Открытый урок по учебному предмету Хоровой класс ДПОП на тему Начальный этап работы в младшем хоре по ФГТ (1 класс)

Открытый урок
преподавателя высшей категории
Белобородовой Виктории Викторовны
для преподавателей МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ»
по учебному предмету ПО.01.УП.04. (В.01.УП.01.) «Хоровой класс»
для учащихся 1 класса
1 сентября 2013 год
Тема: Начальный этап работы в младшем хоре по ФГТ
Цель: познакомить преподавателей с методикой работы в младшем хоре по ФГТ
Задачи: 1.Развитие координации между голосом и слухом.
2.Развитие вокально-интонационных навыков.
3.Развитие чувства метроритма.
4.Развитие образного мышления.
Использованная литература
Белобородова В.В. Программа учебного предмета ПО.01.УП.04. (В.01.УП.01) «Хоровой класс» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», для учащихся 1 – 8 классов. Срок реализации – 8 лет. – Усть-Ордынский, 2012.
Белобородова В.В. Адаптированная образовательная программа по предмету «Хор» для учащихся подготовительного отделения. Срок обучения – 1 год. – Усть – Ордынский, 2010.
Абелян Л. Как рыжик научился петь. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Советский композитор, 1989.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н.Б. Гонтаренко. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Изд-во «Лань», 1999.

Ход урока
1.Знакомство с музыкальным инструментом «Рояль».
2.Понятия: низкие, средние и высокие звуки.
3.Абелян Л. «Петь приятно и удобно» - правило пения, сидя и стоя.
4.Дыхательные упражнения.
5.Гонтаренко Н.Б. Упражнение на расслабление.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки свободно вдоль тела. Приподнимаясь на пальцах, одновременно поднимать руки вверх, подтягиваясь всем телом и взглядом. Потом, как бы сбрасывая тяжесть, резко наклониться вниз, при этом руки падают свободно, касаясь пола.
6.Гонтаренко Н.Б. Резонаторная лестница.
Лестница – это ваше тело от груди до темени. Вообразив резонаторную лестницу, мысленно пройдитесь ступенька за ступенькой снизу вверх, при этом двигая голос вверх по диапазону. Равномерно повышая тон, вы найдете каждому из них соответствующую ступень резонаторной лестницы.
Чтобы «открыть» головной резонатор, попробуйте освободить свои эмоции с помощью крика в голосе. При крике происходит смешивание вибраций, отзвучивающихся по всей резонаторной лестнице. Дайте возможность импульсу крика возникнуть в дыхательном центре, а далее стремительно освободите себя в крике. Крикните звуком – долгим, легким «АУ», «ХЭЙ», но при этом дайте расслабиться челюсти, языку и гортани. Крик берет начало из энергетического центра – солнечного сплетения и диафрагмы. Вы кричите долгое «А» или «Э» и «собираете» вибрации во всех имеющихся резонаторах. Заметим – чем больше тело расслабится, тем больше количество вибраций освободится.
7.Лях Н. Упражнение «Лифт».
(при работе с «гудошниками» - это упражнение помогает для развития координации между голосом и слухом)
Вы катались когда-нибудь на лифте? Многие дети отвечают: «Да». Ну, а кто не катался, то сможет сейчас покататься. Зашли в лифт кнопочку нажали, лифт загудел (руки внизу) и поехал вверх (руки дети постепенно поднимают вверх), на звук «У» показываем интонацией голоса подъем и спуск лифта.
8.Усманова Л.М. Упражнение «Поезд» (для активизации дыхания на слог «Чух»).
9.Ритмические упражнения «Повтори за мной».
10.Распевка:
- Упражнение «Я иду и пою» с использованием трех ступеней, с движением руки вверх и вниз, начиная с «до» II октавы и вниз по полутонам до «фа» I октавы;
- Упражнение «Я шагаю вверх, я шагаю вниз» с использованием 5 ступеней, с движением руки вверх и вниз, начиная с «ля» I октавы и вниз по полутонам до «ми» I октавы;
- Пение упражнений с помощью ручных знаков. В данных упражнениях объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Сжатый кулачок – поется «раз», кисть вверх – «два», рука ладонью вниз – «три». Для ребенка это своеобразные ступени, по которым видно, что «два» выше чем «раз», «три» выше чем «два». Сначала дети только поют и считают, позже они узнают, что это ступени мажорного лада. Зная музыкально-слуховые возможности каждого ребенка, надо найти «примарную звуковую зону», удобную для всех группы учащихся, для чего подобрать подходящую тональность. (Г.Струве «Хоровое сольфеджио»)

11. Г. Струве «Белка» - разучивание песни со словами по фразам.
12.Образная характеристика песни.
Д/з: Нарисовать рисунок к песне Г. Струве «Белка»
15