Педагогический проект «Формирование потребностей учеников в сохранении зрения посредством игровой и практической деятельности»
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«Формирование потребности учеников в сохранении зрения посредством игровой и практической деятельности»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 17.03 по 21.03 2014 года
2 сессия с 24.03 по 29.03 2014 года
Выполнила: Павлова Людмила Савельевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Исаклы
2014г.
ПЛАН
Введение
Основная часть
Педагогическая деятельность, направленная на сохранение зрения младших школьников
Мониторинг изменения остроты зрения у учащихся
Заключение
Тезаурус
Библиографический список
Введение
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%.
Именно поэтому в настоящее время огромное внимание государства направлено на сохранение здоровья школьников. Так, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" и принятыми в 2011 году ФГОС НОО, задача школы состоит в том, чтобы подготовить учащихся к дальнейшей успешной плодотворной жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.
Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий как составляющей внедрения ФГОСов – это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.
Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.
Зрение приняло на себя огромные перегрузки, на которые не было запрограммировано в процессе эволюции. Это привело к возникновению различных глазных патологий. Увеличилось число детей с ранней близорукостью и другими более тяжёлыми нарушениями. Ребёнок в очках часто ограничен и в подвижных играх, в занятиях спортом, может иметь проблемы по некоторым предметам и потому вынужден или предпочитает проводить больше времени за экраном телевизора или компьютера, за книгами. Это перегружает зрение и в свою очередь, усугубляет близорукость. Опасность ухудшения зрения особенно велика в первые годы обучения, при резком увеличении нагрузок на весь организм в целом и на глаза в частности. Именно в этот сложный период адаптации детей к школе им особенно важно внимание родителей и учителей. И, прежде всего, это касается тех, кто имеет предрасположенность к нарушениям зрения, или уже страдает от них.
В связи с этим задача школы состоит в том, чтобы подготовить учащихся к дальнейшей успешной плодотворной жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. А с этим связано и основное противоречие нашей профессиональной деятельности.
Если в идеале задача здоровьесберегающей педагогики в свете внедрения ФГОС состоит в том, чтобы обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, обучить методам здоровьесбережения и здоровьеформирования, то в реальной ситуации мы видим, что большое количество детей уже в 1 класс поступают с многочисленными заболеваниями, часто с нарушением зрения. Одновременно с этим более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.
На основе данного противоречия мною была определена следующая проблема.
Проблема проекта – наличие большого числа учащихся с нарушением зрения, часто с приобретенной в процессе школьного обучения близорукостью, что влияет на их успеваемость и отношения со сверстниками.
Несомненно, проблема школьной близорукости сегодня беспокоит всех участников педагогического процесса.
В последнее десятилетие детская близорукость значительно «помолодела». Если раньше она начинала развиваться, в основном, в 12-13 лет, то сейчас уже у семилетних детей выявляется миопия слабой степени. При раннем начале близорукости меняется ее течение, она быстрее прогрессирует, и, соответственно, больше «портит» глаза. Как показывает опыт работы, при поступлении в школу многие ребята имеют специальную группу здоровья по причине близорукости.
Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами одной из главных причин снижения зрения признается повышение нагрузок в школе, что противоречит современным требованиям образовательных стандартов. Первое время снижение зрения может быть временным, обратимым. Главное вовремя это заболевание выявить, пока оно не перерастет в прогрессирующую близорукость. Поэтому охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.
Очевидно, что приоритетная роль в решении данной проблемы отдается здравоохранению, однако очень большое значение имеет профилактика нарушения зрения непосредственно в образовательных учреждениях самими педагогами в условиях учебного процесса.
Гипотеза проекта: если зрение учащихся не будет ухудшаться, а в отдельных случаях улучшится, то это будет способствовать повышению работоспособности детей, внимательности, адаптации в школе, повышению самооценки, интереса к учебе и как следствие повышению успеваемости.
Цель работы: комплексное изучение системы педагогических средств и условий, обеспечивающих профилактику близорукости младших школьников в процессе обучения.
Задачи:
Изучение состояния здоровья детей в классе, выявление причин снижения зрения у учащихся.
