Презентация. Роль детали в раскрытии образа Обломова. 10 класс
Роль детали в раскрытии образа Обломова(роман И. А. Гончарова «Обломов»)
Художественная деталь выразительная подробность характерная черта какого-нибудь предмета несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузкухарактеризующая весь предмет определяющая отношение читателя к происходящему. В роли детали могут выступать: форма, цвет, свет, звук, запах и т.д.
В романе Гончарова «Обломов» деталь играет большую роль в сюжете, в интерьере в описании портрета в создании образа главного героя.
«Большой диван, удобный халат, мягкие туфли Обломов не променяет ни на что. С детских лет уверенный, что жизнь – вечный праздник, Обломов не имеет никакого представления о труде. Он буквально ничего не умеет делать и сам говорит об этом: «Кто же я? Что я такое? Пойдите и спросите у Захара, и он ответит вам: «барин!» Да, я барин и делать ничего не умею.» А. В. Захаркин
И. А Гончаров акцентирует внимание читателей на деталях с целью более глубокого раскрытия образа Обломова
Первая деталь – мягкий халат«Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела»
Халат – символ неподвижности и лени символ защищённости от внешнего мира с его бесконечными проблемами
Важная деталь - халат барина В начале он - комфортный, мягкий, удобный, потом, когда Обломов "ожил", начал встречаться с Ольгой, халат убрали, он стал не нужен, заброшен, как напоминание о "старой" жизни.
Важная деталь - халат баринаА потом Обломов снова облачается в этот свой халат, который Агафья Матвеевна пытается сохранить, штопает, чинит его, пытается создать Илье Ильичу все условия для комфортного проживания, пытается возродить его, оградить от "ненужных" мыслей.
Н. Языков. «К халату» Как я люблю тебя, халат! Одежда праздности и лени, Товарищ тайных наслаждений И поэтических отрад!.. И дни мои, как я в халате, Стократ пленительнее дней Царя, живущего некстате.
Вторая деталь – мягкие туфли « Туфли на нём были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу»
Туфли Обломова – деталь – свидетельство его характера
Третья деталь – большой диван «Задок у этого дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами осело…» Это не просто предмет мебели, не место отдыха и после трудов праведных. Это священное место, на котором сбываются все желания.
На диване во сне выстраивается фантастический мир, в котором Обломов не правит – для этого ведь усилия прилагать нужно, - он принимает как должное покой, довольство, сытость.
Диван и ОбломовОбломов пребывал на диване, потому что таков был его идеал жизненного устройства. Ему ничего не хотелось делать, только лежать и мечтать. Это его философия, его образ жизни и менять что-либо в устоявшемся положении Обломову не хотелось.
Диван и Обломов Обломов сроднился, сросся со своим диваном. Но не только лень мешает Обломову сойти с него. Там, вокруг, - реальная жизнь, которая устроена вовсе не к услугам и удовольствию барина.
Диван и Обломов Там нужно что-то доказывать, чего-то добиваться. Там проверяется, что ты за человек и имеешь ли право на то, чего желаешь. А на диване покойно, уютно – и в царстве порядок… и Захар на месте…
Диван – символ бездеятельности, лени, апатии
Памятник «Диван и тапочки Обломова»Надпись на диване:«Здесь я понял поэзию лени и буду верен ей до гроба…»
Диван, тапочки, халат и Обломов Никакие жизненные потрясения не способны оторвать его надолго от дивана, заставить бросить домашние туфли или снять вечный халат.
«…деталями автор «Обломова» характеризует не только внешний облик героя, но и противоречивую бурю страстей, историю роста и падения, тончайшие его переживания». Н. И. Пруцков
Добролюбов видит сильнейшую сторону таланта Гончарова: «У него есть изумительная способность - во всякий данный момент остановить летучее явление жизни, во всей его полноте и свежести, и держать его перед собою до тех пор, пока оно не сделается полной принадлежностью художника».
На смерть Обломова Погиб Обломов раньше смерти! Погиб не телом, а душой... Хотел он, но не смог, поверьте, Исправить образ жизни свой! Лишь на мгновенье победили В нем светлой юности мечты,И чары Ольги разрубилиОковы сонной темноты! Не выдержал Обломов боя,Борьбы за жизнь с самим собой...
Вернулся к прежнему застою Всех мыслей. чувств... И вновь - покой? Да! И могло ли быть иначе В той атмосфере, где он жил? Вдова Пшеницына впридачу Собой затмила прежний пыл! Скатился медленно, но верно, К логичному концу герой! Но он гораздо раньше смерти Был мертв не телом, а душой...