Особенности создания рабочих учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС».
Тема:
«Особенности создания рабочих учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС».
(районный семинар учителей истории и обществознания обеобразовательной средней школе)
Выступила: Ардаширова Айгуль Даниловна,
учитель истории МБОУ-Гимназия
Каждое образовательное учреждение в соответствии с требованиями ФГОС составляет свою образовательную программу, составной частью которой являются рабочие программы учебных предметов и курсов.
Программы учебных предметов и курсов разрабатываются на основе:
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения образовательной программы;
- программы развития универсальных учебных действий.
Рабочие программы пишутся на основе примерной (авторской) программы. Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ.
Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.
Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
В МБОУ-Гимназия с. Чекмагуш для упорядочения процесса разработки программ было написано положение о рабочей программе, которое включает в себя требования, критерии оценки и порядок экспертизы программ.
По положению, структура образовательной программы включает в себя следующие пункты:
1) Титульный лист.
2) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели с учетом специфики учебного предмета, курса.
3) Общая характеристика учебного предмета, курса.
4) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
5) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
6) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
7) Содержание учебного предмета, курса.
8) Календарно-тематическое планирование уроков.
9) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
10) Приложения к программе (по мере необходимости)
Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы
рабочей
программы Содержание элементов рабочей программы
Титульный лист - полное наименование Гимназии (учебного заведения)
- гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты);
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
- указание параллели, класса, где реализуется программа;
- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких).
Пояснительная
записка - кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса учащихся;- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
- кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения;
- сроки реализации программы;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
- предполагаемые результаты;
- кратко излагается система оценки достижений учащихся;
- указывается основной инструментарий для оценивания результатов;
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Общая характеристика учебного предмета, курса
-указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания).
-конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса
- общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий;
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане К какой образовательной области относится, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета По программе
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса).
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Содержание тем учебного курса - перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы:
основные изучаемые вопросы;
практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; требования к знаниям и умениям учащихся к концу изучения раздела;
формы и вопросы контроля;
возможные виды самостоятельной работы учащихся
формируемые универсальные учебные действия;
Календарно-тематическое планирование - раздел программы предмета;
- № урока
- темы отдельных уроков ( по необходимости с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан);
-планируемая дата проведения урока;
-примечания
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: базовый учебник, дополнительная литература для учителя и учащихся, перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников, перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе
Приложения к программе (по усмотрению учителя) - основные понятия курса;
- контрольно-измерительные материалы
- темы проектов;
- темы творческих работ;
- примеры работ и т.п.;
- методические рекомендации.
На сайте ФГОС в глоссарии собраны ключевые термины, используемые при разработке стандартов второго поколения. В нем даны следующие определения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — система ценностных отношений обучающихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — конкретные элементы социального опыта — знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
Новые стандарты определяют три группы результатов освоения предмета, выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. Стандарты устанавливают в качестве ведущего компонента Требования к результатам освоения основных образовательных программ:
- личностным, включающим готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные регулятивные и коммуникативные);
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания.
Термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Проектирование программы должно быть согласовано с программой развития УУД. При отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения должны учитываться цели формирования конкретных видов УУД.
Выделяют следующие виды УУД:
Личностные – ценностно-смысловая ориентация учащихся, мотивация учебной деятельности, включающая в себя следующие виды:
- самоопределение
- смыслообразование- нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные – организация учебной деятельности, то есть- целеполагание- планирование
- прогнозирование
- контроль
- коррекция
- оценка
- саморегуляцияПознавательные:
- общеучебные- логические
- постановка и решение проблемы
Коммуникативные – социальная компетентность, взаимодействие и сотрудничество. Должна просматриваться преемственность формирования УУД по ступеням обучения. Например:
В общей школе:
- общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией;
- способность действовать с учетом позиции другого и умение согласовать свои действия;- организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы);
- следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
- речевые взаимодействия как средства регуляции собственной деятельности.
В настоящее время определены общие критерии и способы оценки сформированности УУД у учащихся, сформулированы общие рекомендации по их формированию с учетом специфики учебных предметов.
Существует примерный алгоритм составления рабочей программы.
Изучить материал примерной программы, рекомендованной (допущенной) компетентными органами.
Оценить имеющуюся учебно-методическую и материально-техническую базу.
Определить содержание (разделы, темы) вариативной части программы.
Провести организацию и структурирование содержания учебного материала (последовательность изучения тем).
Расширить содержание разделов и тем примерной программы.
Дополнить требования к уровню подготовки учащихся.
Разработать контрольно-измерительные материалы для оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
В настоящее время выпущено большое количество литературы по различным аспектам введения ФГОС, а также существуют электронные версии многих книг и разработок примерных и рабочих программ по различным предметам и для различных линий учебников. Издательство «Просвещение» (prosv.ru) выпускает серию книг «Стандарты второго поколения» по различным аспектам введения ФГОС. На сайте ФГОС standart.edu.ru учитель может найти исчерпывающую информацию о введении стандартов.