Исследование и выбор наиболее эффективной системы средств по профилактике близорукости учащихся.
Анализ полученных результатов, разработка рекомендаций на их основе.
Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления зрения учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Планируемые результаты
В результате проведенной работы, должны быть сформированы следующие УУД.
1. Личностные универсальные учебные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся.
- формирование у детей здоровьесберегающего сознания, включающего в себе элементарные знания о своём организме, методах его закаливания
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- научить детей осознавать себя частью природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья;
- воспитание потребности у детей в развитии основных физических качеств, необходимых для развития личности
- повышение самооценки детей, имеющих проблемы со зрением
2. Познавательные универсальные учебные действия
- Приобретение детьми необходимых знаний, умений, навыков, уровень которых определяется в процессе бесед, наблюдений педагога, решения житейских ситуаций, простых исследований, участия в экспериментировании, в заботе о своём зрении, направленной на укрепление развития здоровья, понимание здорового образа жизни.
Основная часть
В настоящее время основные государственные требования к современному образовательному процессу сводятся к сохранению своего здоровья учащимися и внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Так в соответствии с ФГОС существует такое понятие как «Фундаментальное ядро».
Данное понятие состоит из двух основ: методологической и теоретической. Одним из принципов методолгической основы является принцип системности. Данный принцип использовался мою в работе, что дало возможность заинтересовать детей и сформировать у них потребность в сохранении не только своего зрения, но и здоровья в целом.
Фундаментальное ядро определяет объем знаний, которым должен обладать учащийся начальной школы, чтобы продолжить свое обучение в старших классах при этом сохранив свое зрение.
Зрение у детей формируется по мере их роста и имеет свои особенности. Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим. С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций. Только так можно понять, почему в школе, где все находятся в одинаковых условиях обучения, близорукость развивается далеко не у всех. Основными же факторам, стимулирующим близорукость у школьников, считается:
- Недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении). Вред приносит и недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения.
- Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели соответствовали росту детей.
- Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует развитию ослаблению зрения.
Педагогическая деятельность, направленная на сохранение зрения младших школьников
Для реализации данного проекта мною была выбрана здоровьесберегающая технология В.Д. Сонькина, направленная на снижение стресса, рациональную организацию учебного процесса, соответствие нагрузок, обеспечение рационального режима, а так же использовалась технология групповых занятий.
План мероприятий
Изучение основных тенденций изменения остроты зрения у учащихся
Работа с родителями:
- изучение семьи, домашних условий,
- беседы,
- консультации,
- встреча с врачом окулистом
- родительские собрания
3. Профилактическая работа на уроке:
- физминутка,
- комплекс упражнений для глаз,
- дыхательная гимнастика,
4. Игры на перемене.
5. Внеурочная работа.
6. Знакомство с разными методиками по укреплению зрения.
Профилактическая работа с учащимися проводилась в игровой форме по следующим методикам:
Схема упражнений, разработанная профессором Аветисовым Э. С.
Методика офтальмолога У. Бейтса
Гимнастика для глаз по системе Ше Я Линя.
Система упражнений по методике Базарного
Результаты проведенных мероприятий
Мероприятия
Результат
1. Работа с родителями
Повышенное внимание к здоровью своих детей, понимание возможных причин плохой успеваемости. Получение знаний о факторах, способствующих ухудшению зрения
2. Внеклассное мероприятие на тему «Глаза – главные помощники человека».
Повышение интереса учащихся к образовательному процессу, понимание того, насколько важно хорошо видеть.
3. Подвижные перемены (игры, комплекс упражнений).
Избежание конфликтов среди здоровых детей и детей, имеющих проблемы со зрением
4. Смена видов деятельности на уроках (физминутки).
Возможность детей с плохим зрением отдохнуть, заинтересованность детей с плохим зрением к дальнейшей работе на уроке
5. Ознакомление учащихся с правилами профилактики близорукости.
Получение возможности учащимся самим заниматься своими глазами, понимая насколько это важно.
6. Изучение строения глаза с помощью плакатов и макета.
