой и дыханием. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Преимущественно мягкая атака звука. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса.
Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных.
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Репертуар для детей подбирается согласно их певческим и возрастным возможностям. На занятиях учимся работать с микрофоном, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Методы и формы реализации программы
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Учебно-воспитательная работа
(концертно-исполнительская деятельность)
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школы, города. Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса. Критерием оценки - качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
создание дружного коллектива;
взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Формы организации вокальной деятельности:
музыкальные занятия;
репетиции;
концерты.
Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
подготовку голосового аппарата;
развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости.
Используемые методы и приемы обучения:
наглядно – слуховой (аудиозаписи)
словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
практический (показ приемов исполнения, импровизация)
частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
методические ошибки
Методы стимулирования познания и деятельности:
Поощрение.
Контроль.
Самоконтроль.
Оценка.
Самооценка.
Одобрение словом
Методы поощрения:
Благодарность.
Благодарственное письмо родителям.
Устное одобрение.
Коррекционные методы:
Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов.
Работа над дикцией, ударением.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
формирование эстетических потребностей, ценностей;
развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
развитие потребностей опыта творческой деятельности;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям своей школы, города, страны.
Предметные результаты
Обучающийся должен знать:
средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
знать и применять правила сценической культуры.
уметь:
чисто петь выученные песни, знать их названия и авторов;
понимать дирижерские жесты;
петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
соблюдать при пении певческую установку;
использовать в пении приобретенные певческие навыки;
слитно произносить песенный текст.
Метапредметные результаты
овладение способами решения поискового и творческого характера;
культурно – познавательная и социально – эстетическая компетентности;
приобретение опыта в вокально–творческой деятельности.
Способы отслеживания результатов
освоения образовательной программы.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Календарно-тематическое планирование №
п/п Тема Кол-во
занятий Кол-во
часов Дата
I - полугодие 1. Как влияет музыка на жизнь человека. Проверка слуха. Диапазон. 1 1 .09
2. Беседа о правильной постановке голоса 1 1 .09
3. Подбор репертуара. 1 1 .09
4. Звукообразование 1 1 .09
5. Репетиция ко Дню Учителя. Работа с фонограммой 1 1 .09
6. Концерт на День Учителя 1 1 .10
7. Подготовка к районному конкурсу "Красная гвоздика" 1 1 .10
8. Репетиция к конкурсу 1 1 .10
9. Формирование сценической культуры. 1 1 .10
10. Разучивание песен ко Дню Матери 1 1 .11
11. Вокально-хоровая работа. 1 1 .11
12. Музыкально – исполнительская работа.
Работа над мимикой и жестами. 1 1 .11
13. Жизнь и творчество Г.Свиридова. К 101-летию со дня рождения 1 1 .12
14. Комплексное занятие "Музыкальный портрет России" 1 1 .12
15. Звучат наши любимые произведения. 1 1 .12
16. Унисон. Работа над точным звучанием. 1 1 .12
17. Беседа-концерт "О традиции празднования Нового года в разных странах" 1 1 .12
II- полугодие 18. Современная эстрадная музыка. Прослушивание детских эстрадных коллективов 1 1 .01
19. Звучит нестареющий Моцарт. К 261-летию композитора 1 1 .01
20. Дирижерские жесты. 1 1 .01
21. Разучивание песен ко Дню защитника отечества. 1 1 .02
22. Беседа о праздновании Масленицы на Руси. 1 1 .02
23. Творческое занятие «Сочини песню» 1 1 .02
24. Краски весны в музыке, живописи, поэзии 1 1 .03
25. Основы музыкальной грамоты 1 1 .03
26. Музыкальная игра"Угадай мелодию" 1 1 .04
27. Беседа о творчестве современных композиторов. 1 1 .04
28. Тематический вечер "Мир Прокофьева". К126-летию композитора 1 1 .04
29. Проектная деятельность "Любимые песни моей семьи" 1 .04
30. Музыкальная викторина "Музыка моей Родины" 1 1 .05
31. Вокально-хоровая работа. Работа над дикцией 1 1 .05
32. Подготовка к Последнему звонку. Репетиция 1 1 .05
33. Выступление на Последнем звонке 1 1 .05
34. Концертное выступление на торжественном чествовании "Лучший ученик года" 1 1 .05
Итого: 34 34 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература.
Курушина Т.А. Творческое развитие учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
Кудряшов А.В. Песни для детей: Настольная книга музыкального руководителя.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.
Орлова Т.А., Бекина С.Е. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1994.
Чустова Л.И. Гимнастика музыкального слуха: Учеб.пособие по сольфеджио для детских муз. школ и детских школ искусств. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»Методическое обеспечениеКомпьютер; музыкальные инструменты: фортепиано, баян; магнитофон; фонограммы песен; нотный материал; микрофон.
Муниципальное образовательное учреждение Петряксинская средняя школа
ПРИНЯТО
на заседании
педагогического
совета
Протокол №1
от __.___.2016г. «СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по ВР
/Севбянова С.Ф./
«__»_________2016г «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СШ
/Билялова К.А./
Приказ №__
от «__»_________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА «МУЗЫКАЛЬНАЯ КАПЕЛЬ»
Составитель: руководитель вокального
кружка Сулиманова Х.Х.
2016 – 2017 учебный год
с.Петряксы