Проект элективного курса на тему: Технологическая и художественная обработка металлов с использованием программы «Компас 3Д»



Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор школы Зам. директора по УВР на заседании ШМО ______Лазарева О.И. _____Холина Н.Н. протокол №1 от __ «___»______2013 г. «___»______2013 г. «___»______2013 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новошешминская средняя общеобразовательная школа»

Программа элективного курса по технологии :
" Технологическая и художественная обработка металлов с использованием программы «Компас 3Д»"

Программа элективного курса по технологии составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программно-методические материалы: Технология, 5-11 кл. Сост. А.В. Марченко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.






Чернышов В.А.

Август 2013 года.

Количество часов в неделю - 1
всего – 14 часов.


С.Новошешминск
2013-14 уч.год



Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа
Программа элективного курса по технологии составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программно-методические материалы: Технология, 5-11 кл. Сост. А.В. Марченко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.
Структура документа
Программа элективного курса по технологии представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование. Программа элективного курса по технологии предназначена для обучения учащихся 9 классов средней общеобразовательной школы.
Общая характеристика учебного предмета
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение элективного курса по технологии , предусматривает творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.
Главной целью элективного курса по технологии является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.

Цели и задачи элективного курса
Цель курса: способствовать формированию у учащихся технологической и художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.
Одна из задач, которую решает школа, – раскрытие и дальнейшее развитие способностей и дарований учащихся, самореализация личности школьника. Что неизменно сводится к понятию “гуманизация” образования. Этот термин происходит от слова “гуманный”, т.е. человеческий, человеколюбивый, человечный, милостивый, милосердный (В.И. Даль.


Толковый словарь живого великого языка. М., 1981, т.1, с. 408). Гуманизация школы означает не только и не столько изменение самой направленности стиля и методов ее работы. В такой школе в центре внимания должен находиться ребенок. Необходимо создать все условия для его самоопределения, самореализации, пробуждения и развития его творческих задатков и способностей, желания быть нужным и полезным людям.
Технологическая деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников.
Данный вид деятельности вовлекает в учебный оборот те силы и способности детей, которые другими средствами не могут быть задействованы. Он развивает важные для ребенка и процесса обучения психофизические, интеллектуальные и нравственные силы. К ним относятся зрение, слух, память, внимание, привычка к порядку и точности, настойчивость и т.д. Обогащается непосредственный, живой опыт школьников, будится творческая мысль, развиваются познавательные потребности, формируется общее умение работать: определять цель, объем работы, последовательность ее выполнения, предвидеть последствия ошибок, приучать к добросовестности в работе, формирует любовь к физическому труду. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей.
Технологическая обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим даёт уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Художественная обработка природных материалов развивает духовные способности человека, в том числе “чувствующий красоту формы глаз”. В слаженной, согласной работе глаза, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации.
Программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит основными задачами:
Сформировать у школьников эстетическое отношение к труду.
Научить пользоваться инструментом, станками и оборудованием.

Задачи учебного курса
Образовательные:
приобретение графических умений и навыков, графической культуры;
знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, а также освоение этих технологий;
знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов.
Воспитательные:
формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;
формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;
формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;
формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.
В результате изучения технологии учащиеся должны:знать/понимать:
основные технологические понятия;
назначения и технологические свойства материалов;
назначение применяемых ручных инструментов, приспособлений, правила безопасной работы с ними;

виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;


профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для получения технологических сведений из разнообразных источников информации;

для организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

для изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
для создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов и приспособлений;
для обеспечения безопасности труда;
для оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги.
Программа рассчитана на 14 часов.
Технологическая и художественная обработка металлов (14 часов)
Перечень знаний и умений
Учащиеся должны знать:
роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
принципы и технологию изготовления изделий из металла, изделий из проволоки;
чеканка на резиновой подкладке;
профессии, связанные с технологической обработкой металла.
Учащиеся должны уметь:
и
·зготавливать простые изделия с элементами металлопластики;
изготавливать простые изделия на токарном станке;
изготавливать простые изделия из листового металла методом чеканки на резиновой подкладке.
1. Металлообработка на токарном станке по металлу.(6 часов)
Металлообработка как начальный этап в обучении работы на токарном станке по металлу как самостоятельный вид механической обработки металла. Применяемые материалы и инструменты. Технология изготовления заготовки болта по чертежам и искизам с деланным программой «КОМПАС 3Д». Способы установки заготовки в токарный станок по металлу.
Примерный перечень изделий
чертеж заготовки болта выполненный программой «КОМПАС 3Д»;
металлическая заготовка;
эскиз заготовки болта выполненный программой «КОМПАС 3Д»;



