Музыкотерапевтический компонент в работе преподавателя ДШИ м ДМШ
И.А.СинягинаМБУДО Кагальницкая ДШИ им.М.И.ГлинкиМузыкотерапевтический компонент в работе преподавателя ДШИ
Для успешного решения педагогических задач преподаватель должен обладать функционирующей системой знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающей выполнение задач обучения и воспитания, т.е. обладать профессиональной компетентностью педагога-музыканта. «Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл) [1]. Профессиональное мастерство, т.е. компетентность включает в себя обладание рядом компетенций и выражение личности педагога, его возможностей и способностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью. Одной из немаловажных частей профессиональной компетенции является музыкотерапевтический компонент.
Обращаясь к самому понятию «музыкотерапия» можно сказать, что это лечение посредством музыки. Из истории вопроса известно, что Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. В 1918 году Колумбийский университет (США) разработал первый курс «Музыкотерапии», а первая учебная программа по музыкотерапии была разработана в Великобритании в 1961. Уже в 1975 в Лондоне был основан Центр музыкальной терапии. Принцип музыкотерапии основан на вибрациях, которые нас повсюду окружают – это стук сердца, пульс, ритм дыхания. У каждого свой особый ритм, а музыкальные ритмы вступают с человеческим организмом или в резонанс, или в диссонанс. И если правильно подобрать музыку, то она способна исцелять слушателя от разных заболеваний. Современная музыкотерапия представляет собой технологию разрешения медицинских, реабилитационных, развивающих, коррекционных, и воспитательных задач. Использование музыкотерапии очень широко: в специализированных центрах, в работе с дошкольниками в ДОУ, а также в педагогической практике работников ДШИ и ДМШ. В данной статье мы рассмотрим применение музыкотерапевтического компонента в работе с учащимися в классе скрипки.
Сам факт того, что ребенок пришел учиться игре на каком-либо музыкальном инструменте, уже благотворно влияет на его организм в целом. Каждый инструмент оказывает благотворное влияние на определенный орган в человеке. Так, например, скрипка влияет на сердечно-сосудистую систему, звуки кларнета полезнее всего для печени и т.д. В педагогической работе преподавателя-музыканта музыкотерапия используется многогранно. Так, например, в первую очередь при постановке игрового аппарата ученика. Очень важно на первоначальном этапе обучения правильно организовать двигательный процесс. Воспитывая игровые приемы, строго учитывать физиологические закономерности двигательных действий рук, физиологические закономерности двигательного процесса всего организма. В данном случае музыкотерапия – это использование и применение знаний педагога для целесообразной постановки всего игрового аппарата, чтобы игра на инструменте не привела к заболеваниям рук, мышц спины и позвоночника. Правильно организуя двигательный процесс и предохраняя зону суставов от перенапряжения, преподаватель обеспечивает профессиональное долголетие своим ученикам. Зная все физиологические закономерности, постановку необходимо начинать с корпуса, потом переходить к предпостановочному этапу, далее к разобщенной постановке рук и к соединению их действий. «Важнейший момент функционирования рук – их расслабление после действий. На основе четкой периодизации процессов напряжений и расслаблений базируется вся музыкально-исполнительская техника»[]. В классе скрипке важно воспитывать у начинающих учеников навык активного броска руки, воспитывать сознательно, доводя до полного автоматизма – свободного падения руки, т.к. автоматическое расслабление активно работающих мышц непременное условие строгой цикличности двигательного процесса. Недостаточная степень расслабления – первопричина всех зажатостей, т.к. некомпенсированные напряжения провоцируют не только локальные перенапряжения определенных мышечных групп, но и зажатость всего организма играющего. Начальный период работы над координацией целесообразно начинать с идентичных согласованных движений силовых частей рук: синхронные подъемы и падения рук, синхронные вертикальные размаховые движения, горизонтальные размаховые движения, сводящие и разводящие рулевые движения. Восприятие согласованных движений значительно более доступны ребенку. «Учитывая то, что всем суставам более свойственны от природы круговые движения или движения по дугообразной линии, чем сугубо прямолинейные, была разработана система специальных упражнений, состоящая из комплексов упражнений на разные группы мышц. Они максимально учитывают основные взаимосвязи и взаимозависимости мышечных групп человеческого организма, координируют действия этих групп в процессе обучения игре на скрипке. Регулярные занятия упражнениями помогают не только в достаточно короткие сроки организовать двигательный процесс, но и активно управлять им». [4] Во время выполнения упражнений, а также во время игры на инструменте, необходимо следить за дыханием, т.к. четкая организация и регулировка дыхания – непременное условие нормального функционирования организма человека. На уроках важно чередовать время игры на инструменте с временем выполнения упражнений. Весь комплекс необходимо выполнять дома, а на уроке только некоторые упражнения. Также на уроке для восстановления дыхания и приведения в гармоничное состояние весь организм можно выполнять дыхательную гимнастику по Стрельниковой.
Также музыкотерапевтический компонент используется при выборе репертуара для ученика. Например, для медлительного и флегматичного ученика надо подбирать произведения подвижного, бодрого характера, а для очень активных – более напевного, кантиленного характера. Выбирая репертуар, необходимо понимать какое качество характера или личности он поможет воспитать, т.к. музыка лечит не только тело и душу, но и воспитывает личность. С помощью правильного подбора репертуара выполнять не только исполнительское совершенствование, но и коррекцию данного психоэмоционального состояния ученика. Обязательно изучать произведения И.С.Баха, В.А.Моцарта, начиная с начального этапа обучения, т.к. произведения этих композиторов признаны наиболее подходящими для музыкотерапевтического воздействия на организм человека. В музыкотерапевтических целях практиковать прослушивание произведений классической музыки с учениками класса, как посвящая этому урок, так и посещая концертные залы, применять интегрированные методы музыкотерапии: рисовать под музыку, придумывать истории под прослушивание музыки и т.д. В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы: гиперактивность, психосоматические заболевания. Такие дети приходят учиться в музыкальные школы и здесь очень важен музыкотерапевтический компонент профессиональной компетентности преподавателя. Необходимо постараться создать все возможности для их эмоционального самовыражения.
Из всего вышесказанного видно, что применение музыкотерапевтического компонента довольно широко и многообразно.
Список используемая литература:
1.Голубничная Е.А. Доклад Компетенция и компетентность. Педагогические технологии. Интернет-ресурс.
2.Диксон Дж. «Игра без боли» Газета «Ключ» 1994г.
3.Лесман И. «Пути развития скрипача», Ленинград 1934г.
4.Мазель В.Музыкант и его руки Спб «Композитор» 2002 г.