Общее развитие обучающихся, знакомство с новыми терминами, изучение такого понятие как система
7. Беседы с детьми
Создание благоприятного климата в классе, содействие адаптации больных детей, повышение их самооценки.
Мониторинг изменения остроты зрения у учащихся
Начальный период обучения школьников предполагает чрезвычайно высокий уровень зрительных нагрузок, интенсивное овладение чтением, письмом, счетом. В результате возникает риск приобретения так называемой школьной (аккомодативной) формы близорукости. Зрительный анализатор у детей младшего школьного возраста практически не получает целенаправленного оздоровительного воздействия.
Наблюдая за учащимися, я отметила, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями зрения. Хотя делается немало, чтобы его сохранить: физкультминутки, пересадка учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических норм, соблюдение правил при чтении и письме.
Исследования проводилось на базе учащихся 1 класса МОУ Исаклинской средней школы, в нем приняло участие 23 младших школьника и их родители.
В ходе совместной работы с медицинским сотрудником образовательного учреждения (анализа содержания медицинских карт) и беседы с родителями было выявлено, что около 13% (3 человека) учащихся при поступлении в 1 класс уже страдали близорукостью. Что напрямую свидетельствует о необходимости продолжения и введения новых методов работы, направленной на сохранение зрения младших школьников.
Необходимо отметить, что все научные исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим. С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций.
Все это доказывает и тот факт, что уже к середине первого учебного года в классе появилось еще два ученика, у которых выявилась такое нарушение зрения, как близорукость. У одного из учащихся с нарушением зрения наметились некоторые ухудшения – острота зрения снизилась на 0,2D.
Все вышесказанное доказывает всю серьезность и глубину проблемы близорукости среди учеников начальных классов, а также и то, что именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период.
В связи с этим возникла необходимость в систематизации и введении новых средств и методов педагогической деятельности, направленных на профилактику близорукости среди младших школьников.
Успешное решение данной проблемы возможно только при объединении усилий школы и родителей.
Исходя из этого, педагог решает несколько важных задач.
Организует работу с родителями. Она начинается с изучения семьи и предполагает наблюдение и посещение семьи. Педагог знакомится с домашними условиями, в которых находится ребенок. Основные формы работы с родителями - это родительские собрания и беседы, посвященные проблеме нарушения зрения младших школьников. Педагог опирается также на сведения, предоставленные медицинским работником образовательного учреждения и врачом офтальмологом. Организация совместной деятельности медицинских сотрудников и педагога - еще одна важная задача, которую необходимо решать учителю начальных классов в целях профилактики близорукости. Это особенно актуально при создании в классе, где занимаются учащиеся, условий, соответствующих сохранению остроты зрения детей.
Непосредственная работа с детьми осуществляется по принципу играя - лечимся. Все профилактические занятия должны быть не насильственными, ненавязчивыми, непродолжительными, занимательными, наглядными и игровыми с учетом психо-эмоционального состояния ребенка.
Приоритетным направлением педагогической деятельности по профилактике нарушений зрения в младших классах является формирование активной позиции детей и родителей в решении данной проблемы. Главное – научить ребенка беречь свое зрение.
Работу по профилактике и укреплению зрительного аппарата учащихся можно разделить на несколько этапов.
Доурочное время. В это время проводится общеукрепляющая зарядка.
В перерывах между занятиями проводятся игры, направленные на повышение зрительно-пространственной активности. К примеру, в четырех углах класса прикрепляются на планшетах картины. Дети всматриваются в пейзаж, и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
В содержание учебных занятий входят специальные зрительные упражнения и игры для тренировки мышц глаза, физкультминутки через каждые 10–15 минут занятий. Осуществляется контроль за правильной посадкой, ношением очков, не реже чем один раз в месяц необходимо пересаживать учащихся, меняя ряды. Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению классов, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей необходимо пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.
На уроках используются элементы упражнений по методике А.Н. Стрельниковой, Э. С. Аветисова, У. Бейтс, точечного массажа (Приложение 5), методика по охране и укреплению здоровья детей В.Ф. Базарного (Приложение 2, 3,4).
Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости. Суть ее заключается в том, что в течении урока, в режиме ближнего зрения, а именно работа с учебником, ведется обычно на одном этапе урока. Все остальное заранее, выносится на доску, на специальные карточки, которые размещаются по стенам класса или воспринимаются на слух. Большой эффект получается при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом дается задание: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти общее и отличия.
Немаловажную роль в профилактике близорукости младших школьников играют мероприятия, проводимые во внеурочное время. Они включают в себя классные часы, уроки здоровья, дни здоровья, викторины, выпуск тематических стенгазет и т.д. (Приложение 6).
В целях профилактики нарушения остроты зрения у учащихся мною были проведены следующие мероприятия:
1. Родительские собрания:
а) «Физическое развитие школьников в школе и дома»;
б) «Телевизор в жизни младших школьников»;
в) «Утомляемость ребенка и как с ней бороться».
2. Беседы:
а) «Психологическая особенность младших школьников и компьютер»;
б) «Зрение и спорт»;
в) «Как создать зрительный комфорт».
3. Консультации:
а) Как правильно оборудовать уголок школьника,
б) Правильное выполнение домашних заданий.
4. Внеклассное мероприятие на тему «Глаза – главные помощники человека».
5. Подвижные перемены (игры, комплекс упражнений).
6. Смена видов деятельности на уроках (физминутки).
7. Ознакомление учащихся с правилами профилактики близорукости.
8. Изучение строения глаза с помощью плакатов и макета.
9. Беседы с детьми на темы:
а) «От чего и почему ухудшается зрение»,
б) «В глаз попала соринка»,
в) «Как мы сидим за партой»,
г) «Овощи и фрукты – нужные продукты для глаз»,
д) «Если ты носишь очки».
10. Тематика родительских конференций:
а) «Режим дня школьника»,
б) «Физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности»,
в) «Как научить ребенка беречь свое зрение».
11. Классные часы:
1) Дыхание и зрение;
2) Зрение и чтение;
3) Пальминг. Что это такое.
Итак, исследование показало, что имеется ряд факторов, способствующих развитию близорукости младших школьников. Увеличивается не только количество детей, страдающих близорукостью (на момент поступления в 1 класс количество страдающих близорукостью составляло 3 человека, а уже к середине учебного года - 5), но и возрастает ее степень (у одного ученика зрение ухудшилось).
Устранение или смягчение таких факторов посредством комплекса профилактических мер может снизить число близоруких или замедлить прогрессирование недуга у учащихся.
Необходимым условием здесь является проведение периодических медицинских осмотров среди учащихся начальных классов врачом офтальмологом.
Так при повторном медицинском осмотре во втором классе выяснилось следующее: все 23 учащихся сохранили свой резерв зрения, т. е. у школьников, которые на момент поступления в 1 класс имели определенную степень близорукости, зрение не ухудшилось. У одного из учащихся зрение восстановилось на 0,2D.
Полученные результаты дают возможность сформулировать некоторые рекомендации по профилактике близорукости для младших школьников и их родителей (Приложение 7).
Заключение
Таким образом, одна из наиболее частых причин понижения зрения у детей - близорукость, которая чаще возникает в период обучения в начальной школе. Вследствие чего перед педагогом, медицинским работником и родителями встает проблема сохранения и укрепления зрения учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Приоритетная роль в решении данной проблемы отдается здравоохранению, однако очень большое значение имеет профилактика нарушения зрения непосредственно в образовательных учреждениях самими педагогами в условиях учебного процесса.
В связи с этим мною было проанализировано состояние здоровья учащихся в классе и выявлены причины ухудшения зрения школьников. По результатам проведенного исследования была выбрана наиболее эффективная система педагогических средств по профилактике близорукости учащихся, которая предполагает совместную работу школы, родителей, медицинских сотрудников и осуществляется с учетом психо-эмоционального состояния учащихся.
Педагогическая деятельность учителя начальных классов по профилактике близорукости у учащихся основывается на двух направлениях: работа с родителями, непосредственная работа с детьми в ходе учебного процесса и строится преимущественно на игровых методах и методах наглядности.
