Программа вокального кружка «Камертон»


Программа
вокального кружка
«Камертон»
Руководитель кружка
Н.В.Чернова
МОУ СОШ №3
г.Тверь
Пояснительная записка
Адаптированная программа вокального кружка разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д Огороднова « Музыкально –певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. « Детский академический хор», 2003г.
Цель программы : заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.
Основные задачи в работе вокального кружка
-Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-
хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром.
- Воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.
- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата
ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
1. Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра.
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
3.Артикуляционные задачи.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене.
Программа предполагает занятия с детьми 5 – 9классов
Занятия проходят два раза в неделю
Срок реализации программы: три года
Большое значение для творческого роста хора имеют его выступления. Они активизируют детей, стимулируют их работу в коллективе, формируют важные моральные качества. Здесь особое значение имеет чувство меры руководителя, его позиция как воспитателя.
Ожидаемые результаты
По окончанию обучения учащиеся должны:
иметь представление о вокально-хоровом исполнении;
применять практические навыки вокального и хорового исполнения;
слышать друг друга и понимать форму музыкального произведения;
исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке педагога;

Учебно-тематический план
Учебный план рассчитан на 3 года обучения, занятия 2 раза в неделю, продолжительностью 45 мин.
Всего (В) количество часов в год 68, в учебный план включены часы теории (Т) и практики (П).
№ Тема занятий 1й Го- д 2й Го- д 3й Го- д
Т П В Т П В Т П В
1 Вводное занятие 2 2 2 2 2 2
Музыкально теоретическая подготовка 1 Основы музыкальной грамоты 2 4 6 2 4 6 2 4 6
2 Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти 2 4 6 2 4 6 2 4 6
3 Развитие чувства ритма 1 5 6 1 5 6 1 5 6
Вокально – хоровая работа 1 Прослушивание голосов 2 2 2 2 2 2
2 Певческая установка.
Дыхание 1 2 3 1 2 3 1 2 3
3 Распевание 1 5 6 1 5 6 1 5 6
4 Дикция 1 5 6 1 5 6 1 5 6
5 Работа с солистами 4 4 4 4 4 4
6 Сводная репетиция 4 4 4 4 4 4
Концертно – исполнительская деятельность 1 Открытые занятия 8 8 8 8 8 8
2 Праздники, фестивали 10 10 10 10 10 10
3 Экскурсии, театры 3 3 3 3 3 3
Итоговое занятие 2 2 2 2 2 2
Содержание программы 1 года обучения
Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкально- теоретическая подготовка
Тема 1. Основы музыкальной грамоты.
Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности.
Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная.

Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.

Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Вокально – хоровая работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.

Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия.Знакомство с основным положением корпуса и головф. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.


Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.

Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.

Тема 5. Работа с солистами.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Индивидуальная.

Тема 6. Сводные репетиции.
Содержание. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.
Форма. Коллективно — фронтальная.

Концертно – исполнительская деятельность
Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу хора. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы.
Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей со слуховой депривацией коллективным творчеством – основная задача педагога.

Тема. Итоговое занятие.
Отчетный концерт, поощрение более активных кружковцев.
Содержание программы 2 года обучения
Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкально- теоретическая подготовка
Тема 1. Основы музыкальной грамоты.
Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации.
Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная.
Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема.
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения.
Форма. Практическая, дидактические игры.
Вокально – хоровая работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Выявление и коррекция голосового диапазона воспитанника.
Форма. Индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Тема 5. Работа с солистами.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста.
Форма. Индивидуальная.
Тема 6. Сводные репетиции.
Содержание. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.
Форма. Коллективно- фронтальная.
Концертно – исполнительская деятельность
Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу хора. Участие в официальных мероприятиях активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей со слуховой депривацией коллективным творчеством – основная задача педагога.
Тема. Итоговое занятие.
Отчетный концерт, поощрение активных кружковцев.
Содержание программы 3 год обучения
Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма работы: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкально- теоретическая подготовка
Тема 1. Основы музыкальной грамоты.
Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации. Научить различать ударные и безударные доли такта.
Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная.

Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема.
Форма. Практическая деятельность, дидактические игры.

Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения.
Форма. Практическая работа, дидактические игры.

Вокально – хоровая работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Выявление и коррекция голосового диапазона воспитанника. Разделение детей на 3 подгруппы по качеству интонации и по типу преимущественного использования регистрового звучания, учет врожденных свойств голосового аппарата.
Форма. Индивидуальная работа.

Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания. Контроль над певческим дыханием в зависимости от исполняемого произведения. Соблюдение правил цепного дыхания.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.

Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально- хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения. Применять упражнения по формированию ощущений резонаторов.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.

Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Интегрированные занятия с преподавателями РСВ
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая.

Тема 5. Работа с солистами.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста.
Форма. Индивидуальная.

Тема 6. Сводные репетиции.
Содержание. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.
Форма. Коллективно — фронтальная.
Концертно – исполнительская деятельность
Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу хора. Участие в праздниках и концертах активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту и социализации воспитанников. Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей со слуховой депривацией коллективным творчеством – основная задача педагога.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы.

Тема. Итоговое занятие.
Отчетный концерт, поощрение активных кружковцев.
Требования к уровню подготовки учащихся
1-го года обучения:
Должны знать:
— музыку разного эмоционального содержания;
— музыкальные жанры (песня, танец, марш);
— одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
— средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр,
мелодию, ритм;
— музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту,
балалайку, баян;
— знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров,
уметь различать их по звучанию;
— знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
Уметь:
— верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
— быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать
дирижерские жесты;
— петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
— соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо,
ненапряженно:
— исполнять песни и простые вокально-хоровые упражнения
2-го года обучения:
Должны знать :
— музыку разного эмоционального содержания;
— музыкальные жанры (песня, танец, марш);
— одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
— средства музыкальной выразительности: темп, динамику,
регистр, мелодию, ритм;
— музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту,
балалайку, баян;
— знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров,
уметь различать их по звучанию;
— знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
— знать и применять правила сценической культуры.
Уметь:
— верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
— быть внимательными при пении к указаниям учителя;
понимать дирижерские жесты;
— петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
— соблюдать при пении певческую установку:
— использовать в пении приобретенные певческие навыки;
— слитно произносить песенный текст;
— исполнять песни и вокально-хоровые упражнения
в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.
3-го года обучения:
Должны знать:
— музыку разного эмоционального содержания;
— музыкальные жанры (песня, танец, марш);
— одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
— средства музыкальной выразительности: темп,
динамику, регистр, мелодию, ритм;
— музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту,
балалайку, баян;
— знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
— знать и применять правила сценической культуры;
— правила пения и охраны голоса.
Уметь:
— верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
— быть внимательными при пении к указаниям учителя;
понимать дирижерские жесты;
— петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
— соблюдать при пении певческую установку;
— использовать в пении приобретенные певческие навыки;
— слитно произносить песенный текст;
— исполнять песни и вокально-хоровые упражнения
— применять на практике варианты музыкально- пластических
движений и элементы драматизации исполняемых движений
— чисто и выразительно петь выученные песни,
иметь среди них любимые:
— петь с музыкальным сопровождением и без него;
— общаться в социуме в процессе концертной деятельности.