Конспект урока по окружающему миру в 3 классе холмы и овраги (ПНШ)
ХОЛМЫ И ОВРАГИ
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятиями «холмы», «овраги», «части холма», «части оврага»; способствовать формированию умений определять виды склонов, части холма и оврага, называть их; рассказать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними; обеспечить развитие умений учебного сотрудничества
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с понятиями «холмы», «овраги»; со способами изображения земной поверхности;
научатся называть части холма; определять виды склонов; называть части оврага; рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними Метапредметные:
регулятивные - планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий;
познавательные - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания; коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения Личностные:
осознавать необходимость бережного отношения к своему городу, дому
Образовательные ресурсы: иллюстрации с изображением холмов, оврагов
Организационная структура урока
Этап урока, формы работы Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)Формируемые
способы
деятельности
обучающегося
1 2 3 4
II. Актуализация опорных знаний. Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
Проводит топографический диктант. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Выполняют топографический диктант. Выделять существенную информацию
Проверка
домашнего
задания -Запишите текст, заменяя выделенные слова условными обозначениями:
«Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает лиственный лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними - фруктовый сад и наша мкола. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам можно по железной дороге».
-Расскажите о способах изображения земной поверхности.
-Какой из способов изображения земной поверхности самый подробный?
-Рассмотрите план села Мирного в учебнике. Найдите на плане реку, на берегу которой построено село - Самое подробное изображение — план местности. Находят на плане реку Татьянкуиз текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу
III. Сообщение темы урока. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Проводит комментированное чтение параграфа «Холмы и овраги».
-Рассмотрите иллюстрации. Как красива и разнообразна поверхность нашей Земли! Идеально ровной поверхности нет. Неровности есть везде, но разных форм
и размеров. Самые маленькие неровности, такие как отдельно лежащий камешек или трещина в почве, могут заметить лишь муравей или гусеница. Человек обращает внимание на большие неровности, которые сопоставимы с его собственными размерами, то есть на неровности от 10-15 см до 1-1,5 м высотой; правда, они часто скрыты травой, кустарником или лесом. Это самые разнообразные кочки, бугры, рытвины.
-Вспомните: как строили село Мирное? Как вы понимаете строить «всем миром»? Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задание на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары.
- Село Мирное строили «всем миром» на берегу Татьянки. Жители села потратили много сил на укрепление берегов реки, на распашку полей, огородов, на прокладку дорог. Сделать это было трудно, потому что поверхность земли вокруг села нельзя назвать ровной. Она покрыта холмами и оврагами. Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять
- Какая поверхность земли вокруг села Мирного?
- Как называется ровная поверхность Земли?
Организует работу в парах.
- Одинокие возвышения, небольшие по высоте и пло
щади, - это холмы. Они могут располагаться поодиночке или группами. Нередко холмы сливаются между собой, образуя возвышения, которые тянутся на десятки километров.
- Рассмотрите холм на иллюстрации (с. 31). С какой
стороны удобнее подняться на холм?
- Поднимаемся по пологому склону и останавливаемся
на вершине холма. Что вы видите вокруг?
- Надвигается туча, скоро пойдет дождь, возвращаемся в класс.
- Рассмотрите рисунок (с. 32). Расскажите, как образуется овраг.
- Самостоятельно прочитайте текст в учебнике (с. 33).
- Рассмотрите на рисунке овраг, который образовался
на берегу реки Татьянки. Место, где начинается овраг, -это его вершина. Найдите и покажите ее на рисунках.
То место, где овраг заканчивается, называется устье.
У оврага есть дно, а также склоны, которые, как правило, обрывисты.
- Овраги быстрее всего растут, когда на рыхлую землю обрушиваются сильные ливни и образуются большие потоки воды. Представьте, что взяли ведро воды и, выйдя на горку, сразу выплеснули воду сильной струей.
