Методический доклад с иллюстрацией Деятельность концертмейстера-пианиста на уроках ритмики


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств №47 имени М.Ф. МацулевичМетодический доклад с иллюстрацией
«Деятельность концертмейстера-пианиста
на уроках ритмики»
Составитель:
концертмейстер
Пермякова И.Г.
Новокузнецк 2013
Тема методического доклада с иллюстрацией:
«Деятельность концертмейстера–пианиста на уроках ритмики».
Цель – раскрытие значения деятельности концертмейстера на уроках ритмики отделения раннего эстетического развития.
Задачи:
1. Показать важность используемого концертмейстером музыкального материала на формирование в детях чувства метроритма.
2. Показать, как через исполняемую концертмейстером музыку дети учатся её воспринимать, чувствовать её настроение, характер, понимать содержание.
Используемые музыкальные произведения:
Ю. Чичков Марш «Физкульт-ура!»
М. Мусоргский Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
П. Чайковский Марш из балета «Щелкунчик»
П. Чайковский Ноктюрн
Б. Сметана Полька
С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»
А. Дворжак Вальс (соч. 54 №5)
Русская народная песня «Как у наших у ворот» (обр. Иорданского М.)

Содержание
Введение.
Художественно-яркая игра концертмейстера – основа развития у учащихся чувства ритма.
Концертмейстер приобщает учащихся к лучшим образцам классической, народной и современной музыки.
Заключение.
1. Специфика работы концертмейстера состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом.
Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе – по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в классе ритмики.
Ритмика – музыкально-педагогическая дисциплина, целью которой является развитие эмоциональных способностей и творческого воображения посредством движения. В основе ритмики лежит музыка, её восприятие и эмоциональный отклик. Поэтому основным принципом ритмики является закон от музыки – к движению. Движение используется как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства.
Известный советский психолог Б.М. Теплов, проводивший обширные исследования психологии музыкальных способностей, утверждал: «Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика».
Музыкальное развитие на уроках ритмики осуществляется при помощи определенных методов и приемов.
Первоисточником получения знаний является сама музыка – только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале идет работа по накоплению опыта слушания музыки.
Вторым источников получения знаний – является слово педагога и концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретных музыкальных произведений.
Третьим источником является непосредственно музыкально-танцевальная деятельность самих детей.
2.Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в движениях. Музыка и движение (танец) в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Воспринимая музыку, учащиеся, прежде всего, чувствуют общий характер, улавливают её настроение. Одни пьесы могут звучать весело, радостно, игриво, задорно, блестяще, бойко, празднично, а другие – мягко, задумчиво, нежно, напевно. Темп – основное выразительное средство музыки, так как он всегда обусловлен содержанием и характером музыки. Если резко изменить темп исполняемого произведения, музыка сразу же теряет свою характерность.
Динамика, динамические оттенки, своеобразные для каждого музыкального произведения, усиливают выразительность музыки, ярче очерчивают музыкальные образы.
При создании музыкально-ритмических упражнений обращается внимание на регистровую окраску. Это проявляется в большей степени в образных упражнениях и играх, где отдельным персонажам соответствуют определенные регистры (например, птичкам, зайчикам – верхние регистры; белочкам, лисичкам – средние, а волкам и медведям – нижние).
В непрограммной музыке отдельные фрагменты могут быть написаны в разных регистрах, и это надо учитывать. Например – взлет мелодии вверх подчеркивается подъемом на носки, высокими взмахами рук, подъемом головы и т.д.
Работа над передачей в движении характера музыки, темпа, динамических оттенков, регистровой окраски проводится в тесном единстве, так как все средства выразительности между собой взаимосвязаны.
Уроки ритмики от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Все задания на определенный вид движения, которые предлагает ученикам педагог по ритмике, переход од одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке, умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.
3.На занятиях ритмикой учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной классической и современной музыки. Таким образом, у воспитанников формируется музыкальная культура, развивается музыкальный слух и образное мышление, что при постановочной работе помогает воспринимать музыку и движение в единстве.
Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Он должен сделать достоянием учащихся ту музыку, которую создали великие композиторы: Глинка, Чайковский, Глазунов, Штраус, Шуберт, Бетховен, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян, Щедрин и другие. Задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений, поэтому концертмейстер класса ритмики подбирает репертуар музыкальных произведений для занятий, постоянно расширяя музыкальный багаж и знания о природе танца, его характерных особенностей. Постоянно повышая свой профессиональный уровень, концертмейстер изучает опыт работы по эстетическому воспитанию детей в танцевальных коллективах, в частности, по музыкальному развитию; новые методики «движения под музыку».
4.Концертмейстер должен четко определить для себя задачи каждого года обучения, а также проявлять не сухое следование рекомендациям нотно-музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально творчески подходить к подбору музыкального оформления урока. Специфика работы концертмейстера в классе ритмики требует особого универсализма, мобильности, так как работа концертмейстера заключает в себе и чисто творческую (художественную) и педагогическую деятельность.
Используемая литература:
1. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С. 31-48.
2. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.: Музыка, 1961.
3. Лифиц И.В. Ритмика. Учебное пособие. М.: Academa, 1999.
4. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать.
5. Н.Тарасов. «Классический танец» – 2001. - № 2. – С. 38-40. М.: Музыка, 1961. – 10 с.