Программа вокального объединения Камертон
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО Г. КРАСНОДАР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПРИКУБАНСКИЙ»
Рассмотрено на заседании педагогического
совета МБОУ ДО ЦДТ «Прикубанский»
Протокол №_____________
от «___»___________2016г.
Утверждаю:
Директор МБОУ ДО ЦДТ «Прикубанский»
________________________
Н.Н. Щеглова-Лазарева
Приказ № ________________
от «_____»___________2016г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«КАМЕРТОН»
Уровень базовый
Возраст обучающихся 5 - 8 лет
Срок реализации 1 год
Волкова Елена Викторовна
педагог дополнительного образования
(Ф.И.О. преподавателя, составителя)
г. Краснодар 2016 г.
Раздел I. «Основные характеристики программы»
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008.
- Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
- Концепция дополнительного образования.
1. Направленность программы – художественная.
Актуальность программы выражена социальным запросом со стороны родителей на культурно-образовательные услуги: изменения, происходящие в обществе, развитие технического прогресса, высокие требования к исполнению музыкального репертуара и концертных номеров, растущий спрос на у детей и родителей, диктуют поиски новых подходов к развитию личности воспитанников с различным уровнем готовности к освоению предмета. Применяется личностно - ориентированная технология обучения, в процессе которого учитывается уровень творческих возможностей воспитанников и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Отличительная особенность: отличительной особенностью программы «Камертон» от других программ вокальной направленности является широкое применение игровых технологий. Игра не утомляет, а способствует постепенному формированию естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении, облегчает работу над расширением диапазона голоса. Использование игровых методов и приемов, позволяет сделать процесс обучения более доступным и решать вокальные задачи повышенной трудности, учит владеть своим природным инструментом - голосом. В программе используются методики С.В. Конкевич, А.И. Гурениной, Н.И. Стрельниковой.
Адресат программы: обучение по программе осуществляется с детьми с разным уровнем развития, имеющие разную социальную принадлежность, пол и национальность.
Возраст детей: 5 – 8 лет.
5. Объем и срок освоения программы: Срок реализации программы – 1 год. Запланированное количество часов для реализации программы – 144 часов.
6. Форма обучения: очная.
7. Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с календарным учебным графиком, в сформированных группах детей одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся основным составом объединения; состав группы постоянный. В программе учитываются возрастные особенности учащихся, изложение материала строится от простого к сложному.
8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Занятия проводятся с группой детей численностью не более 14 человек.
Продолжительность занятий для детей 5 - 8 лет не более двух уроков по 30 минут, 2 раза в неделю, 144 часов в год.
1.2. Цель и задачи.
Цель: создание условий для формирования устойчивого интереса к пению, развития индивидуальных вокальных способностей, раскрытию творческого потенциала через активную музыкально-творческую деятельность.
Задачи: Личностные
- Формирование образно-эмоционального восприятия окружающего мира через пение;
- Формирование общей культуры личности ребёнка
Метапредметные - Формирование коммуникативных умений
- приобретение опыта в вокальной деятельности
- стремление сотрудничать с другими детьми в поисках слитности и стройности
- участие в концертных выступлениях студии
- Развитие образного и творческого мышления.
Предметные (образовательные)
Способствование овладению воспитанниками академической манеры пения, как фундамента и основы для других вокальных техник.
Формировать основные певческие навыки: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование;
Обучение выразительному исполнению песни.
Формирование комплекса музыкально-ритмических навыков.
Формирование системы знаний, умений и навыков по предмету вокал.
Постановка правильной, ясной и выразительной речи, которая используется как в пении, так и в быту.
Воспитательные:
1.Формирование устойчивого интереса к пению;
2.Воспитание целеустремленности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целях;
3.Формирование образно-эмоционального восприятия окружающего мира через пение;
4.Воспитание воли и характера;
5.Приобщение детей к основам музыкальной культуры; развитие музыкально-эстетического вкуса; развитие художественно - самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора;
6. Прививать любовь и уважение к духовному наследию, понимание и уважение певческих традиций через изучение детских песен.
