Работа над вокально-певческими навыками в младшем хоре.
Гармидер Наталия Ивановна.
Педагог дополнительного образования по классу хора МОУ «Гимназия №10»
Работа над вокально-певческими навыками в младшем хоре.
Я работаю с детским хором младшего школьного возраста два года и хочу начать с постановки цели. Для чего я учу детей петь в хоре? Думаю, что не для смотров, концертов и школьных праздников. Главная цель-развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств. Путь такого развития я вижу только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности. Пение для меня-ведущий способ музыкальной деятельности, т.к. певческая деятельность-наиболее доступный способ музицирования. Петь может и хочет практически каждый ребенок (за очень небольшим исключением).
Для того, чтобы дети захотели петь, хормейстеру надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным для них, убедить детей в успешности обучения при определенном трудолюбии, внимании, настойчивости с их стороны. Исполняя различные хоровые произведения, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. В процессе пения в хоре у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память чувство ритма. Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Хоровое пение, как активная исполнительская музыкальная деятельность, очень способствует этому.
Возрастные особенности детей в младшем хоре (7-9 лет).
У детей в этом возрасте достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. В эти годы жизни ребенка появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определять характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное скачкообразное повышение и понижение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; у них укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация.
Общий и музыкальный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях (природных, общественных), определенный запас впечатлений от произведений литературы изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствуют развитию детской фантазии, творческого воображения. Все это положительно сказывается на творческих проявлениях в различной музыкальной деятельности, в том числе, конечно, и в певческой.
В работе с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовой аппарат ребенка очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма. Гортань с голосовыми связками в два-два с половиной раза меньше гортани взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий и слабый. Он усиливается резона торами. Различают верхний головной резонатор и нижний грудной резонатор. У детей грудной резонатор развит слабо, преобладает головной. Поэтому детский голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. Певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое Звучание. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Все это пагубно влияет на несформировавшиеся детские голоса, которые теряют присущую им легкость, звонкость, чистоту звучания.
Также, трудность, с которой сталкиваешься в работе с детьми в младшем хоре -переход от речи к пению. Обычно все маленькие дети не поют (не тянут Звук), а как бы говорят нараспев, иногда совершенно правильно интонируя. Необходимо сразу же показать разницу между таким псевдопением и правильным протяжным звуковедением и так построить разучивание хоровых произведений и специальных упражнений, чтобы главное внимание на данном этапе работы было направлено на пение «долгих» звуков. А протяжное пение невозможно без предварительной беседы и постепенного формирования певческих навыков ребенка.
Навык - это умение, доведенное до степени автоматизма при регулярном повторении.
К основным певческим навыкам относятся:
- певческая установка
- певческое дыхание
- звукообразование и звуковедение
- дикция
Прежде, чем приступить к воспитанию того или иного певческого навыка, необходимо научить хористов принимать правильную певческую установку, следить, чтобы во время пения дети держались свободно, ненапряженно.
При пении стоя, или сидя корпус и шея выпрямлены, плечи несколько опущены, голова держится «гордо», подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечит удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата, тат как гортань при это м будет располагаться как бы на прямой оси. При пении сидя ноги всей ступней стоят на полу, руки лежат на коленях.
При пении стоя руки спокойно опущены. Обычно в хоре вся репетиционная работа проходит сидя, стоя же проводится распевание и исполняются уже выученные произведение. За правильной певческой установкой необходимо следить на каждом занятии, ибо от нее во многом зависит выработка верных вокальных навыков, особенно дыхания.
Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. До последнего времени певческое дыхание делилось на несколько типов: ключичное, грудное, нижнее грудное, нижнереберно - брюшное и брюшное.
Последние исследования, однако, показали, что изолированных типов дыхания в практике как правило не бывает. И взрослые и дети пользуются так называемым смешанным дыханием, иногда с преобладанием то брюшного, то грудного типа. При таком дыхании в той или иной мере участвуют все отделы дыхательного аппарата. Значит, не выбор типа дыхания определяет успех дела, а только выработка свободного, равномерного дыхания, способствующего созданию естественной координации всех систем, участвующих в голосообразовании. В налаживании такой координации особая роль отводится мышечным и слуховым ощущениям хориста. Руководитель хора должен показать детям, как напряженные, судорожные мышечные движения приводят к неправильному, некрасивому пению.
Не менее важным критерием проверки правильности дыхания служит и красота звука. Звук сильный, прерывистый, неровный – верный показатель неправильной мышечной работы.