Конечно, вода не успеет впитаться в почву, потечет
по земле, оставляя на ней след-бороздку. А если бы
то же самое количество воды выливалось маленькими порциями, например, через лейку? Тогда вода бы впитывалась в землю, а не разрушала ее. Ведь грядки поливают из лейки, а не выплескивают на них воду из ведра. — Ровная поверхность земли - равнина.
Продолжая чтение текста параграфа, обучающиеся узнают,
что такое «пологий склон холма», «крутой склон».
Работа в парах. Рассматривают рисунок холма, один показывает соседу по парте вершину, а другой - подошву.
На рисунке в учебнике они находят эти склоны.
- Вершина - самое высокое место холма. А подошва холма - место, где холм переходит в равнину.
— Слева удобнее подняться на холм, так как он здесь пологий, а справа крутой.
- По краям оврагов высаживали деревья и кустарники, чтобы корневая система препятствовала разрушению
слоя земли. Землю около оврагов пашут только поперек
склонов, чтобы вода по бороздам не стекала в овраг. правила дело
вого сотруд
ничества.
Развивать чув
ство доброже
лательности,
эмоциональ-
но-нравствен-
ную отзывчи
вость.
Приводить
убедительные
доказатель
ства в диалоге,
проявлять
активность
во взаимодей
ствии.
Преобразовы
вать модели
в соответствии
с содержанием
учебного ма
териала и по
ставленнойучебной целью.
Осуществлять
взаимный
контроль,
планировать
способы взаи
модействия.
Осуществлять
контроль
-Почему растения мешают росту оврагов?
-Обратите внимание на такой способ борьбы с оврагами, как заполнение их камнями и землей.
-Какой вред приносят овраги людям?
-Какие меры принимали жители села Мирного в борьбе с оврагами?
-Чем вы можете помочь взрослым в борьбе с оврагами? —Деревья, кустарники, травянистые растения на склонах оврага своими корнями скрепляют частицы почвы, не дают воде размывать поверхность земли.
- Овраги разрушают почву, наносят вред постройкам по результату
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным Организует работу в тетради (задания 16, 17), помогает сделать вывод.
-Рассмотрите на рисунке холм, назовите его части, подпишите.
-Какие бывают склоны? Чем крутые склоны опасны для людей?
-Как нужно распахивать склоны холмов?
-Какие части холма совпадают с частями оврага? Назовите части оврага и отметьте их на рисунке.
-Помогите ребятам остановить рост оврага, дорисуйте.
-Рассмотрите рисунок холма, покажите стрелкой склон, по которому во время дождя поток воды будет сильнее. -Отгадайте и подпишите названия:
•Самое высокое место холма. (Вершина.)
•Место, где холм переходит в равнину. (Подошва.)
•Он бывает крутой и пологий. (Склон.) Выполняют задания в рабочей тетради.
Задание 16: записывают, что этот склон называют «крутым». Задание 17: находят части оврага на рисунке в тетради, а затем указывают их с помощью цифр и дополняют рисунок, «останавливая» рост оврага.
Работают с рисунком, подписывают части холма:
Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок
V. Домашнее задание Знакомит и объясняет домашнее задание.
- Прочитать статью учебника (с. 31-34), рассказы из хрестоматии (с. 25-27) Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять
учебные
задачи
VI. Итог
урока.
Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.
-Что особенно заинтересовало вас во время урока?
-Что нового узнали на уроке? Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Холм»:
Я взобрался на холм, оглянулся вокруг- В этот сумрачный час не узнал я равнины. Способность к самооценке на основе критерия успешности
-Какие части холма поэт А. Шаталов упоминает в своем произведении?
-Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?
-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Плыл с болота туман, надвигаясь на луг,
И над ним возвышались деревьев вершины. А внизу, вдалеке, у подножья холма,
Где в овраге ручей извивался, играя,
Всем уже завладела и правила тьма.
Я спустился туда, осторожно ступая, Свежий запах травы и вечерний туман, Засыпающих птиц одинокие всхлипы - Ночь для нас сотворили пьянящий дурман. Я качнулся и сел под раскидистой липой.
(А. Шаталов.)
-Поэт упоминает подножие холма.
-Сегодня на уроке мы... учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи)