Методическая разработка на тему: Особенности формирования рациональной техники пианиста
Методическая разработка.
Особенности формирования рациональной
техники пианиста.
Овладение техникой в начальных классах ДШИ следует рассматривать с учётом возрастных особенностей и общим направлением развития техники пианиста. В основу обучения на фортепиано положены два фактора: психологический и физиологический.
Психологический фактор или музыкально-слуховой, от которого зависит рассуждение, воображение, понимание оттенков звучания, нередко остаются вне поля зрения педагога. Физиологический фактор предполагает ловкость и проворность пальцев, гибкость рук, подчинение мышечной активности требованиям исполнителя.
Для воспитания рациональной техники необходимо знать особенности пианистического аппарата ученика. Проанализировать, что ему мешает, какие движения вызывают неудобства и вовремя помочь. Не следует требовать строго определённого положения рук.
Проблема игрового движения должна рассматриваться в связи с конкретными художественными задачами, так как игровое движение – движение профессиональное, специально воспитанное в процессе обучения, предназначенное для воплощения художественного замысла.
Технический приём – это игровое движение, при котором исполнитель удобным способом преодолевает трудности, добиваясь звукового и художественного результата. Техника есть и должна быть верной внешней формой выявления того, чего хочет душа. В основе технической работы - пианистические движения, с помощью которых можно выполнять необходимую художественную задачу. Важно подобрать наиболее точные, рациональные приёмы исполнения пассажей, с тем чтобы «лишние» движения не мешали раскрытию художественного образа.
Рука человека имеет индивидуальные отличия и является чрезвычайно сложным аппаратом. Принимая различные положения и движения при игре рациональными и правильными будут те из них, которые требуют наименьшего напряжения и удобны.
Работа над упражнениями необходима для технического развития ученика. Игра упражнений развивает такие пианистические навыки как точность, ловкость, беглость движений. Упражняться – это значит обдумывать и анализировать игровые движении. В основе упражнений должна лежать продуманная идея, ведущая к намеченной цели. Педагог должен подсказать один из рациональных методов упражнения.
При работе над упражнениями важно следить за звуковой ровностью, певучестью звука и ритмической чёткостью. Упражнение должно быть максимально коротким. Составляя упражнение нужно уметь в трудном найти лёгкое, в сложном – простое, в неудобном – удобное.
Не следует напрягать руки, они должны быть свободными от плеча до кончика пальцев. Тренировка пальцев должна проходить постоянно и в различных темпах. Обязательна игра в медленном темпе, при которой следует добиваться ровного и точного исполнения пассажей. На различных этапах обучения развитие пианиста происходит по-разному, но какими бы приёмами проучивания технических пассажей он не пользовался, всегда должен иметь перед собой музыкальный идеал, к которому надо стремиться.
Основная цель технического развития – обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. Принципы развития пианистического аппарата, наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки следующие:1. Гибкость и пластичность рук.2. Пальцевая активность.3. Целесообразность и экономия движений.4. Звуковой результат. Развитие техники осуществляется не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале – этюдах, в которых музыкальные и пианистические задачи органично слиты (например, этюды Л.Шитте, А.Гедике, И. Берковича, К.Черни и др.). Образные черты мелодических пассажей и чёткая ритмика таких этюдов увлекает детей, поэтому фактурные трудности преодолеваются ими без особых усилий.
Работа по развитию технических навыков должна строиться с учётом возрастных и психологических особенностей развития ребёнка и быть посильной, последовательной и рациональной. Большое значение имеет систематичность в изучении этюдов.
Работа над этюдами отлично «тонизирует» руки, развивает гибкость и эластичность ладонных мышц, вырабатывает хорошее ощущение клавиатуры, ровный и певучий звук, воспитывает ритмические навыки метроритмическую организованность. Чёткая равномерная пульсация обуславливает чёткие двигательные представления и пальцевую ровность.
Слуховой контроль и чёткая артикуляция имеют принципиальное значение. Поставленная технологическая задача может быть решена при условии активного слухового внимания исполнителя.
Работая в классе над преодолением технических трудностей можно использовать следующие методические приёмы: объяснение, показ педагога, анализ технической структуры пассажей и рациональные приёмы их исполнения, графическое изображение пассажей и др.
При отборе литературы педагог должен руководствоваться соответствием пианистического изложения требованиям развития техники ученика, устранения имеющихся у него технических недочётов. В работе над пианистической техникой требуются такие компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, рациональность используемых технических приёмов, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а так же слуховое развитие. Недоразвитость этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, её ограниченности.
При знакомстве с новыми этюдами необходимо сделать разбор специально технический – выяснить характерные особенности фактуры, использовать рациональные технические приёмы, например:
К.Черни. Этюд ор.821 №130
В этюде представлена фактура арпеджированных пассажей. Делим на позиции так, чтобы они совпадали с фразировочными, не нарушая мотивы.
Необходимо правильно выбрать аппликатуру, расположение пальцев должно быть удобным. Гибкость и пластичность рук позволит избежать резких движений.
Делим позиции на опорные и не опорные. В опорных позициях рука опирается на клавиатуру, в не опорных – играет только пальцами. Далее связываем позиции посредством подкладывания первого пальца. Подготавливаем его плавно и незаметно, не допуская толчка и глубокого погружения в клавишу. Запястья свободные, кисть ведётся на одном уровне. После подкладывания первого пальца вся ладонь сразу переносится через него и широко располагается на следующей позиции. Перемещаясь по пассажам, рука принимает рациональные положения, прилаживаясь к мелодическому рисунку.
Рука человека чрезвычайно сложный аппарат. При игре цепь движений сложна настолько, что определить сокращение и напряжение мышц невозможно. Правильными движениями рук будут те, с точки зрения физиологии, которые требуют напряжения наименьшего количества мышц.
Все нерациональные приёмы способны привести к заболеванию рук, а излишнее напряжение мышц затрудняет игру и теряется способность слушать себя.
Список используемой литературы:
Крюкова В. «Музыкальная педагогика» «ФЕНИКС», Ростов-на-Дону, 2002
Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» М., Музыка, 1985
3. Макуренкова Е. «О педагогике В.В. Листовой» М., Музыка, 1971
Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» изд. 4, М., Музыка, 1982
Перельман Н. «В классе рояля» Ленинградское отделение, Музыка, 1975
Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста» М., Советский композитор, 1984
Фейнберг.С. «Пианизм как искусство» М., Классика-ХХI, 2003
Шмидт – Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков» Ленинград, Музыка, 1985