Итак, качество звука и свобода мышечных движений - надежный контроль за координацией систем, участвующих в голосообразовании. Особую роль в пении играет организация вдоха и выдоха. Оба эти момента теснейшим образом связаны и оказывают влияние друг на друга. Вдох должен быть активным, но спокойным (без шума). Вдыхать надо через нос. Бывают, однако, случаи, особенно при быстрых темпах, когда можно дышать через нос и рот одновременно. Только спокойное, естественное дыхание, организованное в связи с пением, создает условия для «опертого» звука, такой звук воспринимается на слух как красивый, полный и достаточно сильный. Именно он характеризуется наилучшей координацией всех систем голосообразования. Большая роль в развитии навыка правильного дыхания принадлежит руке дирижера. Очень важно, чтобы каждый хорист знал правило хорового пения: брать дыхание следует до того, как исчерпан запас воздуха. Как уже говорилось, расходование дыхания регулируется также работой голосовых связок, и здесь значительная роль принадлежит атаке звука. Атака - это степень и характер включения в работу голосовых связок в начале пения.
Существует три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная. Для детского пения слишком громкий звук не типичен, так как он не свойственен природе самого голоса и может повредить ему. Твердая же атака образуется при достаточно сильном напоре воздушного столба и, следовательно, может привести к крикливому звуку. Неумелое пользование этим видом атаки ведет к форсировке. В то же время твердая атака активизирует весь процесс голосообразования. У многих детей, особенно в начальный период обучения, мышцы голосовой щели часто работают вяло, это вызывает Значительную утечку воздуха. В таких случаях твердая атака будет полезной, так как при ней голосовой аппарат достигает необходимой упругости, мягкая атака более трудна и нередко приводит в начале занятий к вялому, инертному звучанию.
Следовательно, только разумное, сознательное употребление и того и другого способа начального звукообразования может принести успех в вокальном воспитании. Умение пользоваться дыханием обуславливает очень важный навык хорового пения-пение с различными приемами звуковедения. Работая над ранее упомянутым «протяжным пением» пением на legato, что значит связно, плавно, без толчков, не следует отказываться и от пения в младшем хоре non legato, в буквальном смысле - не легато, не плавно, не связно, которое очень полезно для закрепления навыка правильного вдоха и выдоха. Детям в младшем хоре (7-9 лет) свойственно легкое головное звучание. Добиваться этого и одновременно освобождать детские голоса от так называемого горлового, низкого и крикливого звучания - очень трудная и ответственная задача. Дети должны понять, что красота звука зависит не от его силы и что мягкое и нежное пение будет гораздо лучше слышаться и восприниматься, чем пение крикливое, правильное дыхание очень важно для пения. Но этого мало. Надо создать звуку еще и условия, чтобы от стал красивым. А эти условия зависят от того, как дети открывают рот, как произносят гласные исогласные звуки, насколько одинаково и одновременно они делают все это. Как известно, для пения наиболее удобны гласные: а, о , у так как гласный звук «а» обеспечивает ротоглоточному каналу рупорообразную форму, помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу связок, помогает выявить индивидуальный тембр голоса. Гласный звук «о» способствует поднятию мягкого неба, наводит на ощущение зевка, помогает снять горловой призвук при пении и ликвидировать зажатость. Гласный звук «у» больше всех поднимает мягкое небо, очень хорошо организует зевок, активизирует губы, голосовые связки, помогает освобождению нижней челюсти, формирует у детей головной регистр. Однако «у» самый темный и глубокий гласный, и, если хор поет глухим звуком, значит, - этим гласным злоупотреблять не надо. Гласный «у» очень полезен в сочетаниях legato и staccato. Staccato в начале упражнения дает смыкание голосовых связок, активизирует движение диафрагмы (дети ощущают движение передней стенки живота - «животик прыгает»). А при распевании детей важно понимание закономерностей певческого процесса и соблюдение определенных принципов. Например, мы часто поем: ми, мэ, ма, мо, му, так как последовательность гласных: и, э, а, о, у, - увеличивает размер ротовой полости. Последовательность: и, у, о, а - уменьшает напряженность голосовых мышц. Есть определенные важные качества и у гласных, ведь не случайно мы чаще всего употребляем в пении л, н, м - они пропеваются, способствуют кантилене, а при работе над четкостью дикции нам не обойтись без твердых д, б, р. И выразительное, глубоко осмысленное пение возможно только при ясной дикции и правильной артикуляции, что в свою очередь создает естественную регулировку дыхания и звукообразования. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Вот некоторые правила вокальной дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют нормальное звучание. Говорят и поют: «снегами», «корова»,» в лесу». Гласные в пении тоже не изменяются, а исключением гласного «о», который звучит как «а». Петь надо «карова», а не «корова», «актябрь», а не «октябрь», «мая», а не «моя». Однако при пении дети очень часто заменяют ударные гласны ее, я гласным и, лучше произносить их несколько неопределенно что-то среднее между: я, е, и. Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные в конце слога произносите я в начале следующего. Остальные правила, которые применяются в речевом произношении, обычно используются и в певческой дикции. Поют: «што», а не «что», «хочецца», а не «хочется», «снек», а не «снег», «аччево», а не «отчего».?
