Конспект урока по окружающему миру Компас. Ориентирование по компасу.
Конспект урока по окружающему миру.
Тема: Компас. Ориентирование по компасу.
Цели :закрепить знания о горизонте, сторонах горизонта, познакомить учащихся с устройством компаса и механизмом его действия, научить учеников определять с помощью компаса стороны горизонта; продолжить развитие наглядно-образного мышления, познавательного интереса к изобретениям человека, к истории; воспитывать желание практически использовать полученные знания, аккуратность в обращении с приборами.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, иголка, пенопласт, чаша с водой, магнит, атлас, компас, карточки из наглядных пособий, карточки с заданиями, презентация.Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Самоопределение.
Проверьте готовность к уроку. Садитесь.
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Начать урок я хочу со стихотворения . В нём встретятся слова – ориентиры, которые помогут определить тему урока.
«…Бывало в сказках старый столб
вещал богатырям:
Пойдёшь направо – конь падёт,
налево – сгинешь сам,
А прямо – ждёт тебя успех
на всём твоём пути…»
- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке?
- Правильно. Мы сегодня продолжим говорить об ориентировании в пространстве.
- Что такое ориентирование?
- Это большая наша тема, которую мы изучаем на протяжении нескольких уроков. А тему сегодняшнего урока мы узнаем позже. А вначале, выполните задание.
- Работаем по группам. Каждая группа отправилась в путешествие и заблудилась. Назовите ориентиры, по которым вы будете искать дорогу домой.
1 группа- в лесу,
2 группа- в море,
3 группа- в городе,
4 группа- в пустыне
- У каждого из вас есть конверт, положите туда кружок зелёного цвета- если ты сейчас отвечал и дополнял.
3. Постановка целей урока.
- Какие ориентиры есть у всех 4 групп?
- А если в данный момент на небе тучи? Как будем ориентироваться?
- С каким прибором мы поближе познакомимся?(слайд 1)
- Какие вопросы мы можем поставить сегодня перед собой?
Проектирование.
- 1. Компас, его строение.
- Что такое компас? (слайд 2)
- Что такое компас, нам растолкует словарь С. И. Ожегова
(слайд 3,4)
Компас- прибор, указывающий направление сторон света.
- Кто изобрёл компас? Стр 34, 2 абзац.
- Как же устроен компас? Стр 35- читаем (слайд 5,)
- А каким профессиям нужен компас?
-2. Виды компасов.
Учитель рассказывает о видах компасов по презентации.
(слайды 6-11)
- Существует китайская легенда о колеснице. Стр 35 в рамочке.
(слайд 12)
- 3. Правила пользования компасом.
- Как вы думаете, достаточно ли вам знаний, чтобы уметь ориентироваться по компасу?
- Может кто-то уже пользовался компасом? Какие существуют правила его использования. (слайд 13)
1.Положить компас на горизонтальную поверхность (на парту).
2. Сориентировать компас (медленным поворачиванием корпуса и направлением стрелки на север – С).
ФИЗМИНУТКА
- Сейчас поиграем в игру «Руки, ноги, голова»
Руки- запад, восток; голова- север, ноги- юг.
Первичное закрепление.
- Перед вами лежат спортивные жидкостные компасы
(слайд 14)
Работаем по группам. Назовите предметы в классе, которые находятся:
1 группа- на севере
2 группа- на юге
3 группа- на западе
4 группа- на востоке
- У всех получилось? Тяжело ли было, поделитесь впечатлениями.
2. Опыт.
Всегда ли вы носите с собой компас. Как быть, если он вам очень нужен, а его нет.
Можно сделать компас на воде. Для этого нам понадобятся: иголка, магнит, пенопласт, широкая стеклянная емкость с водой (глубокая тарелка)
- Есть и другие способы изготовления компаса своими руками. Дома найдите ещё эти способы.
- Где в жизни пригодится знание сторон горизонта, умение пользоваться компасом?
5. Самостоятельная работа.
- Перед вами лежат тесты. Ответьте на вопросы , подпишите тест.
6. Контроль и самоконтроль.
