Проект урока в 6 классе на тему Путешествие по стане всяческих действий (употребление наклонений глагола в речи)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ковернинская средняя школа №1»
Ковернинского района Нижегородской области



Проект урока русского языка в 6 классе на тему
«Путешествие по стране всяческих действий»
(Употребление наклонений глагола в речи)




Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Унжина Наталья Петровна









п. Ковернино 2016

Базовый учебник: Русский язык: учебник для 6 класс общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Вид урока: урок-путешествие.
Задачи:
Обучающие: обобщить и закрепить знания о наклонениях глагола, показать выразительность употребления глаголов в речи; продолжить работу по формированию орфографических навыков и отработке грамматических норм.
Развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, развитию навыков индивидуальной и групповой работы.
Воспитывающие: формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка; воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, культуре учебного труда.

Оборудование:
компьютер, мультимедиапроектор;
презентация (приложение 1);
сигнальные карточки, мячик, жетоны с заданиями, смайлы (отличное настроение, грустное, равнодушное), картонный почтовый ящик.

Методы и приемы работы: эвристический метод (создание проблемной ситуации, фронтальный опрос, индивидуальная работа, групповая работа: обсуждение вопросов учителя в группах и ответы на вопросы одним представителем от группы), репродуктивный метод (сообщение учителя, пропедевтическая беседа), метод творческого чтения (подбор цитат из текста, написание мини-сочинения).














Ход урока:

Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)_____________ 2 мин.

Введение в тему (слово учителя о целях и плане урока, запись темы урока)_________________________________________________________ 5 мин.

Формы организации учебной деятельности
Рассматриваемые вопросы
Время

Слово учителя































Чтение лингвистической сказки учителем
















Пропедевтическая беседа
























Ответы учащихся




















Ребята, вы любите сюрпризы? Сегодня я приготовила для вас урок-сюрприз. Мы все станем участниками удивительной лингвистической экспедиции и побываем в «Стране всяческих действий». В пути нам встретятся разные препятствия. Чтобы преодолеть их, нам надо действовать организованно, поэтому вы разбились на четыре группы и выбрали себе командира (слайд 1). Именно командир будет вести записи в маршрутном листе и отмечать активность всех участников. (Приложение 2)
В конце урока командиры сдают маршрутные листы, учитель оценивает активность учащихся.
В дороге нам потребуются путевые дневники, где мы будем вести записи. Кстати, подойдут ваши рабочие тетради. Необходимое снаряжение. Проверяйте его готовность: ручка, карандаш, линейка и ластик. И, конечно же, в дорогу мы возьмем багаж. Багаж тех знаний, которые получили на предыдущих уроках. Итак, счастливого пути!
Для начала мы сделаем первую запись в путевых дневниках (число, классная работа). Основная задача нашей экспедиции – повторить, обобщить сведения об употреблении наклонения в речи. (2 слайд)
Обратите внимание на наш маршрут и послушайте удивительную сказку о жителях тех городов, где мы побываем. (3слайд)
В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.
Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить. Средний был мечтатель, романтик и фантазер. Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.
Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.
Город, в котором градоначальником был старший брат назывался
Как? Помогите, ребята (Город изъявительных фактов).
– Почему вы так думаете? (ответы учащихся)
Девизом жизни всех горожан были слова: “Было! Есть! Будет!”
– Как назывался город второго брата? (Город условностей).
Здесь мечтательные жители существовали под девизом: “Если бы да кабы!”
Обитатели третьего города (Город повелителей) подчинялись девизу: “Так точно! Будет сделано!”.
Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими городами. И мы с вами тоже отправимся вместе с королем по улицам этих городов.
Как вы думаете. Что мы будем делать в каждом городе?
-Если столица Глаголия, то мы должны вспомнить, что мы знаем о глаголе.
-В городе Повелителей вспомним о повелительном наклонении.
-В городе Изъявительных фактов повторим изъявительное наклонение глагола.
-В городе Условностей вспомним условное наклонение.
Молодцы, ребята. Вот мы и сформулировали основные цели нашего урока. (4 слайд)
Повторить и закрепить знания об изъявительном, повелительном, условном наклонениях; научиться отличать глаголы разных наклонений друг от друга; показать выразительность употребления наклонений в речи.
минут


Обобщение пройденного материала___________________________35 мин.