Существуют разные приемы обучения детей правильному произношению в хоровом пении: - выразительное чтение текста произведения хормейстером в процессе разучивания;
- при разучивании можно с детьми произносить текст коллективно, нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе так, чтобы слова звучали ясно, выразительно;
- потом можно ускорить темп коллективного чтения;
- хорошо, когда применяется прием выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету. А выразительное произношение текста способствует выразительности хорового пения.
В младшем хоре часто дети неправильно произносят окончания слов, суффиксы. В таких случаях уместно применять прием правильного произношения слов по слогам как отдельными детьми, так и всей группой, например, «се-ры -е» (а не «се-ра-и») или «сол-ны-шко» (а не «солнуш-ко»). Все эти приемы применяются осторожно, умело, с тем, чтобы уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональное восприятие произведения, углубляло музыкальный образ, и не превращалось в сухую, формальную тренировку.
Хотелось бы, конечно, сказать и о необходимом в младшем хоре, как и в любом другом хоре, навыке интонирования, или чистоте интонации, в отличие от физического слуха, которым владеет каждый человек, музыкальный слух - качество индивидуальное. Музыкальным слухом называется способность воспринимать, различать высокие и низкие Звуки, слышать, т.е. представлять себе мысленно мелодию, запоминать ее правильно, не фальшиво спеть или сыграть по слуху на каком-нибудь инструменте. Музыкальный слух можно и нужно развивать. Часто дети не умеют правильно воспроизвести слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. Чистота интонации зависит от степени раз вития музыкального слуха. На чистоту интонации влияют и такие качества, как застенчивость или отсутствие устойчивого внимания у ребенка. Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение. А планомерное, постепенное формирование в младшем хоре певческих навыков, вокальная работа с детьми должны обеспечивать чистое интонирование. Для развития чистоты интонации прежде всего надо выбирать песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие по диапазону голоса детей в младшем хоре. Чистота интонации достигается различными приемами. Полезно детям слушать песни в исполнении чисто поющих детей, взрослых, а также в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте без пения.
Необходимо систематически повторять с детьми выученные песни и при этом петь их без сопровождения. Детям, поющим нечисто, надо уделять особое внимание. Они должны сидеть ближе к хорошо поющим детям и к инструменту. Сидя впереди, они слышат чистое пение хормейстера и правильное пение хорошо поющих детей. Желательно отмечать и поощрять каждое незначительное достижение этих детей в пении. А стройное, слитное пение (ансамбль), необходимо для развития, роста хора. Ансамблем называется умение всех детей в хоре петь одновременно, слитно и с одинаковой силой. В этом навыке наиболее ярко проявляется основа хорового пения - коллективность исполнения. В самом деле, все прочие технические навыки, способствующие чистоте строя, хорошей дикции, красивого звуковедения, правильного дыхания можно тренировать и формировать у каждого ребенка индивидуально. Природа же ансамбля иная. Чувство ансамбля может быть развито, сформировано у детей только коллективно. Пение в ансамбле в значительной степени помогает формированию, выработке певческих навыков у детей в младшем хоре: дикции, дыхания, правильного звуковедения, чистоте строя. Ибо, как бы хорошо не пел каждый ребенок в отдельности, если он не будет соблюдать ансамбля, хормейстер не сможет добиться от хора хорошего звучания. Человек семи-восьми лет открыт для мира, для любой деятельности. Он впитывает в себя все интересное, новое, он еще полностью доверяет взрослым и хочет у них учиться всему на свете. Надо только суметь использовать эту готовность. В работе с малышами есть два взаимосвязанных пути: игра и сказка. Хотя, конечно, трудно в реальной жизни играть с детьми каждый день, каждый урок, сохраняя непринужденность, увлеченность и радость деятельности с обеих сторон.