2. Изделия из проволоки (5 часов).
Пластические возможности материала. Особенности композиции изделия, влияние толщины металла на декоративную выразительность. Использование в сочетании с другими материалами. Технология работы с проволокой, ее гибка ручным инструментом, гибка в тисках и с применением различных оправок и приспособлений. Различные способы соединения проволочных деталей.
Примерный перечень изделий:
подсвечники;
подставки для карандашей;
ажурные крючки для вешалок.
3. Чеканка на резиновой подкладке (3 часа)
Сходство и различие металлопластики и чеканки. Использование чеканки при изготовлении изделий из листового металла в древности и в настоящее время. Материалы и инструмент. Технология и приемы получения рельефных изображений на листе металла. Обработка кромок, окончательная отделка и способы крепления пластины на место эксплуатации.
Примерный перечень изделий:
номерной знак для квартиры, садового участка или рабочего места учебной мастерской;
металлические подкладки под крючки;
декоративная пластинка на шкатулку.











Календарно- тематический план элективного курса

Дата
Тема урока
Всего часов
Теория
Прак
тика
Форма контро
ля

Металлообработка на токарном станке по металлу.(6 часов)

1

Металлообработка как начальный этап в обучении работы на токарном станке по металлу как самостоятельный вид механической обработки металла.


1


0.25


0.75



опрос

2

Применяемые материалы и инструменты
1
0.25
0.75
опрос

3

Технология изготовления заготовки болта по чертежам и эскизам с деланным программой «КОМПАС 3Д».

2

0.5

1.5



4

Способы установки заготовки в токарный станок по металлу.
2
0.5
1.5
опрос

Изделия из проволоки (5 часов).

1

Пластические возможности материала.
1
1
-
опрос

2

Особенности композиции изделия, влияние толщины металла на декоративную выразительность.
1
0.25
0.75
опрос

3

Использование в сочетании с другими материалами.
1
0.25
0.75
опрос

4

Технология работы с проволокой, ее гибка ручным инструментом, гибка в тисках и с применением различных оправок и приспособлений.
1
0.25
0.75
опрос

5

Различные способы соединения проволочных деталей.
1
0.25
0.75
опрос

Чеканка на резиновой подкладке (3 часа)

1






Сходство и различие металлопластики и чеканки. Использование чеканки при изготовлении изделий из листового металла в древности и в настоящее время. Материалы и инструмент.
1
0.25
0.75
опрос

2

Технология и приемы получения рельефных изображений на листе металла.
1
0.25
0.75
опрос

3

Обработка кромок, окончательная отделка и способы крепления пластины на место эксплуатации.
1
0.25
0.75
опрос


Литература.
1. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979.
2. Василенко В.М. Народное искусство. М., 1974.
3. Газарян С.С. Прекрасное своими руками. М., 1979.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
5. Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Филология, 1998.
6. Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения под ред. С.Н. Чистяковой. М.: ИОСО РАО, 2002.
7. Митлянская Т.Б. и др. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. М., 1963.
8. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983.
9. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. М., 1984.
10. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1997.
11. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8–11-х классов под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 2003.
12. Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. М.: Новая школа, 2004.








ПЛАН – КОНСПЕКТ
для проведения мастер - класса по технологии
Тема: " Использование компьютерной программы «КОМПАС 3Д» на уроках черчения.
Цели урока:
обучающая – ознакомление с основными приемами и способами работы с «Компас 3 D»;
воспитательная – воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении чертежей;
развивающая – развитие умений и навыков работы с компьютерной программой «КОМПАС 3Д» .
Материально-техническое оснащение:
1. Чертеж и эскиз будущей заготовки выполненные программой «Компас 3Д».
2. ПК;
Время проведения: 20 минут.
1. Организационный момент (3 мин)
2.1 Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске).
2.2 Постановка целей и задач перед учащимися.
2.3 Объяснение нового материла.
Одна из наиболее распространенных токарных работ обработка поверхностей. Она выполняется проходными резцами.



Перед точением необходимо убедиться, что заготовка правильно и надежно закреплена в патроне: все три кулачка патрона без зазора прилегают к поверхности заготовки, а ее вылет на 7... 12 мм больше требуемой длины детали. Этот припуск необходим для обработки торцов (2...4 мм), отрезания детали (3...5 мм) и для того, чтобы патрон не задевал за суппорт станка (2...3 мм). Кроме того, вылет заготовки при закреплении только одного конца не должен превышать пяти ее диаметров. В противном случае обтачивание поверхности будет невозможным.
Глубину резания при черновом и чистовом точении, а также необходимую частоту вращения шпинделя выясняют по операционной карте, после чего настраивают станок на заданную скорость резания.
Отсчет перемещений резца ведут по лимбам продольной и поперечной подачи. На подвижных дисках лимбов имеются деления. Величина перемещения резца при повороте лимба на одно деление называется ценой деления. У станка ТВ-6 цена деления лимба продольной подачи 0,5 мм, поперечной 0,025 мм. Следовательно, чтобы узнать, на какое число делений следует повернуть лимб поперечной подачи, надо глубину резания разделить на цену деления лимба:
a = t / 0.025,
где а число делений, на которое следует повернуть лимб попе¬речной подачи,
t глубина резания, мм.
Если заготовка обтачивается за один проход, то глубина резания равна припуску, т. е. полуразности диаметров:
t = (D – d)/2
где t глубина резания, мм; D диаметр отверстия до обработки, мм; d требуемый диаметр отверстия, мм.
В этом случае число делений лимба удобнее вычислять по формуле:
a =(D - d)/0.025 или a = (D - d)
·20
Полезно запомнить, что поворот лимба поперечной подачи на одно деление уменьшает диаметр заготовки на 0,05 мм, на два деления на 0,1 мм, на десять делений на 0,5, на двадцать делений на 1 мм.
Для определения числа делений, на которое следует повернуть лимб продольной подачи, необходимо длину обрабатываемой части заготовки разделить на цену деления лимба (0,5 мм).


3. Практическая работа и текущий инструктаж (20 мин)
3.1 Расстановка учащихся по рабочим местам.
3.2 Выдача задания и контроль работы.
3.3 Проведение целевых обходов рабочих мест
4. Заключительный инструктаж (5 мин)
4.1 Указание типичных ошибок.
4.2 Отметка лучших работ.
4.3 Сообщение оценки качества работы каждого учащегося.
4.4 Выдача домашнего задания.
5. Уборка рабочих мест (2 мин)
Осуществление проверки поведения уборки на рабочих местах учащихся.
Учебник: Панов А.А. Обработка металлов резанием. Справочник технолога. М.: Машиностроение, 1988. ѕ 736 с.
























13 EMBED KOMPAS.CDW 1415








Программа « КОМПАС-3D»

Система КОМПАС-3D позволяет реализовать классический процесс трехмерного параметрического проектирования от идеи к ассоциативной объемной модели, от модели к конструкторской документации. Основные компоненты КОМПАС-3D собственно система трехмерного твердотельного моделирования, чертежно-графический редактор КОМПАС-График и модуль проектирования спецификаций. Все они легки в освоении, имеют русскоязычные интерфейс и справочную систему. Функционируя в составе корпоративных комплексов CAD/CAM/CAE/PDM, решающих задачи оптимизации конструкторско-технологической подготовки производства, КОМПАС-3D взаимодействует с системой ведения электронного архива и управления данными ЛОЦМАН:PLM (или с другими PDM-системами, применяемыми заказчиком) и едиными базами данных (корпоративными справочниками). Одновременно КОМПАС-3D является оптимальным выбором для массовой автоматизации рабочих мест, поскольку имеет лучшие показатели «стоимость-функциональность». Система КОМПАС-3D предназначена для создания трехмерных ассоциативных моделей отдельных деталей и сборочных единиц, содержащих как оригинальные, так и стандартизованные конструктивные элементы. Параметрическая технология позволяет быстро получать модели типовых изделий на основе однажды спроектированного прототипа. Многочисленные сервисные функции облегчают решение вспомогательных задач проектирования и обслуживания производства.














13 EMBED KOMPAS.M3D 1415




Заголовок 1 Заголовок 315