- Проверим ответы. (самопроверка)
- Оценка детьми своей работы: положите в конверт зелёный круг, если все ответы верные, жёлтый- если ошиблись 1,2 раза; красный- если от3 и более ошибок.
У всех получилось? Тяжело ли было, поделитесь впечатлениями.
- Посчитайте, сколько зелёных кругов получилось? Оценивание.
7.Рефлексивный анализ собственной деятельности на уроке.
- Вернёмся в начало урока. Какие вопросы мы ставили перед собой?
- ответили ли мы на первый вопрос?
- ответили ли на второй вопрос?
- возникли ли у вас новые вопросы?
- У кого были затруднения? Какие?
- Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.
- если вас устраивает как вы поработали на уроке, вы довольны собой- зелёный не совсем довольны, можете лучше -жёлтый, совсем не довольны- красный.
Домашнее задание: с 34-37 пересказ, компас своими руками по желанию, Рт с 14 № 29
Приветствие учителя, самоорганизация
Садятся девочки.
Садятся мальчики.
Слушают учителя.
Мы будем учиться ориентироваться в пространстве.
Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве или определять направление сторон горизонта.
Смола сосен и елей, муравейники, кроны дерева,
По Солнцу, Полярной звезде
вогнутая сторона луны, на минарете мусульманских мечетей, обращена на юг, колокольни на запад.
Кроме того, можно ориентироваться по барханам (летом все пологие склоны барханов обращены на север, а крутые, осыпающиеся — на юг, так как в это время года преобладают северные ветры. Зимой, наоборот
- Солнце, Полярная звезда.
- Нам поможет компас.
Компасом.
- строение компаса
- виды компасов
- правила пользования компасом.
Смотрят на слайды.
-Дети читают про себя и рассказывают то, о чём прочитали.
Один ученик читает текст.
Морякам, лётчикам, астрономам.
Дети слушают учителя.
Читает один ребёнок.
Нет, нам нужно знать правила пользования компасом
Высказывают своё мнение
Выполняют команды учителя.
Дети называют предметы.
Делятся впечатлениями.
- Нет.
- Делают опыт с иголкой, работают в группах.
Дети отвечают на вопросы тестов.
Дети проверяют по ключу ответы и кладут круги в конверт.
Анализирую свои успехи, эмоциональное состояние и рисуют ротики.
Положительное отношение к учению.
Понимать, принимать и сохранять учебную задачу,
Понимать информацию, представленную в виде схемы.
Готовность преодолеть школьные трудности.
Актуализируют свои знания и умения по ориентированию
Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения.
Работа в группах, умения общаться внутри группы, распределять обязанности.
Составлять обоснованный ответ на вопрос.
Извлекать нужную информацию, критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями и опытом.
Производить анализ, синтез, обобщение.
Контролировать процесс и результаты деятельности.
Стремление к соблюдению морально-этических норм, пониманию других людей
Адекватно оценивать свои достижения.
ставят познавательные и учебно-практические задачи: узнать, что такое компас, как он устроен, как с его помощью можно ориентироваться на местности.
Переводить схематическую информацию в словесную форму.
Читают текст и объясняют, какое природное явление легло в основу создания компаса – прибора для определения сторон горизонта.
Производить анализ, синтез, обобщение.
Понимать информацию, представленную в виде схемы.
Производить анализ, синтез, обобщение.
Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения.
Планировать свои действия, действовать по плану.
Делать вывод.
Осуществляют проверку и самопроверку.
Строить свои высказывания с учётом речевых задач.
Действовать по алгоритму.
Производить анализ, синтез, обобщение.
Допускать возможность различных точек зрения.
Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения.
Осознавать возникающие трудности, преодолевать их. Учатся пользоваться компасом, определяют положение окон класса, классной доски, двери класса относительно сторон горизонта.
Обсуждают значение для жизни умения ориентироваться по сторонам горизонта.
Адекватно оценивать свои достижения.
Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения.
Адекватно оценивать свои достижения.
Осознавать возникающие трудности, стремиться к их преодолению.