Каждая встреча с музыкой должна приносить детям радость. Я начинаю первое занятие с незатейливой сказки «О фее Музыке и Великом Шуме». На основе многих сказок рассказываю детям о том, как Музыка нужна им, как она несет красоту, добро, счастье и дружбу людям; о том, как Музыке мешает Великий Шум, поселяя в нас трах и ненависть, лишая радости; как можно победить его, страшного врага, если объединиться с помощью Музыки. А у феи Музыки есть два помощника: танец и марш. Они и помогают нам войти в мир музыкальной игры, становясь ее участниками: охраняют класс от великана Шума, слушают нас, помогают решить наши музыкальные проблемы, а иногда сердятся на нерадивых. Первое в жизни музыкальное задание- учимся слушать тишину. Оказывается, этому нужно учиться!
Чтобы учиться было интересно, затеваю игру «Кто дольше слышит звук». Играю на фортепиано один звук, прошу слушать его и поднять руку тогда, когда дети перестанут его слышать. Сначала получается не у всех, потом все лучше, лучше... И вот уже в классе стоит удивительно напряженная тишина, которая необходима для восприятия музыки. Еще раз слушаем, а теперь тихонько вместе со мной попробуем пропеть этот Звук (а), как бы продолжая звучание инструмента. Красиво получилось не у всех, говорят дети. Значит надо поучиться. Начинаем с освоения певческой установки. Сели на стул так, чтобы ноги, согнутые в коленях, стояли прямо, на полной ступне. Сидим как бы на половине стула. Спина прямая, руки мягко и спокойно лежат на коленях. Голова прямая, не опущена и не поднята вверх. Сажусь перед детьми, все показываю, потом иду по классу, исправляя ошибки в посадке. Важно, чтобы дети не перенапрягались от старания сидеть прямо. Объясняю значение дирижерского жеста, необходимость внимания к руке хормейстера. Разомкнуть зубки, опустить подбородок.
Дальше игра. Представим, что в руках у каждого из нас роза. Вдруг, на наших глазах, роза раскрывается и становится пышной и большой. Мы удивляемся, вместе со взмахом моей руки тихо говорим: «ах!». Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», затем мгновенная задержка дыхания от удивления и красоты и поем фа, соль первой октавы на гласную «а». Надо тщательно следить, чтобы дети не перенапрягались, не набирали много воздуха, ведь роза очень нежная. Момент удивления необходим, так как человек инстинктивно обеспечивает себя физиологически необходимым запасом кислорода, кроме того в этот момент поднимается мягкое небо, а это - основа пения.
Далее отправляемся в путешествие (Музыкальная сказка «Баба Яга»). Мы все сели в автомобиль, а он волшебный и мотор в нем самый музыкальный, поэтому едем, а губами поем любимую песенку. Настроение хорошее, день солнечный, но вот по дорожке бежит козленок, сигналим ему: «Пи-пип!», дальше едем, в канаву се ли, толкаем машину одновременно выпуская из легких воздух: «Ух!!!» Выехали. И тут неожиданно перед нами темный лес...Все дети закрывают глазки, а концертмейстер играет в разных регистрах на фортепиано коротенькие мелодии. Угадайте, какому животному подходит та или иная мелодия: в низком регистре -» идет медведь», в высоком регистре - «поют птицы», в среднем регистре - «бежит заяц». Молодцы, дети, открывайте глазки ... Перед нами избушка. Все хором говорят:» Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом». Изба старая, дряхлая, сотню лет никто не тревожил ее, и мы все начинаем скрипеть, имитируя, как поворачивается избушка. Выходит старуха Баба- Яга, да такая страшная, что мы все бегом к своей музыкальной машине и включаем музыкальный мотор, который нам помогает благополучно вернуться из леса в класс. Далее интересуюсь, есть ли у детей дома домашние животные. Море рук, и все очень любят своих питомцев. И мы учим попевку «Киска, где была?» Начинаю обучение пению с вот таких небольших попевок - интонаций, состоящих из 3-4х разновысотных звуков. Звук при пении мягкий, негромкий, все время себя внимательно слушаем.
На первом этапе работы с младшим хором я хочу выполнить такие задачи:
1.Освоение певческой установки.
2.Освоение навыка одновременного начала пения и одновременного окончания пения.
3.Освоение навыка кантиленного пения, так как именно наличие кантилены в первую очередь свидетельствует о степени овладения певческим процессом.
