Составление рабочих программ в соответствии с ФГОС и утвержденными изменениями 2016г.
«Составление рабочих программ в соответствии с ФГОС и утвержденными изменениями».Семинар 15.04.2016
1. «О рабочих программах учебных предметов»письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-17862. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»3. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897»
«О рабочих программах учебных предметов»письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-17861. «… В целях снижения административной нагрузки педагогических работников ОО Департаментом подготовлены изменения в ФГОС в части требований к рабочим программам учебных предметов.»2. «… авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной ООП соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре ООП принимается на уровне ОО»3. «… подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, … Предполагается, что в ФПУ будут включаться учебники, имеющие метод.пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета или воспитания; в т.ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС …»
Обязательные элементы рабочей программы отдельного учебного предмета, курсаДо 31.12.2015С 01.01.20161) Пояснительная записка2) Общая характеристика учебного предмета, курса3) Описание места предмета, курса в учебном плане4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса5) Содержание учебного предмета, курса6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса2) Содержание учебного предмета, курса3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Обязательные элементы рабочей программы курсов внеурочной деятельностиДо 31.12.2015 (ФГОС НОО)С 01.01.2016 (ФГОС НОО и ФГОС ООО)1) Пояснительная записка2) Общая характеристика учебного предмета, курса3) Описание места предмета, курса в учебном плане4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса5) Содержание учебного предмета, курса6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса1) Результаты освоения курса внеурочной деятельности.2) Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;3) Тематическое планирование.
Как связаны различные компоненты?Разработка рабочей программы, тематического планирования, календарно – тематического планированияПодготовка к уроку (технологическая карта урока целевые установки = планируемые результаты)Проектирование (конструирование) контрольно - измерительных материалов (КИМ), подготовка к различным оценочным процедурам
Рабочие программы по учебным предметам (курсам)составляются на всю ступень обучения (1- 4 классы, 5 – 9 классы),а не на учебный годКаждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курсаВыпускник научитсяВыпускник получит возможность научитьсяПланируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО» .Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь.Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам.Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.
II. Содержание учебного предмета (курса)Основу данного раздела составляет содержание «Фундаментального ядра» Стандартаучебные программы ФГОС НОО и ФГОС ОООСодержание распределяется по смысловым блокам для каждого класса отдельно.Программа никак не отражает последовательности освоения тем курсаВ этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса по классам!
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темыПримерное поурочное тематическое планирование (в авторских рабочих программах по учебным предметам)Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ в рамках УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Календарно - тематическое планирование Каждый учитель составляет собственное КТП с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.Структура КТП (в соответствии с ФГОС)№Тема раздела Тема урокаПР (планируемый результат из раздела «Выпускник научится»)= код элемента содержанияДомашнее задание
Календарно -тематическое планированиеПредназначено для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе.Календарно -тематическое планирование (КТП)составляется учителемТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ!ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ!Поэтому КТП должно содержать те графы, которые нужны учителю для его работы.Поэтому у разных учителей могут быть разные по форме планирования (в Положении указать обязательные графы)
Таким образом, в школьном Положении о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ООО закрепляется наличие у учителя:Авторская программа по предмету (курсу).Авторская рабочая программа по предмету (курсу).Собственное календарно – тематическое планирование содержащее КИМы или ссылку на них.При отсутствии авторской РП педагог самостоятельно её разрабатывает в соответствии с требованиями ФГОС в части требований к структуре рабочей программы.
Рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определенными ФГОС. РП предмета может быть единой для всех работающих в школе учителей или индивидуальной. Она является основой для создания КТП.