Работа по группам

Ответы учащихся














Работа в группах


Работа с сигнальными карточками





















Ответы учащихся









Индивидуальный опрос










Работа в группах




Фронтальный опрос





















Индивидуальный письменный и устный опрос




Индивидуальный практикум



Создание проблемной ситуации
















Ответы
учащихся














Работа в группах,
выполнение творческой работы












Индивидуальный опрос
Скажите, пожалуйста, что такое глагол? Как правильно определить вид глагола? Как верно определить написание гласной в безударном личном окончании глагола? Какие глаголы относятся к переходным, а какие к непереходным? (вопросы распределяются по группам) (слайд 5)
Мы приближаемся к городу изъявительных фактов. Жители здесь самые практичные, самые справедливые, их девиз: «Было, есть и будет!» Как вы думаете, почему жители выбрали именно такой девиз? (глаголы изъявительного наклонения обозначают то, что происходит, происходило и будет происходить). ( слайд 7, 8)
Ребята, вы слышите сигнал машин? Мы уже в городе, давайте пройдемся по его улицам. Через городские ворота пускают не каждого, а только самого эрудированного. Поэтому сейчас вам необходимо выполнить задание.
Каждая группа получит жетоны, на которых обозначены только морфемы глагола. Ваша задача - определить форму глагола, и тогда группа беспрепятственно войдет в город.
Ребята, мы с вами чуть не пропустили светофор. У этого светофора работают два цвета: зеленый и красный. Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила. Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов. Итак, если пишется -е (Iспряжение), поднимаем красную карточку, -и (II спряжение) – зеленую.
Автобус отправляется, ходим по городу, останавливает нарушителей, переходит улицу, предупреждает об опасности, ездим на автобусе, пересекаем улицу, держит курс.
Замечательно справились с заданием. Штрафовать некого. Мы отправляемся дальше.
Приближаемся к городу, где жители очень уверенные в себе и в своих силах, любящие приказывать и подчинять других, поучать и побуждать к действию. Их девиз: «Так точно! Будет сделано!». (слайд 9)
Что это за город? Почему жители выбрали такой девиз? (Здесь живут глаголы повелительного наклонения. Они выражают приказ, просьбу, побуждение к действию). Что еще вы знаете о глаголах повелительного наклонения? (Образуются с помощью суффикса -и-. Не изменяются по временам, имеют окончание -те во мн.ч. и нулевое окончание – в ед. ч.)
Поскольку все в этом городе побуждает к действию, нам тоже пора действовать.
Кому-то из вас я бросаю мячик и называю словосочетание, в котором глагол стоит в форме изъявительного наклонения, а ваша задача – поставить глагол в повелительное наклонение и быстро дать ответ.
Рисую солнце, люблю свой поселок, уважаем взрослых, горжусь своей страной, получу хорошее образование, выучил английский язык, прочитали стихи Пушкина, дорожим дружбой, заходим в гости, поеду в музей.
2. А теперь я предлагаю вам вспомнить, в каких пословицах, которые мы употребляем в речи, встречаются глаголы в повелительном наклонении. (Кончил дело – гуляй смело, не спеши языком – торопись делом и пр.)
3. Скажите, а что могут выражать глаголы повелительного наклонения? (призыв, приказ, резкий приказ, пожелание, просьбу, совет, команду) Далее ребята приводят примеры предложений с глаголами повелительного наклонения разных форм из известных произведений, которые они подготовили дома. (Такое задание они получили заранее по данному учителем образцу: например, «Баранкин, будь человеком» (совет) из произведения В. Медведева, «Не стреляйте в белых лебедей» (просьба) Б. Васильев и т.д.)
Я думаю, жители этого города остались довольны вами, и мне понравились ваши ответы.
Наша экспедиция продолжается. Мы приближаемся к городу романтиков и мечтателей, там нас ждут удивительные открытия. Девиз жителей этого города: «Если бы да кабы». (слайд 10)
Посмотрите на них внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с каждым глаголом – частица «бы». Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди.
Ребята, кто из вас расскажет историю их дружбы? (один из учащихся рассказывает способ образования глаголов условного наклонения и на доске рисует схему). Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Схема: СДЕЛАТЬ + Л + БЫ
Остальные учащиеся образовывают по данной схеме 5 глаголов условного наклонения и записывают их в тетрадь.
Продолжим нашу экспедицию и вглядимся в улицы этого города. Что же мы видим? Здания здесь недостроены, одежда недошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках недосажены, картины художников недописаны, больные недолечены, дети недоучены. Давайте спросим у жителей, когда же они доделают свою работу? (слайд 11)
Выходят четверо учащихся и им предлагается изобразить жителей города (швею, садовника, архитектора, художника).
Каждый из этих жителей может выполнить свою работу только при определенных условиях. Давайте узнаем у них, при каких.
(Задания даются ребятам на карточках и проецируются на экран)
Архитектор ответил: «Я бы построил дворец, если бы» (слайд 12)
Садовник сказал: «Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы» (слайд 13)
Швея прошептала: «Я бы сшила новое платье, если бы» (слайд 14)
Художник проговорил: «Я бы дописал картину, если бы» (слайд 15)
На улицу фантазеров можно попасть только по пропуску. Градоначальник подарил нам пропуска, заполнив которые, мы тоже зачисляемся в фантазеры. Итак, давайте помечтаем.
Допишите предложения, употребляя однородные сказуемые, выраженные глаголами в условном наклонении.
1 группа. Если бы я был директором школы, то
2 группа. Если бы я выиграл миллион, то
3 группа. Если бы я был невидимым, то
4 группа. Если бы я попал на необитаемый остров, то
Ответы учащихся.
Наше путешествие подходит к концу, но король требует от нас отчета: с пользой ли мы провели время. Сейчас мы докажем ему, что все сведения о наклонении глагола усвоены на «отлично».
На партах у всех небольшие листочки, на которые ребята записывают ответы на вопросы теста.
1. Укажите глагол в изъявительном наклонении.
а) Отдохните; б) помогаешь; в) думал; г) сделал бы.
2. Укажите глагол в условном наклонении:
а) Улыбается; б) соберется; в) отправься; г)пришел бы