О певческой установке я детям рассказывала довольно подробно, так как это очень важно. Теперь о пении стоя. Стоя петь удобнее. Дети, кстати, это понимают и часто сами просят разрешения попеть стоя. Стоять надо чуть расставив ноги для лучшей опоры, плечи свободные, мягкие, руки свободно висят вдоль тела. Важно быть подтянутым, но не зажатым. Стоять дети могут 5-10 минут, затем лучше сесть или подвигаться. В своей работе с детьми младшего хора, использую «Музыкальные паузы». Концертмейстер играет любой марш, вальс, польку в разной последовательности. Дети угадывают жанр, и, если это марш - маршируют, вальс - как могут вальсируют. Полька - хлопки и подскоки. Немного и с пользой отдохнули. Очень важным моментом я считаю выработку сознательного и критического отношения детей к своему пению. Спрашиваю у них, что и как получи лось, правильно ли они спели, понравилось ли им исполнение песни, качество выполнения других задач. Сознательное и активное отношение детей к работе в хоре создает атмосферу общего дела объединяет.
В вокальной работе с детьми, начинающими, придерживаюсь еле дующих принципов:
1. Развивать голос из примарных тонов, постепенно, без торопливости расширяя диапазон. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения.
2.Очень полезно устное объяснение и показ лучших детей.
3. Главным критерием в занятиях является качество Звука и свобода при пении.
4. Вся певческая работа тесно связана с развитием музыкального слуха, чувства ритма. Здесь использую «Игру в эхо». Ребенок, или все хористы повторяют за мной простейшие интонации – попевки. Потом дети похлопывают или постукивают ритм. Ритм постепенно усложняется. Самое сложное - синкопа.
5. На начальном этапе работы в младшем хоре роль вокальных упражнений выполняют попевки, небольшие песенки. Здесь, конечно, не нужно торопиться, критерий не количество, а качество выученного. Дети с удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены, и у них получаются.
6. На каждом занятии необходимо повторять выученное. Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для последующей работы, с другой стороны, позволяет детям уже на первых этапах обучения пению в хоре получать удовольствие.
7. Известно, что одним из самых распространенных недостатков у детей является зажатость нижней челюсти. По возможности надо использовать в работе показ видимых движений артикуляционных органов - губ, челюстей, языка.
В своей работе с детьми я использую артикуляционную гимнастику (по В.В.Емельянову).
1.Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка.
2. Покусайте язык попеременно правыми и левыми коренными Зубами, как бы жуя его.
3. Почистить языком зубки, по часовой и против часовой стрелки.
4. Уколоть четыре раза языком то правую, то левую щеку.
5. Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Сначала щелчки «на улыбке», потом низкие щелчки, опуская вниз челюсть. Выстроить унисон низкими и высокими щелчками.
6. Пошинковать язык как морковку.
7. Пройтись по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев.
8. Сделать нижней челюстью круговое движение вперед - вниз.
9. Сделать нижней челюстью круговое движение вперед- вправо-назад-влево-вперед.
Артикуляционной гимнастикой я занимаюсь с детьми в начале урока. У многих детей артикуляционный аппарат крайне неэластичен челюсть малоподвижна, язык и губы вялы и пассивны, лицевые мышцы напряжены. И вот для развития артикуляционного аппарата у ребенка я использую эту гимнастику.
Руководитель младшего хора поставивший перед собой задачу научить детей правильно петь, должен постоянно стремиться к совершенствованию всех необходимых для хора качеств. Формирование и развитие певческих навыков у ребенка - это первая ступень, основа, которая обеспечивает в дальнейшем достаточно высокий уровень исполнения хорового произведения, творческий рост хорового коллектива.
Список используемой литературы:
Вл. Соколов. Работа с хором. М., «Музыка»,1983 г.
Н.Я. Метлов. Музыка - детям. М., «Просвещение»,1985 г.
В.В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренаж. Книга г.Санкт-Петербург,1996 г.
В. Гневышева. Вокальное воспитание в хоре начальной школы.М.,1979г.
Т.М. Орлова, С.И. Пекина. Учите детейпеть. М., «Просвещение», 1988 г.
К.П. Виноградов. Работа над дикцией в хоре. М.,1967 г.
П.П. Левандо. Проблемы хороведения.Л.,1974 г.
В. Попов. Советы руководителя хора.М.,1983 г.
А. Пономарев. Жизнь детского хора. Сб. статей, М.,1989 г.
Вопросы вокальнойпедагогики. Статьи, очерки. М. «Музыка»,1967г.
Г.П. Стулова. О методах работы с начинающим хором младших школьников. М., «Просвещение»,1990
Т.Н. Овчинникова. Воспитание детского певческого голоса в процессе работы с хором». М., «Просвещение»,1990 г.