Развивающие:
1. Развитие слуха и голоса детей;
2. Формирование голосового аппарата;
3. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона;
4.Развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала;
5.Развитие обще-эстетического кругозора;
6. Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
№ Темы Количество часов
Всего Теория Практика Форма контроля
1. Инструктаж по ТБ 2 2 - Текущий контроль
2. Песенные жанры 44 10 34 3. Движения под музыку 47 10 37 4. Азбука начинающего вокалиста 42 10 32 5. Концертные выступления 5 - 5 Наблюдение
6. Мониторинг образовательных результатов 4 - 4 Первичная аттестация, промежуточная аттестация,
Итоговая аттестация
Всего за год: 144 32 112 1.3. Содержание программы.
Учебный план:
Содержание программы:
Инструктаж по ТБ - 2 часа;
Основы певческой установки.
Охрана голоса.
2. Песенные жанры - 44 часов; (Приложение № 1 Тексты песен)
Введение.
Разнообразие песенных жанров.
Народные песни.
Песни советских композиторов.
Песни народов мира.
3. Движения под музыку - 47 часов; (Приложение № 2 Песни + движения под музыку)
Введение. Точки зала. План сцены.
Понятие «музыкальная фраза».
Танцевальные шаги в образах.
Соотношение пространственных построений с музыкой.
Игровые упражнения на внимание, пластику, координацию, реакцию.
Ритмические упражнения.
4. Азбука начинающего вокалиста - 42часов; (Приложение №3 Комплекс дых. упражнений.docx)
Введение.
Знакомство с голосовым аппаратом.
Процесс голосообразования.
Певческая установка.
Певческое дыхание.
Певческое звукообразование (гласные и согласные звуки).
Дикционные упражнения.
Вокальные упражнения.
Пение распевок.
Музыкально – ритмические игры.
Работа над песнями (одноголосие).
Знакомство с различными манерами пения.
5. Концертные выступления. – 5 часов; (Приложение № 4 Фото выступлений ансамбля)
Участие в концертах, фестивалях, конкурсах.
6. Контрольные занятия. – 4 часа; (Приложение № 5 Творческие задания.docx)
Выполнение контрольных заданий. Тестирование.
Планируемые результаты.
Личностные
- сформировать образно-эмоциональное восприятие окружающего мира через пение;
- сформировать общую культуру личности ребёнка.
Метапредметные - формирование коммуникативных умений;
- приобретение опыта в вокальной деятельности;
- стремление сотрудничать с другими детьми в поисках слитности и стройности;
- участие в концертных выступлениях студии ; - Развитие образного и творческого мышления.
Предметные (образовательные)
- Способствование овладению воспитанниками академической манеры пения, как фундамента и основы для других вокальных техник;
- Формировать основные певческие навыки: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование;
- Обучение выразительному исполнению песни;
- Формирование комплекса музыкально-ритмических навыков;
- Формирование системы знаний, умений и навыков по предмету вокал;
- Постановка правильной, ясной и выразительной речи, которая используется как в пении, так и в быту.
В рамках программы «Камертон» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того что обучающиеся смогут:
Уметь:
- правильно дышать: делая спокойный вдох, не поднимая плеч, равномерно расходовать дыхание при пении музыкальной фразы, петь короткие фразы на одном дыхании.
- пользоваться только мягкой атакой звукообразования. Без напряжения, легким, звонким, напевным звуком исполнять выразительно и эмоционально песни разного характера и содержания.
- исполнять легато, нон легато, не допуская форсированного звучания, уметь делать кульминацию в отдельных фразах, частях и в песне в целом, владеть основами нотной грамоты;
- выговаривать слова песни. Правильно формировать гласные и четко произносить согласные. Приобретать необходимую активность артикуляционного аппарата.
- исполнять простейшие ритмические рисунки.
Знать:
- репертуар из 4 – 5 несложных песен современных и народных жанров.
- научится передавать характер песни, не бояться сцены, двигаться под музыку.
- правила культуры поведения на сцене.
Раздел II. «Организационно - педагогические условия».
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей рабочей программы «Камертон»
2016-2017 уч.годТема группа формы контроля
Сентябрь
Сен 1 Инструктаж по ТБ, охране и гигиене детского голоса. Диагностика уровня развития музыкальных способностей. 2 Первичная диагностика
2 Песенные жанры. Знакомство с основами голосового аппарата.
Звуки в природе, имитация. 2 текущий контроль
3 Песенные жанры. Певческая установка. Посадка, положение корпуса, головы. Основные навыки пения. Первые распевки. 4 4 Певческое дыхание. Роль, значение и виды дыхания.
