Рекомендации ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЕМОВ ДЕТСКОГО ГРИМА ПРИ СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА


ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ДЕТСКОГО ГРИМА ПРИ СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ДЕТСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ
Искусство грима – необходимая составляющая для создания персонажа актером на сцене. Удачный грим украсит любую детскую постановку или костюмированный праздник. Как и в любой другой работе, здесь есть свои секреты и тонкости, а также техника безопасности, поскольку неправильное нанесение грима может вызвать повреждения кожного покрова, травмы и другие негативные последствия. Особенно внимательным следует быть при нанесении грима детям.
Для гримирования следует использовать только специализированные материалы. Нанесение на лицо гуаши, клея и других материалов, не предназначенных для гримирования, может пагубно сказаться на здоровье, так как в них содержатся токсичные вещества.
К специальным гримировочным материалам относятся: театральный грим, театральный лак для наклейки бород и усов, постижерные изделия (накладные бороды, усы, бакенбарды, парики), гуммоз (мастика для изменения формы носа), ткань газ (для подтяжки носа и глаз), жидкий воск (для нанесения шрамов, бородавок и прочих увечий).При нанесении грима необходимо соблюдать личную гигиену. Следует пользоваться личными принадлежностями, содержать их в чистоте, ни в коем случае не передавать другим полотенца или кисточки, чтобы исключить риск заражения кожными заболеваниями. Каждый гримирующийся должен иметь при себе: коробку грима, полотенце, детское мыло, вазелин, пудру, вату и салфетки, 2-3 колонковые кисточки.
Основные этапы гримирования можно выделить следующим образом: подготовка лица к гримированию, нанесение грима, нанесение пудры, снятие грима.
Грим накладывается на чистое лицо. Современный грим, в основном, не требует предварительного нанесения вазелина. Перед нанесением грима волосы со лба зачесываются назад, подбираются эластичной или хлопчатобумажной лентой.
Непосредственно грим наносится исключительно по массажным линиям. Лицо мысленно делится вертикально пополам, и грим распределяется легкими движениями от середины лба к вискам, от носа к ушам, от подбородка к челюстным суставам. Грим можно наносить кончиками среднего и безымянного пальцев. Для рисования тонких элементов можно использовать тонкую колонковую кисточку.
После нанесения грима на лицо, его надо запудрить, чтобы закрепить грим на коже, исключить потоотделение и не испачкать костюм партнера по сцене. Излишки пудры убираются через несколько минут после нанесения небольшим кусочком ваты.
Снимают грим также по массажным линиям с помощью вазелина очень аккуратно, чтобы не растягивать кожу. Затем лицо следует промыть несколько раз теплой водой с детским мылом.
При проблемной коже лица (раздражение, ожоги, прыщи, ранки, повышенная чувствительность, аллергические реакции) грим лучше не наносить. Если грим необходимо нанести ребенку, это должен делать взрослый.
Теперь подробнее остановимся на наиболее востребованных в детских коллективах образах. Для многих персонажей необходим не только грим, но и костюм и реквизит.
Грим Деда Мороза требует таких дополнений, как борода, усы и шапка с париком. Чтобы гармонично вписать грим в накладные элементы, следует надеть бороду и усы, отметить границу открытых участков щёк, снять бороду и усы, нанести яркую красную краску (кармин) на щёки и на нос (кончик, крылья частично, ноздри), мягко растушевывая границы. Брови гримируются белым гримом с помощью кисточки против роста волос. Глаза гримируются белым гримом вдоль линии роста ресниц сверху и снизу, а также на самих ресницах. Губы гримируются ярко-красным кармином. Лицо запудривается, излишки снимаются через несколько минут, затем надеваются борода и усы.
Грим зайца. Чтобы создать наиболее подходящий к персонажу грим, предварительно подбирается эскиз (в специализированных печатных изданиях или в Интернете). Носогубный треугольник и подбородок - белый грим, над верхней губой черным гримом рисуются усы, голубым гримом рисуются глаза: оба нижних века, половинка правого верхнего века и верхнее левое веко полностью, таким образом создается эффект косых глаз. Затем грим запудрить. Данный грим необходимо сочетать с костюмом (заячьими ушами и хвостиком).
Грим лисы. Лучше подобрать эскиз грима лисы заранее в печатном издании или в Интернете. В гриме преобладают следующие краски: белая, желтая, оранжевая, черная (на кончик носа и для усов). Особое внимание на глаза: они должны быть маленькие и хитрые.
Грим клоуна. Выбирается эскиз грима веселого клоуна. Используются, в основном, теплые веселые краски: белая, ярко-красная, голубая, зеленая, синяя, желтая. Особое внимание следует обратить на рот: у веселого клоуна он должен быть большой и улыбающийся, нарисованный красной краской.
Для грустного клоуна (мима) используются 2 краски: белая и черная.
При помощи рисованного грима можно сделать грим силача (усы а-ля Поддубный), человечка с бакенбардами, а также Бабы Яги.
Как правило, на детских постановках Бабу Ягу делают не злой, а неуклюжей и смешной. Для этого применяются следующие гримировальные краски: яркая красная краска для щёк и губ, губы рисуются бантиком, глаза подводятся голубой или темно-коричневой краской (в зависимости от парика и платка на голове). Нос можно сделать из поролона или пенопласта, и крепить его на тонкой резинке. Лицо обязательно надо запудрить, излишки пудры снять ваткой.
Дефекты лица зачастую создают эффектный образ. Шрамы и синяки на лице можно нарисовать с помощью ярко-красной краски (кармина), синей краски, темно-коричневой. «Свежий» синяк рисуется синей и темно-красной краской с добавлением небольшого количества темно-желтой краски, затем сверху наносится тонкий слой вазелина, что придает блеск и создает эффект кровоподтека. «Застарелый» синяк рисуется аналогичным образом, но с преобладанием желтой краски.
Постижерные элементы, крепящиеся на лицо с помощью театрального лака: усы, борода, бакенбарды, парик. Все театральные наклейки клеятся на сухое, не покрытое вазелином лицо. Лак наносится на кожу по размеру наклеек, через 30-40 секунд приклеивается постижерный элемент, разглаживается влажной тряпочкой и прижимается в течение минуты. Снимаются бороды, бакенбарды и усы аккуратно за край, затем остатки лака снимаются вазелином с помощью салфетки, после чего необходимо умыться теплой водой с мылом. Накладки надо очистить от остатков лака бензином для зажигалок. Хранить накладные усы, бороды и бакенбарды надо в развернутом виде в твердых коробочках, чтобы не спутывались волоски.
Работа с гуммозом для моделирования черт лица требует профессиональных навыков, поэтому при необходимости использования в гримировании лепных элементов лучше обратиться к профессиональным гримерам.
Искусство грима достигается тренировкой, так что при регулярном накладывании грима и тщательной работе над деталями результат будет от раза к разу улучшаться.
Литература:
Бейган Л. Для театра, кино и телевидения. М.: Искусство, 1997.
–185с.
Писаренко Ю. Хрестоматия актера. Мимика, грим, движения, речь. М.: Теакинопечать, 1930. – 253 с.
Раугул Р. Грим в театре. М.: Художественная литература, 1935.
– 285 с.
Шухмина П. Грим. М.: Госкультпросветиздат, 1975. – 75 с.