3. Укажите глагол в повелительном наклонении:
а) Тишь; б) брешь; в) режь; г) свеж
4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме :
а) условного наклонения; б) изъявительного наклонения; в) повелительного наклонения.
5. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения:
а) Работа. . т; б) вылет. . те; в) отправ. . тся.
Листы с ответами на тест сдаются учителю для дальнейшего оценивания.
3 мин.









3 мин.

3 мин.












2 мин





2 мин.





3 мин.


4 мин.











3 мин.





1 мин.









3 мин.







4 мин.








4 мин.




Подведение итогов урока_____________________________________3 мин







Рефлексия
Вы хорошо поработали на уроке. Наша экспедиция оказалась очень плодотворной. И вашу работу я хотела бы оценить (выставляются оценки). Домашнее задание у вас будет творческим. Я предлагаю вам написать сочинение-миниатюру на свободную тему, употребляя в нем глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонений.
У жителей страны всяческих действий есть своя почта и им бы очень хотелось узнать, какое настроение у вас осталось после такого путешествия. У вас на партах лежат небольшие кружочки-смайлы, отражающие отличное настроение, грустное и равнодушное. При выходе каждый из вас положите свой смайлик в почтовый ящик.
А сейчас наш урок закончен, всем спасибо. До свидания.




Использованная литература:

Ладыженская Т. А., Штыркина О. П. Русский язык. Книга для учителя. – М., 2009.
Львова С. И. Русский язык. Лингвистические игры. – М., 2011.
Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова. Автор-составитель: С. Б. Шадрина. – Волгоград, 2011.
Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы /Н. П. Архипова и др. – М., 2010.
Материалы с сайтов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].