Выполнение упражнений для правильного дыхания при пении.
Колыбельная. Скороговорки. 8 Итого часов 16 Октябрь 1 Песенные жанры. Приёмы звуковедения (Legato, Non legato). Попевки на разные типы звуковедения. Песни из мультфильмов. 4 текущий контроль
2 Песенные жанры. Распевка и ее значение в пении. Знакомство с упражнениями - распевками. Песни Осени. 4 3 Понятие «дикция и артикуляция»: роль и значение в пении.
Движения под музыку, закрепление полученных навыков. 4 4 Песни Осени.Разучивание скороговорок, речевых игр и упражнений. Речевые тренинги. 2 5 Концертные выступления. «Осень золотая» 2 Итого часов 16 Ноябрь 1 Пение песен о маме, подготовка к празднику. Совершенствование вокально-исполнительских навыков. 4 текущий контроль
2 Песенные жанры. Песни о маме. Средства музыкальной выразительности. 4 3 Музыкальные игры и упражнения. 4 4 Движения под музыку. Исполнение песен с инсценировкой. Закрепление всего материала. 4 5 Концертные выступления. День Матери. 2 Итого часов 18 Декабрь 1 Творческие импровизации музыкально-игровых песен. 4 текущий контроль
2 Сценическое перевоплощение. Движение под музыку. 4 3 Инсценирование сюжетных песен. Песни матушки Зимы. 6 4 Мониторинг образовательных результатов. 2 Промежуточная аттестация
Итого часов 16 Январь 1 Выбор и разучивание песенного репертуара. Строение песни: вступление, запев, припев, проигрыш, заключение. 4 текущий контроль
2 Концертные выступления. Рождественские посиделки. 2 3 Знакомство с музыкальным материалом (с сюжетом песни, мелодией, ритмическим рисунком, композиционным построением). 4 4 Работа над текстом, чистотой интонации. 4 Итого часов 14 Февраль 1 Движение под музыку. Сценическое движение и его роль в создании художественного образа песни. 4 текущий контроль
2 Танцевальные движения - элемент передачи характера и образа песни. 4 3 Музыкально - сценический образ. Условия создания, своеобразие и выразительное воплощение. Работа над песней. 4 4 Практическая работа по формированию сценического образа. Манера исполнения и эмоциональная выразительность. 4 Итого часов 16 Март 1 Раскрытие художественного образа с помощью атрибутов, костюмирования, сценических движений. 4 текущий контроль
2 Фонограмма, её особенности и возможности 4 3 Работа с фонограммой плюс и минус. 4 4 Отработка практического навыка работы с фонограммой 4 Итого часов 16 Апрель 1 Знакомство с приемами работы с микрофоном. Технические особенности и основные проблемы при работе с микрофоном. 4 текущий контроль
2 Отработка практического навыка работы с микрофоном. 4 3 Основы сценической культуры. Правила поведения на сцене. 4 4 Формирование навыка выступления перед аудиторией. Освоение сценического пространства. 2 5 Концертные выступления. «Хрустальная капелька» 2 Итого часов 16 Май
Пение весенних песен. Отработка эмоционального исполнения 4 текущий контроль
Работа над художественным исполнением произведения. 4 Воплощение замысла сценического образа в песне. Совершенствование вокально-исполнительских навыков. 6 Мониторинг образовательных результатов. 2 Промежуточная аттестация
Итого часов 16 Итого за год 144 Итого по программе: Количество учебных недель – 36 , количество учебных часов - 144.
2.2. Условия реализации программы.
1. Материально-техническое обеспечение - Освоение программы «Камертон» требует наличия учебного кабинета. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть фортепьяно, музыкальные инструменты, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, компьютер, посредством, которых участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по учебной дисциплине.
Информационное обеспечение:
фото пособий объединения «Камертон»; (смотри Приложение № 6 Фото рабочих пособий)
аудиозаписи фонограмм песен; (смотри Приложение № 7 Фонограммы песен)
методическое пособие для занятий; (смотри Приложение № 8 Вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса..docx)
2.3.Форма аттестации.
1. Формы отслеживания образовательных результатов: беседа, опрос, наблюдение, конкурсы, открытые и итоговые занятия.
