«ПОДБОР РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ДЕТСКОГО НАРОДНОГО ХОРА».
ГБОУ «ШКОЛА № 1352» г. МОСКВА
2016г
ПРЕДМЕТ: «МУЗЫКА».
Преподаватель
Шевченко И.В.
«ПОДБОР РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ДЕТСКОГО НАРОДНОГО ХОРА».
При подборе репертуара хормейстер должен учитывать много важных факторов, задач, особенностей и возможностей учеников младшего народного хора. Каждое музыкальное произведение должно быть направлено, прежде всего, на отработку определенных навыков.Основные требования к репертуару носят общие требования:
- Соответствовать возрасту и пониманию детей;
- Соответствовать физическим возможностям исполнителей;
- Быть высокохудожественным;
- Носить воспитательный характер;
- Иметь разнообразное интересное содержание;
- Быть разнообразным по характеру;
- Нести в себе определенные трудности для развития и приобретения определенных навыков.
Если преподаватель берет более сложное произведение, для детей это может стать невыполнимой задачей и чаще всего они очень быстро теряют интерес, утомляются, отвлекаются и в некоторых случаях, это может привести вообще, к потере интереса к занятиям по хору. Но с другой стороны, присутствие только легких музыкальных произведений, снижает уровень профессионального роста хора и ухудшает качество развития определенных навыков и умений, поэтому сложные произведения необходимо включать в репертуар хора, но разучивать его необходимо небольшими порциями, объясняя детям преследуемые цели.
И все же основным критерием подбора репертуара остается возраст учеников и их физические возможности. И к часто такое несоответствие приводит к неудачным выступлениям и недоумению зрителей.Произведение репертуара должны отличатся по стилистической и жанровой направленности. Успешный концертирующий хоровой коллектив имеет в своем репертуаре разнообразные музыкальные произведения:
- хороводные песни;
- календарные песни;
- игровой фольклор;
- шуточные песни;
- плясовые песни;
- лирические песни (предпочтительно, для детей старшего возраста);
- духовная музыка (предпочтительно, для детей старшего возраста);
- авторская музыка (предпочтительно, для детей старшего возраста).
В репертуар должно входить не менее 10-12 произведений. Желательно что бы не менее 1/3 его составляли хоры a'cappella. Они хорошо развивает слух, и чистоту интонирования. В произведениях a'cappella, дети учатся слушать не только свой голос и голоса детей поющих с ними в унисон, но и исполняющих другие партии. Это развивает гармонический слух у детей.Для хора среднего и старшего возрастов исполнительские возможности значительнее, в репертуаре таких хоров, необходимо включать более сложные происведения, такие как лирические песни, авторская и духовная музыка. Отдельные хоры среднего школьного возраста справляются и с 3х голосными партитурами «На улице дождик» - свадебная песня Белгородской обласи, «Порушка- Параня» - плясовая свадебная казачья песня, «Как у нашей, у Дуняши» плясовая свадебная песня Архангельской области, «Мимо садику» свадебная песня Кировской области, «Как вставало утро ранее» пусская народная песня в обработке Н.В. Ерохиной, «Страданья под балалайку» страданья Свердловской области. Хоры младшего детского возраста имеют в репертуаре 1-2 двухголосных произведенией, остальные одноголосные. На этом начальном этапе и закладывается необходимые профессиональные навыки - точное инторивание, ансамблирование, элементы вокальной техники. «Жил я у пана» шуточная песня Пензенской области, «Селезень» игровая песня Архангельской области, «Здорово, здорово у ворот Егорова» частушки-небылицы Свердловской области, «Чеботуха» частушки Курской области, «Ой, авсень» колядка из сборника В.Косюка «Уральская мозайка», «Мы сидели на канаве» плясовая песня с.Гремячье Хохольского района.В репертуаре старших хоров - сложные произведения, 3-4-х голосные. У девочек заканчиваться формирование голоса, у мальчиков начитается мутация (с ними необходимо заниматься очень аккуратно). «Подкошена травка» свадебная песня Белгородской области, «Гляжу в озера синие» авторы Л. Афанасьев, И. Шаферан,«Вечерок» казачья лирическая песня в обрабоке В. Щурова, «Полно вам снежочкина талой земле лежать» солдатская казачья песня, «Думы окоянные» слова и музыка Ю. Кима, «Ты цвети Россия» авоторов Н. Палькина и В. Левашова.Отдельным пластом стоит русская духовная музыка, ее исполнение народными хорами обуславливает умение учеников управлять своим голосом, так как исполнение таких музыкальных произведений должно быть мягким, ровным, чувственным, выразительным, иметь необычайную чистоту, осмысленную интонацию и глубокую динамику, а это не под силу ученикам младших и средних хоров. «Духовные песнопения построены на средних звуках диапазона, исполняемые без сопровождения, вырабатывают у хористов определённо вокальный навык» - К.Ф. Никольская - Береговская. Петь в характере русскую духовную музыку - большое мастерство, и иногда не под силу даже взрослым хорам.Для старшего хора «Христос Воскресе» автор не установлен (именуемый как Колокольчик), «Благослови душе моя, Господа» (из Всенощной) П. Чесноков, «Благослови душе моя, Господа» сербский напев, «Хвали душе моя» старинный роспев, «Душа моя прегрешная» северный духовный стих. Изучение народной музыки других славянских народов влияет на певческое голосообразование. Петь на языке оригинала требует от хористов иных навыков и иных средств художественной выразительности, поэтому будет очень целесообразно включать в репертуар среднего и старшего хоров такие музыкальные произведения, например: «Чубричанче» болгарская народная песня, «Ой, ружице, румена» сербская народная песня, «Ой у полiкриниченька» свадебная украинская народная песня, «Купалинка» белорусская свадебная народная песня, «Гречаники» свадебная плясовая украинская песня, «Тече вада в ярок» плясовая белорусская народная песня, «Море моме» лирическая народная болгарская песня область Шопско.
Правильный подбор песенного репертуара несет в себе равномерное и разностороннее развитие личности, воспитывает толерентность, милосердие, духовность, любовь и интерес к нашей культуре, ее традициям, к культурам других славянский народов, развивает гармоническую и высокообразованную личность.