Организация проектной и исследовательской деятельности на уроке математики
Организация проектной и исследовательской
деятельности на уроках математики
Как сделать уроки математики интересными? Как создать мотивационную основу для деятельности ребят на уроке? Как сформировать программные умения и навыки у всех ребят, а не только способных в алгебре и геометрии? Как научить школьников оперировать не только маленькими порциями учебного материала, но и знаниями, полученными при изучении большой темы или нескольких тем, что так необходимо для получения прочных знаний? Как помочь открыть свои возможности каждому ребенку при изучении такого трудного предмета, как математика? Как осуществлять контроль знаний (в том числе и слабых учащихся) и избежать однообразия организации контроля знаний учащихся на уроках математики?
Я думаю, что всех учителей математики, которые постоянно сталкиваются с большими трудностями при обучении школьников алгебре и геометрии, а особенно учителей, работающих по традиционной методике и учебникам, волнуют эти проблемы. Ведь традиционные учебники по математике не содержат разнообразия такого материала, который бы ориентировал на творческую работу, был бы направлен на развитие интеллектуальных способностей учащихся, что является одной из актуальных целей образования в настоящее время. В связи с этим возникает проблема поиска новых форм и методов преподавания и контроля знаний, которые будут обогащать ученика, развивать его интерес к математике.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
отстаивать свое мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
рецензировать ответы товарищей;
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
заниматься обучением отстающих;
объяснять более слабым учащимся непонятные места;
самостоятельно выбирать посильное задание;
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.
Три года назад я обратилась к проектной деятельности, которая требует от учителя не столько «объяснения» знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. Проектная деятельность по своей сути творческая. Самые современные области человеческой деятельности – дизайн и PR – основаны на проектировании. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания. Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. Одна из причин внимания к новому методу — проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета.
Вашему вниманию предлагаю разработки двух учебных проектов:
Автор проекта: Наконечная Людмила Леонидовна
Тема проекта: Число Пи
Тип проекта: исследовательский
Учебный предмет: межпредметный ( математика, история, информатика)
Участники: 8 класс
Продолжительность: краткосрочный ( 2 урока)
Проблема: выяснить , какую роль в жизни человека играет число Пи
Цель: изучить самое древнее число Пи
Задачи:
1) познакомиться с историей открытия числа Пи
2) изучить приближения числа Пи
3) на практике установить приближенное значение числа Пи
4) рассмотреть роль числа пи в жизни человека
Ход проекта:
Класс делится на 4 группы.
Задания для групп:
1 группа "Историки":
1) изучить первые упоминания о числе Пи,
2) различные обозначения числа Пи,
3) Строительство Вавилонской башни и число Пи.
2 группа "Математики" :
1) изучить свойства числа Пи,
2) изучить различные соотношения, связанные с числом Пи,
3) представление числа Пи,
4) изучить задачу о квадратуре круга,
5) рассмотреть метод Леонарда да Винчи.
3 группа "Культурологи":
рассмотреть различные аспекты числа Пи:
1) рекорды запоминания числа Пи,
2) дни числа Пи,
3) памятники числу Пи,
4) мелодия числа Пи,
5) фильм о числе Пи,
6) стихи о числе Пи,
7) занимательные факты, связанные с числом Пи,
8) тайна числа Пи.
4 группа "Практики":
изучить различные методы вычисления числа Пи:
1) метод Монте-Карло,
2) модель Гюйгенса,
3) с помощью нити,
4) метод падающей иголки(метод Дюффона).
Результаты приближения числа Пи , полученные разными методами, оформить в виде таблицы.
Выводы:
в ходе работы были изучены история числа Пи, число Пи в культуре человека и в окружающем мире,
для вычисления числа Пи использовались 4 основных метода, наиболее точные результаты показал метод Монте- Карло,
в дальнейшем можно ознакомиться с другими иррациональными и трансцендентными числами: е и φАвтор проекта: Наконечная Людмила Леонидовна
Тема проекта: Числа- великаны
Тип проекта: информационный
Учебный предмет: межпредметный ( математика, история, информатика, биология)
Участники: 5 класс
Продолжительность: краткосрочный ( 2 урока)
Проблема: выяснить, нужны ли человеку числа- великаны в повседневной жизни
Цель: узнать, что такое числа- великаны, где их используют люди в своей деятельности
Задачи:
1) познакомиться с числами- великанами,
2) узнать о числах- великанах в легендах, в природе, в космосе, в народном хозяйстве.
Ход проекта:
Класс делится на 4 группы.
Задания для групп:
1 группа "Историки":
1) что такое числа- великаны,
2) числа- великаны в Индии,
3) легенда о шахматах (возникновение шахматной доски, разговор царя с Сетой)
2 группа "Биологи":
1) изучить размножение в мире растений( на примере мака в одной головке и одуванчика),
2) изучить размножение насекомых ( на примере мухи).
3 группа "Астрономы":
1) изучить большие числа в астрономии ( массы звезд, планет, расстояния между ними),
2) что такое квадраллион и как он велик?
4 группа "Журналисты":
1) найти использование чисел- великанов в статьях газет и журналов, что они отражают?
2) найти в интернете итоги последней переписи населения,
3) найти в интернете и литературе различные примеры использования чисел- великанов( резервный фонд России и т. д.)