В результате проведения разработанной системы педагогических мер по улучшению зрения и оздоровлению младших школьников в их поведении были отмечены следующие изменения:
Личностные:
- стали активнее, инициативнее на уроках и во внеурочное время;
- расширился круг общения, изменился характер общения детей друг с другом;
- появилась потребность в самостоятельном проведении некоторых мероприятий по здоровьесбережению.
Познавательные:
- приобретение детьми необходимых знаний, умений, навыков, уровень которых определяется в процессе бесед, наблюдений педагога, решения житейских ситуаций, простых исследований, участия в экспериментировании, в заботе о своём зрении, направленной на укрепление развития здоровья, понимание здорового образа жизни.
Результаты исследования доказывают необходимость использования подобных педагогических средств для профилактики близорукости, направленной на предупреждение не только развития близорукости, но и на оздоровление организма в целом.
Тезаурус
Астигматизм - это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы.
Близорукость - это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение падает не на сетчатку глаза, а перед ней из-за того, что глаз слишком сильно фокусирует (относительно данного передне-заднего размера глазного яблока). Человек при этом хорошо видит вблизи, но плохо видит вдаль и должен пользоваться очками/линзами с минусовыми диоптриями.
Миопия – (синоним близорукости)
Диоптрия - единица измерения оптической силы линз. Оптическая сила линзы определяется как величина, обратно пропорциональная её фокусному расстоянию. Собирательная линза с фокусным расстоянием 1 метр имеет силу в 1 диоптрию (рассеивающая, соответственно, в
·1 диоптрию).
Аккомодативная форма близорукости – школьная форма близорукости, при которой зрительный анализатор у детей младшего школьного возраста практически не получает целенаправленного оздоровительного воздействия.
Библиографический список
Бондаренко С.В. «Тренируем зрение» // «Физкультура в школе», 1993. – № 2.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2008.
Из опыта работы по технологии Базарного В.Ф. // «Начальная школа», 1990. – № 6; 1996. – № 11.
Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. – М.: Вентана-Графф, 2003.
Обухова Л.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс.- М.: ВАКО, 2004.
Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 2001.
Светлов А. Н. Болезни глаз: Когда тускнеет зеркало души. – М.: Эксмо, 2005.
Формирование здорового образа жизни у младших школьников./авт.-сост. М. А. Павлова, - Волгоград, 2009.
Э.С. Аветисов, Е.И. Левадо, Ю.И.Курпан. "Физкультура против недуга", "Физкультура при близорукости", М. 1993.
Приложение
Приложение 1
Коррекция миопии при помощи двояковогнутой линзы.
Приложение 2
Схема упражнений, разработанная профессором Аветисовым Э. С.
На оконном стекле на уровне глаз укрепить круглую красную метку размером 3 мм. Встать на расстоянии 30–35 см от окна и поочередно переводить взор то на метку, то вдаль, за окно (расслабляя глаза). Упражнение проводится каждым глазом отдельно по 7 мин 2 раза в день в течение месяца. Курс повторяется в течение учебного года 3–4 раза. Ребята, которым прописаны очки, делают упражнения в очках.
Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох. Повторить 5-6 раз.
Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. Повторить 5-6 раз.
Руки – на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелке. Повторить 5-6 раз.
Руки – вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2 – 3 сек., перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
Закрыть веки, в течение 30 сек. Массировать их кончиками указательных пальцев.
Приложение 3
Коврик из геометрических фигур.
Зрительная гимнастика. Тренажёр Базарного
Карточки для уроков математики по методике Базарного.
Приложение 4
Методика офтальмолога У. Бейтса
1. Голова зафиксирована так, чтобы могли двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. Широкой амплитудой рука многократно перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза неотрывно следят за карандашом.
2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний; повторить не менее 50 раз.
3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. При поворотах головы вправо и влево взгляд направляется по ходу движения; 40 поворотов.
4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15 раз.
5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза; повторить 40 раз.
