Урок литературы в 8 классе А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об … счастье .


Урок литературы в 8 классе.
Тема урока «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об … счастье .Тип урока Урок «открытия новых знаний». Цели  
расширить знания учащихся о писателе,
развивать навыки анализа эпического произведения,
выявить философский смысл рассказа «О любви»,
воспитывать у учащихся культуру взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека. Приёмы обучения Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальные задания. Оборудование Проектор, презентация урока, тексты произведения, таблицы, раздаточный материал Методы обучения Урок-исследование Ход урока.
Оргмомент.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Приветствие учащихся, проверяка их готовностик уроку. Создание благоприятного психологического настроя на работу. Деление учащихся на творческие группы.
3мин
Мотивация учебной деятельности Включить учащихся в учебную деятельность, создать условия для внутренней готовности к самостоятельной деятельности на уроку.
Постановка личных целей, исходя из темы урока. 3мин
Проверка домашнего задания и подготовка к работе с анализом текста.
1.Заслушивается ответ ученика о жизни и творчестве А.П. Чехова. Рассказ ученика сопровождается самостоятельно выполненной презентацией.
2. Слово учителя.
Сегодня в центре нашего внимания один из рассказов трилогии Чехова - рассказ «О любви».
«Удивительно знал он женское сердце, тонко и сильно чувствовал женственность», - сказал о Чехове И.А.Бунин. Так ли это? Попробуем убедиться в этом, поговорив о рассказе. Любовь для героев Чехова – всегда переломный момент, путь в иную реальность. И в большинстве случаев любовь оказывается испытанием для героев на прочность при приобретении счастья, как это случилось и с героем данного рассказа.
Я прошу вас записать в тетрадях тему нашего сегодняшнего урока. «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история …………… счастье». Мы не записали часть темы, поработав над анализом рассказа, постараемся найти выпущенное слово. (Раздаётся незаполненный фишбоун. Над ним учашиеся работают в течение всего урока, по ходу анализа вносят свои записи. )3.Обращение к эпиграфу, написанному на доске.
«Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто
осмысленное, из несчастья делает счастье» Л.Н. Толстой
- Какие ассоциации вызывает у вас слово любовь? 
-Какой она может быть?
-Всегда ли любовь приносит человеку радость и счастье?
3. Обсудить в группе и записать ответы на вопросы в тетрадь.
4. Зачитываем ответы на вопрос и делаем вывод.
5. История создания произведения.
Сначала несколько слов об истории его создания. Наиболее важные тезисы запишите в тетрадь (рассказывает подготовленный ученик).
Рассказ ученика .Этот рассказ был напечатан в 1898 году в 8-м номере журнала «Русская мысль». И он имеет биографическую основу. Лидия Алексеевна Авилова, молодая писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с ее слов, какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она замужем. У нее дети. Виделись они редко. С 1898 года появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Тут что-то совпадает с Авиловой. Рассказ ей просто пронзил сердце – когда читала его впервые, то «тяжелые капли слез стали падать на бумагу, а я спешно вытирала глаза, чтобы можно было продолжать чтение», - вспоминала Лидия Алексеевна.
А.П.Чехов страстно хотел исключить из современной ему действительности насилие, фальшь. Он мечтал о том, чтобы между людьми установились простые, чистые, добрые и гармоничные отношения. Своеобразной проверкой жизненных связей между людьми у Чехова не однажды служила любовь. Полюбив, чеховский герой перестает быть человеком без лица, одним из толпы. Это человек очнувшийся, вступивший в духовную реальность: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть» - писал Чехов.
Но герой может устрашиться этого чувства, испугаться внезапного превращения знакомого и уютного мира в мир сложный и непознаваемый. И тогда он отречется от любви и от самого себя.
Само течение жизни в чеховском мире противостоит любви: это жизнь не предполагает чувства, противится ему. Драматически заканчивается этот конфликт и в рассказе «О любви». 7мин
2мин.
6мин.
10мин
5мин.
3мин.

Актуализация знаний.
Работа над анализом произведения.
(работа с текстом).
Дома вы прочитали текст и поработали над незнакомыми словами. Познакомимся с их лексическим значением, чтобы в ходе анализа не отвлекаться на их толкование.
1.Словарная работа:  помещик, мировой судья, окружной суд, сюртук, губернатор, благотворительность, антракт, кредитор, запонки, портсигар, губерния, плес.2.Аналитическая беседа.
-Кто являются главными героями рассказа?
-Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?
(Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу».«Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)
- Что можно сказать о начале произведения?
(Стремительное быстрое начало - особенность стиля А. П. Чехова.-О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?
(Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)
-Как развивались отношения между героями?
(Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.
Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)-Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?
(Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь? Честно ли это? Куда бы я мог увести её? Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)-А как думаете вы, что такое счастье?
3. Работа со словарными статьями.
1 группа работает со словарём Ожегова.
2 группа работает с советским энциклопедическим словарем
3 группа составляет свою словарную статью .В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни»
-Сравниваем определения счастья, делаем вывод, что общая составляющая- состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своей жизнью.
-Соответствует ли данное определение состоянию наших героев. Почему? Что им мешает?
4.Сравнительная характеристика. Работа в группах.
Для того, чтобы понять причины неудовлетворённости жизнью, понаблюдаем за характерами героев.
Заполните таблички чертами характера Алёхина и Анны.
Алёхин Анна
долг жалость
прядочностьпорядочность
влюблённость трусость - Есть ли черты характера, которые присущи обоим героям? Назовите их. Докажите, что именно они мешают счастью героев.
-Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?
(На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)- При каких обстоятельствах герои могли быть счастливы ? Дайте связный ответ на вопрос.
Зачитываются ответы групп
- Как вы думаете, о каком же счастье идёт речь в данном рассказе? (УПУЩЕННОМ, ПОТЕРЯННОМ).
5. Работа с подтекстом. Мы с вами часто говорим о роли детали и подтекста в произведении. Давайте проанализируем значение подтекста.
Задание группе 1.
- Какое значение для развития действия и для понимания подтекста произведения имеет рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?
(И центральный эпизод, и побочный (о Пелагее) рассказа «О любви» пронизаны мыслью о дисгармоничности жизни (дисгармония - отсутствие согласия, соответствия, разлад). Дисгармонична не только жизнь Алехина, упустившего истинное признание и личное счастье, но и семьи Лугановичей, и красивой, деликатной, мягкой Пелагеи, влюбленной в пьяницу и урода повара, «совсем не подходящего к ней по ее душевным и внешним качествам».)Задание группе 2.
- Какое значение имеют картины природы в рассказе?
(Картинами природы Чехов вызывает впечатление величия, широты, простора, гармонии, разнообразия, в противоположность той жизни, которую ведут герои. Залитое лунным светом, тянущееся на пять верст село; бесконечное поле, луга, холмы и река в далекой перспективе (в серый пасмурный день); широкий, злой и холодный плес (в дождливую погоду), -все это приобретает здесь, как и в других чеховских пейзажах особую окраску, так как проведено через сознание героя, на душевное состояние, настроение которого природа оказывает свое воздействие, заставляет его то почувствовать свою слабость, то, раскрывая лучшие стороны его души, вызывает у него наслаждение красотой, чувство восторга и гордости родиной: «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью -этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».)
«Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.
В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои
Заслушиваем ответы групп. Какую роль играет подтекст? Делаем вывод.
Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
-Что мешает людям быть счастливыми?
-При каком условии счастье героев было возможно?
386461069215Они потеряли своё счастье
00Они потеряли своё счастье
6.Группы представляют заполненный фишбоун.
-109918513970Можно ли считать героев счастливыми
00Можно ли считать героев счастливыми

7.Обсуждение представленных результатов работы.

2мин
15мин.
5мин.
10мин.
5мин.
5мин.
3мин.
Итог урока.
«Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…
Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым».
А как думаете вы? 1мин.
Рефлексия учебной деятельности -О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?
-К каким выводам вы пришли?
Спасибо вам всем, ребята, за работу.
Оцените себя за работу на уроке, оцените каждого, кто работал а вами в группе..
Выполненные задания с самооценкой и взаимооценкой сдаются учителю. 3мин.
Домашнее задание:
1.Написать сочинение - рассуждение « Счастливым можно быть, если… 2мин.