Мастер — класс Формирование у детей с ОВЗ вокально-хоровых навыков

Мастер-класс учителя музыки Петровой Разиды Раисовны
на тему: «Формирование у детей с ОВЗ вокально-хоровых навыков»
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности.
Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем
любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создаёт
условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное
исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их
содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей
действительности.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:
эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-
слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление,
музыкальная память.
Цель: развитие вокально – хоровых навыков у ребёнка с ОВЗ
ЗАДАЧИ:
Воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности.
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей.
Формирование певческих навыков.
Развитие исполнительского мастерства.
Расширение музыкального кругозора.
Возрастные особенности слуха и голоса
В работе по пению с детьми следует учитывать не только психические,
но и физические особенности развития ребёнка. Голосовой аппарат
ребёнка, в отличие от взрослого, очень хрупкий, нежный и непрерывно
растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Гортань с
голосовыми связками в 2-2,5 раза меньше, чем у взрослого. Голосовые
связки тонкие, короткие. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый.
Он усиливается резонаторами. У детей грудной резонатор слабо развит,
преобладает головной. Поэтому детский голос очень лёгкий, не сильный,
но звонкий.
Прежде, чем начать обучать детей пению, надо их познакомить с
правилами пения, или певческой установки.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении,
от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При
обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат
голову, корпус, как открывают рот.Певческая установка (правила пения):

· сидеть (стоять) ровно;

· не сутулиться;

· корпус и шею не напрягать

· голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без
напряжения;

· дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

· петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного
звучания;

· рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во
избежание крикливого, «белого» звука;

· нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:

· правильному звукообразованию;

· правильному дыханию;

· хорошей дикции;

· чистоте интонации;

· ансамблю – стройному, согласованному пению;

· эмоционально – выразительному исполнению.

· Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.
вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации,
стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними
ведётся одновременно, навыки развиваются постепенно.
Методические приёмы
Все упражнения, которые даются для овладения определёнными навыками и
умениями, должны носить игровую форму. Именно в игре ребёнок
самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные
эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное –
непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического
состояния.
( методические приёмы при обучении пению)
Занятие состоит из двух этапов: речевой этап и работа над песней
Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и
скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк,
челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику,
артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.Артикуляционную гимнастику можно провести в форме сказки
Речевое и певческое дыхание
Научить детей правильно дышать, задача одна из самых сложных. У детей
Младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И
речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, т.к.
рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать
певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха
– родственный: более длительный и экономный. По возможности игры на
дыхание соединять с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т.д. Сначала
«разогреваем» мышцы дыхательной системы, помогаем устранению
поверхностного, не ритмичного дыхания, нормализуем физиологическое
спокойное, размеренное, плавное дыхание.
Речевые ритмо – интонационные игры и упражнения
Большое влияние на развитие вокальных данных детей оказывают речевые
ритмо – интонационные игры и упражнения, т.к. проводятся в различных
голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие
игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха: чувства ритма,
темпа, тембра, развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и
выразительность речи. Для тренировки дикции необходимо разучивать
скороговорки.
Развивающие игры с голосом
Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для
расширения диапазона речевого и певческого голоса систематически
используются развивающие игры с голосом – это подражание звукам
окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плачь), голосам
животных, «голосам» неживой природы (тикать, капать и т. д. ) Например
игра звукоподражание по тексту.
Лес ночной был полон звуков:
Кто – то выл - у – у,
А кто – мяукал. – мяу, мяу
Кто – то хрюкал, - хрю – хрю,
Кто –то топал, - топ-топ,
Кто – то крыльями захлопал – хлоп – хлоп,
Кто – то ухал, ух – ух,
И кричал – ай – ай,
И глазищами вращал, ну, а кто – то тихо – тихо тонким голосом
Молчал! (указ. пальчик к губам)
Очень большую роль имеет распевание, игровое распевание
многофункционально:1 Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное
воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора
голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых
персонажей, т.е. чистое интонирование;
2 Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение
товарищей;
3 Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной
деятельности.
5 Игровые распевки могут быть использованы, помимо своего основного
назначения, и в других частях занятия – ещё одно уместное закрепление
голосом средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это
займёт всего полминуты и пройдёт в игровой форме, возможно, с
использованием атрибутов.
Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно,
понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт,
является весьма результативным в достижении контрастного интонирования,
которое так необходимо в пении. Дети воспринимают игровое распевание
как первую из песен и ждут его с нетерпением.
СЕКРЕТЫ ВЗАИМНОГО УСПЕХА МУЗЫКАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Люби своё дело и всегда будь в душе ребёнком.
-Создай на занятии атмосферу доверия, сосредоточенности,
заинтересованности и желания достичь успеха.
-Сделай процесс обучения интересным, игровым, наглядным.
Если детям скучно на занятии - успех обречён.
-Найди такой игровой момент, такой образ, чтобы дети сразу,
на этом же занятии исправили нечистое пение хотя бы на тон,
исполнили неправильное движение хоть немного красивее.
Не оставляй недоделанным начатое.
-Не поощряй некачественное исполнение детьми песен, танцев,
не занимайся попустительством: « научатся потом»
Потом - не бывает
- Не обучай механически, вслепую, дай возможность детям
подойти к процессу обучения осознанно, давай им больше
творческих задач, учи размышлять логически.-Не откладывай развитие вокальных, танцевальных и творческих умений
детей на старший возраст, эти задачи должны решаться с младшей группы.
-Дай ребёнку возможность поверить в то, что у него всё получится, развивай
в нём самоуважение и самодостаточность.
-Замечай и поощряй даже самый небольшой успех у робких детей.
-Чаще занимайся индивидуально с проблемными детьми.
Разговор глаза в глаза и атмосфера дружелюбия, доверия
творят чудеса.
-Не занижай, а завышай «планку» для себя и детей, чтобы была
видна динамика развития музыкальных способностей ребёнка и не иссякал
стимул для роста самообразования музыканта.
-Нарабатывай и накапливай богатый, разнообразный репертуар, постоянно
пополняй и обновляй его, тогда будет интересно и тебе, и детям.
Давайте будем придерживаться этих правил, и успех
сам отыщет нас и наших детей, а увлечённость своей работой
подарит новые педагогические находки, которыми мы
с удовольствием поделимся друг с другом!
15