2. Формы фиксации образовательных результатов:
итоговые занятия; (смотри Приложение № 9 Итоговые занятия)
отчетный концерт;
праздники; (смотри Приложение № 10 Фото праздники)
грамоты, сертификаты; (смотри Приложение № 11 Грамоты, сертификаты, свидетельства)
фото;
видео; (смотри Приложение № 12 Видео песен)
отзывы родителей и педагогов; (смотри Приложение № 13 Отзывы родителей студии Вундеркинд)
3. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: отчеты, открытые занятия, аналитическая справка, диагностическая карта (Приложение № 14 МБОУ ДО ЦДТ кружок журнал посещаем..docx)
2.4. Оценочные материалы.
Диагностика вокальных способностей детей осуществляется на основе авторской разработки критериев оценки по всем аспектам программы. В соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Камертон», педагогом осуществляются контрольные задания, руководствуясь авторской разработкой. Для определения уровня освоения предмета во время учебной деятельности для обучающихся, учитывая возрастную категорию детей. Оценка результатов за выполнение контрольных заданий будут зафиксированы в диагностической карте: на начало года, за I и II полугодия; (смотри Приложение № 15 Диагностика и контрольные задания по программе)
2.5. Методические материалы.
Особенности организации образовательного процесса – очно;
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, Объяснительно - иллюстративный, игровой, дискуссионный.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, игра, конкурс, наблюдение, открытое занятие, презентация.Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология портфолио, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия:
1. Подготовительная часть.
Задача: Подготовка голосового аппарата к пению;
- комплекс дыхательных упражнений.
- комплекс фонопедических упражнений по методике В. Емельянова - «Зоопарк».
- комплекс вокальных упражнений.
- комплекс упражнений «Физвокализ».
2. Основная часть.
Работа над репертуаром. Сценическая постановка песни.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Поощрение. Домашнее задание.
2.6. Список литературы.
Использованная литература:
1. Гомонова Е.А. Музыкальный фейерверк. Песни для детей 2-8 лет. – Ярославль: Академия развития, 2005. 2. Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей. – Ярославль: Академия развития, 2007.
3. Горбина Е.В. Песенки - чудесенки. Музыкальный материал к праздникам в детском саду. – Ярославль: Академия развития.2007.
4. Меньших И.В. С музыкой растём, играем и поём. Сборник песен и игр для детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс,2007.
5. Песенник. Рисунки на асфальте. Сост. Такун Ф., ШершуновА., М.: Изд. «Современная музыка», 2002. 6. Песенник. Розовый слон. Сост. Такун Ф., Шершунов А., М.:Изд. «Современная музыка», 2002. 7. Песенка и я- верные друзья. Детские песенки на русском и английском языках. Вып.1,2,3. Сост. и русский текст Р.А.Дольниковой.
8.Сборники песен В.Шаинского, Ген.Гладкого, Ю.Чичкова, М.Дунаевского, Е. Крылатова, А. Рыбникова, Р. Паулса и др.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 2001г.
10.Лопухина И.С. «550 упражнений для развития речи» - СПб., 2004г.
11.Лихолет Н. «Искусство тоже лечит!» г. Воронеж, 2004г.
12.Морозов В.П. «Резонансная теория искусства пения» 2001г.
13.Белоброва Е.Ю. Волгин М. «Развитие голоса». 2000 - 2002 г.
Рекомендуемая литература для педагогов:
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: Изд. ООО «Дом. XXI век», 2007.
2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд.МГПИ,1983.
3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребёнка. Минск: Изд.
«ТетраСистемс», 2007.
4. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. СПб.: Издательский Дом
«Литера»,2007.
5. Миловский С. А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1997.
6. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Ярославль.: Академия развития, 2008. 7. Овчинникова Т. Пение и логопедия. СПб.: Изд. «Союз художников», 2005.
8.Пилипенко Л.В. Постановка слуха. М.: Издательский Дом Катанского.,2006.
9.Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Ярославль: Академия развития, 2002.
10.Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Изд. «Классика-XXI», 2005.
Рекомендованные сайты:
http://www.knyazhinskaya.ru/http://www.vivaharmony.ru/http://childrensun.ru/http://www.vokal-profi.ru/http://www.rockvocalist.ru/http://vocallessons.ru/