6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет, пристально рассматривать его в течение 10 с, перевести взгляд на свои ручные часы; повторять по 15 раз 2 раза в день.
Приложение 5
Гимнастика для глаз по системе Ше Я Линя.
Упражнения проводятся ежедневно.
Каждое упражнение повторяется по четыре раза подряд.
Руки обязательно должны быть чистыми.
1. Упражнение первое
Легкое нажатие точки цинмин.
Для этого большими пальцами обеих рук – левой рукой слева, правой рукой справа – слегка надавливать эти точки в сторону переносицы. Здесь есть небольшая впадина на кости. Нажатия производятся восемь раз.
2. Упражнение второе
Круговой массаж орбиты глаза. Большие пальцы обеих рук устанавливаются с двух сторон лица на точке тайян.
Указательные пальцы располагаются на глазных орбитах. Держа большие пальцы на точке тайян, производить массаж вокруг глаз. Точка находится посредине между наружным углом глаза и наружным концом брови, чуть в сторону затылка, где также находится впадина. Нужно четыре раза нажать на эту точку и четыре раза обвести указательным пальцем вокруг глаза.
3. Упражнение третье
Легкое надавливание точки сыбай указательными пальцами обеих рук.
Точка четыре раза массируется движениями, направленными внутрь лица, четыре раза – наружу. Важно правильно найти точку сыбай: от середины глаза мысленно провести линию вниз, до впадины на кости.
4. Упражнение четвертое
Делаем «Сухое умывание». Пальцами обеих рук проводят круговое движение от рта к носу, ко лбу и по точке тайян сбоку. Делая упражнение, считают до четырех.
Приложение 6
Сценарий урока по теме:
"Забота о глазах. Главные помощники человека."
Цели урока: продолжать знакомить детей с внешними и внутренними органами человека воспитывать в детях чувство необходимости сохранения физического здоровья, ответственности формировать и способствовать становлению мотивационной сферы гигиенического поведения ребят
Задачи урока: приобщение к здоровому образу жизни развитие физической культуры детей, положительных привычек выработка навыков гигиены зрения расширение активного словарного запаса и кругозора детей выработка особого мнения о здоровом человеке и правил здоровьесбережения.
Ход урока: Повторение пройденного. О чем важном мы говорили на прошедшем уроке? (о режиме дня школьника) Что вам особенно запомнилось? О чем надо помнить всегда?
Проверка домашнего задания
· (по рабочей тетради на печатной основе)
· Кому сложно было отвечать на вопросы? Какую помощь вам оказали родители? (собрать анкеты «Быть здоровым для меня означает..» для дальнейшей обработки и обсуждения в классе»)
Работа по новой теме
- Как человек общается с окружающей средой? Что ему в этом помогает? (С помощью 5 органов чувств - осязания, зрения, слуха, обоняния, вкуса). Какие внешние органы человека за это отвечают?
- Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны хорошо знать своё тело и любить его. Давайте заучим несколько слов, они нам помогут оставаться здоровыми.
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.
- А о чём мы сегодня будем говорить, вы, ребята, узнаете, если отгадаете загадку:
Два братца через дорогу живут, друг друга не видят? (глаза)
Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Как вы понимаете выражение «острое зрение»? он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает свою добычу на земле (показ картинки орла). Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте (показ картинки совы). А вот что можно сказать о кроте? Почему он слепой?
Человек не такой зоркий, как эти птицы. Можно ли назвать глаза главными помощниками человека? Докажите это. Глаза помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Повернитесь лицом к соседу, посмотрите, какие красивые глаза у человека. Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные очи, ясные, чистые, огромные, весёлые, зоркие и т/д) . каким бывает цвет глаз у человека? (карие, голубые, зелёные, серые, синие). Какие по размеру бывают глаза? Где и как глаза расположены? (Показ плаката «Строение глаза»)
- Что можно обнаружить в глазу, когда его рассматриваешь вблизи? Да, это цветное колечко называется «радужка». От неё зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая плёнка –«роговица». В центре глаза мы видим чёрную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это «зрачок». Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
Проведение опыта с зеркалом
Яркий свет - зрачок сужается, слабый - расширяется. Ткани глаза очень нежные, поэтому глаза от природы у человека хорошо защищены.
- Какие части глаза помогают в защите? (Веки, ресницы)
- Отгадайте загадку: «Под мостом – мостищем, под соболем - соболищем два соболька разыгрались» (брови и глаза). Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. А зачем человеку слёзы?(рассуждения детей, вывод – защита от пыли). Предлагаю открыть рабочие тетради и нарисовать схему – строение глаза, не забудьте указать на все части глаза.
Физминутка
На парте у каждого лежит памятка «Гимнастика для глаз». Внимательно просмотрите предложенные упражнения. Для чего, по вашему мнению, нужно делать зарядку для глаз? Правильно от ежедневной гимнастики укрепятся не только мышцы тела, но и глаз.
Выполняем стоя у парты комплекс упражнений для глаз.(см. приложение )
В итоге, трудно было? Много времени заняла гимнастика?
Закрепление
Поиграем в игру «Полезно – вредно». Если вы считаете, что фраза верна, хлопните в ладошки, если не верна – скрестите руки на груди. Итак,
· читать лёжа , в сумерках
· смотреть на яркий свет
· оберегать глаза от ударов
· смотреть близко телевизор
· промывать по утрам глаза
· тереть глаза грязными руками
· читать сидя
· есть полезную пищу, витамины
· обращаться к врачу-окулисту
· выполнять гимнастику для глаз во время уроков, дома
· соблюдать режим дня
От чего человек может потерять зрение? Легко ли живётся слепым людям? Что вы почувствуете, если увидите слепого человека? Как надо поступить? Что носят люди с недостатками зрения?
Давайте вместе выведем правила бережного отношения к зрению:
*умываться по утрам
* смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день
*сидеть не ближе 3 м от телевизора, подальше от монитора компьютера
*не читать лежа, в транспорте
*беречь глаза от попадания инородных предметов
*при чтении и письме свет должен падать слева
*употреблять в пищу витамины, морковь, лук, сладкий перец, помидоры, петрушку.
*ежедневно делать гимнастику для глаз
*укреплять глаза, глядя на восход или закат
Давайте посоветуем людям в очках следующее:
· не горюйте. Со временем с помощью очков зрение может улучшиться
· берегите свои «вторые глаза», часто мойте и протирайте
· храните очки в футляре
· не кладите стёклами вниз
· снимайте во время занятий спортом
· не обращайте внимание на глупцов, которые дразнятся.
Итог урока
- О чём сегодня шла речь? Что интересного, важного для вас узнали? С какими новыми словами встретились? (очи, радужка, веки, зрачок, роговица, врач - окулист). Что они означают? О чём расскажете дома?
Домашнее задание
Прочитать в учебнике по теме урока, пересказать родителям, выполнить задание в тетради на печатной основе по теме урока. По желанию, найти дополнительный материал о бережном отношении к зрению.
Приложение 7
Рекомендации для родителей по профилактике близорукости.
Регулярное посещение ребенком врача офтальмолога.
Контроль за правильным ношением очков ребенком, прописанных специалистом.
Соблюдение правил общего укрепления организма:
- полноценное питание с витаминами.
- достаточное пребывание на солнце (2-3 часа).
- соблюдение режима дня.
4. Соблюдение гигиены освещенности дома, использование мебели, соответствующей росту ребенка.
5. Контроль за правильной позой ребенка при выполнении домашних заданий.
6. Выполнение основных правил при чтении книг:
- Нельзя держать книгу на груди или коленях; в этом положении ухудшается кровообращение и за счет сжатия гортани ухудшается дыхание.
- Необходимо варьировать расстояние до книги, чтобы избежать онемения мышц глаза.
- Нельзя перед сном читать, лежа в постели, т.к. можно заснуть с книгой не сняв напряжения с них.
7. Ограничение времени работы ребенка за компьютером: без ущерба для здоровья, младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 мин.
8. Выполнение комплекса упражнений по профилактике близорукости.
13PAGE 15
13PAGE 141815
22
66
51
73
38
81
14
48
15