Роль концертмейстера детского хора в работе над вокально-хоровыми произведениями


Муниципальное бюджетное учреждении
дополнительного образования детей
"Детская музыкально-хоровая школа"
"Мечта" Нижнекамского муниципального района РТ
Роль концертмейстера детского хора в работе над вокально – хоровыми произведениями
Выступление на методическом обьединении «Концертмейстеров» проведенном на базе ДМХШ
«Мечта» Ныровой Антонины Викторовны

Нижнекамск
2014
Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий детскому хоровому коллективу на репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством хормейстера, а также, при необходимости, помогающий группам хора разучивать партии в процессе работы над произведением.
Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении.
Деятельность концертмейстера включает в себя: разучивание хоровых партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Одним из важнейших начальных этапов обучения хоровому пению детей является подбор произведения с облегченной фактурой, то есть с обязательной хоровой партией и с минимальным присутствием сложных «уходов» от основной темы. Учитывая неточность детского интонирования на данном этапе обучения, возникает необходимость дублирования основной мелодии, которая зачастую не выписана в тексте сопровождения. Концертмейстеру необходимо адаптировать трехстрочное изложение нотного текста для двуручного исполнения, не теряя целостности характера произведения. С приобретением опыта исполнения хоровых произведений ребенок становится восприимчивым к более сложной подаче музыкального материала. Он становится способен слышать подголоски мелодии, полифоническое звучание аккомпанемента. Ребенок уже может слышать своего «соседа», почувствовать роль своего голоса во время исполнении песни.
Концертмейстер в процессе работы должен овладеть навыками общения с младшим и старшим детскими хоровыми коллективами. Он должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие приемы, как цепное дыхание, активная дикция и др.
Концертмейстеру необходимо постоянно следить за жестами дирижера во время исполнения, поэтому он обязан знать основы дирижерской техники (понятие «ауфтакта», «точки», «снятие звука», жесты, изображающие штрихи и оттенки, дирижерские сетки соответствующие простым и сложным размерам). В целом это называется способностью концертмейстера понимать дирижерские жесты и намерения. Нужно помнить также, что показ оттенков, штрихов и других выразительных средств во многом зависит от индивидуальности хормейстера.
На занятиях хора концертмейстеру иногда по просьбе хормейстера нужно показывать звучание отдельных фрагментов музыки, проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры. Здесь не обойтись без навыков беглого чтения с листа, умения совместить хоровую партитуру с аккомпанементом в исполняемом произведении. Благодаря владению данными навыками концертмейстер добивается выразительности, создавая образец исполнения для участников хора. При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать детей. Ему следует точно передавать авторский музыкальный текст, создавать целостный художественный образ, при этом важно взять нужный темп, верно, распределить кульминации, агогику и др. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.) Это поможет хористам точнее понять сущность нового произведения.
Также необходимо единство внутренней ритмической пульсации хормейстера и концертмейстера. Эти два человека должны существовать в одном ритмическом измерении. На уроке хора концертмейстер должен осуществлять постоянный контроль над ритмической точностью в музыкальных произведениях (особенно на этапах разучивания), опираясь при этом на партию аккомпанемента. На каждом занятии концертмейстер должен быть помощником и соратником хормейстера.
Если дирижер непосредственно работает над хоровой партитурой, приемами звукоизвлечения, вертикалью, дыханием и фразировкой, концертмейстер, помогая ему во всех деталях, всегда несет ответственность за передачу настроения исполняемого произведения. Часто случается, что партия фортепиано призвана передать настроение музыки еще до того, как вступил голос. То же относится и к фортепианным интерлюдиям и постлюдиям, которые как бы «договаривают» то, что недосказано в стихах и мелодии голоса. Здесь необходимо умение играть свободно, выразительно, не торопясь, гибко, т.е. умение пользоваться rubato, строго контролируя при этом темп и ритм.
Концертмейстер должен уметь держать установленный на репетициях темп каждого из исполняемых произведений, помнить, какой темп наиболее удобен для хористов, уметь при необходимости легко переключаться на новый темп, помогая дирижеру и ведя за собой хор, обладать твердым чувством ритма.
Пианисту необходимо постоянно следить за жестами дирижера, поэтому он обязан знать основы дирижерской техники и уметь играть «по руке» дирижера. Важным моментом в работе концертмейстера является умение трансформировать звучание музыки в зависимости от жестов дирижера, порой даже наперекор логике исполнения произведения.
Так, в процессе распевания музыкальное оформление распевок и упражнений полностью предоставляется педагогу – концертмейстеру. Таким образом, у хормейстера появляется больше возможностей следить за техникой и качеством исполнения обучающихся, а концертмейстер, в свою очередь, помогает делать учебное занятие более ярким и насыщенным посредством творческой аранжировки вокально-хоровых произведений. Умение оказать помощь дирижеру в распевании участников хора, владение различными видами упражнений способствует формированию вокально-хоровых навыков обучающихся, задавая четкий ритм работы. Понятно, что не только от дирижера, но от профессионализма аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений для распевания хора.
Помощь хормейстеру начинается уже с распевания (к примеру, попевки "Петушок") хора под придуманный концертмейстером аккомпанемент различными штрихами - legato, staccato, marcato, creshendo, diminuendo. В этом случае обучающиеся, слушая концертмейстера, определяют штрих исполнения ими распевки. Особенно важна помощь концертмейстера при показе самого простейшего вида двухголосия – канона, всех его трех видов – дикционного, ритмического, мелодического. Исполняя тему или подголосок к теме, концертмейстер помогает хормейстеру изучать с обучающимися двухголосие.
В некоторых распевках, используя приемы варьирования темы, изменения штрихов в аккомпанементе, "сбивая" с главной темы, концертмейстер обучает детей прочно держать свою партию, слушать себя и соседа, оценивать звучание в целом.
Довольно значительна роль концертмейстера и при разучивании песен. Так, в песне как "Жил на свете человечек" В.Кикты, концертмейстер помогает хористам точно удерживать мелодию песни, дублируя её в аккомпанементе. В песне "Белочки" концертмейстер в своём вступлении задаёт темп и динамику исполнения хора, и в дальнейшем исполнении песни помогает перестроиться при смене лада минора на мажор, сменить размер, темп. При исполнении песни В. Синенко "Два барана" задача концертмейстера подчеркнуть характер произведения, путем изменения тональности, темпа в каждой фразе, которые влекут изменение штриха. Особенность данного произведения в исполнении этой песни хором и солистом при соответствующей смене концертмейстером.
Концертмейстер с помощью хормейстера старается создать на занятиях эмоционально насыщенную обстановку. Во время разучивания и исполнения артикуляционной гимнастики концертмейстеру необходимо создавать яркие музыкальные иллюстрации, будь то подобранные миниатюры или же импровизационные зарисовки соответствующего характера и движения. На данном этапе обучающимся даются понятия звуковысотности, тембральной окраски звука, ладовой принадлежности мелодии, фразировке, штрихах, динамике, характере музыки. Роль концертмейстера состоит в точной передаче музыкальных образов исполняемых произведений, для этого используются богатые средства выразительности, тонкие звуковые градации, колористическая многогранность музыкальной палитры.
Неотъемлемым качеством хорошего концертмейстера является, прежде всего, умение слушать и слышать. Взаимопонимание и согласие лежат в основе создания единого плана интерпретации музыкального произведения, поэтому необходимо чутко реагировать на все указания хормейстера, чувствовать настроение хорового коллектива, проникаясь его задачами и трудностями.
Поэтому получается, что творческий союз хор - фортепиано это правильный звуковой баланс между вокальной и инструментальной партией. Концертмейстер должен всегда слышать вокальную партию сквозь звучание своего инструмента и также воспитывать у хористов внимательное отношение к фортепианному сопровождению как важнейшему фактору создания художественного образа произведения.
Литература
1. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.1961.
2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство - музыкально-творческая деятельность. Музыка в школе. 2001.- №2.
3. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста - концертмейстера. Музыка в школе. 2001. - №4.
4. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. О работе концертмейстера. М.: Музыка, 1974.
5. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. - М.: Музыка, 1996.