Методическая разработка урока по истории в 6 классе «Формирование Древнерусского государства»
Методическая разработка урока по истории в 6 классе
«Формирование Древнерусского государства»
учителя истории и обществознания
Олейникова Василия Ивановича
Цель урока: сформировать у учащихся представление о процессе образования государства у восточных славян.
Задачи урока:
Обучающие:
- раскрыть предпосылки, причины и этапы становления государства у восточных славян;
- сформировать представление о закономерности образования государства;
- продолжить работу по формированию понятия «государство»;
- раскрыть понятия «полюдье», «дружина», «князь»;
- продолжить формирование умения работать с исторической картой, с иллюстрациями, с графическими источниками;
- продолжить формирование умения работать с историческим документом;
Развивающие:
- развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме;
- развитие умения давать характеристику историческому событию;
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
- воспитание коллективизма, товарищества.
- поддерживать интерес к истории наших предков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: фронтальная и индивидуальная, работа в парах.
Основные знания: предпосылки и причины появления Древнерусского государства; хронологические рамки появления Древнерусского государства; легенда о призвании Рюрика и появлении варяжских князей в Киеве.
Основные понятия: государство, полюдье, князь, дружина, варяги, воевода, путь «из варяг в греки».Персоналии: Рюрик, Аскольд, Дир, Олег, Кий, Щек, Хорив.
Основные даты: 862 – призвание Рюрика в Новгородскую землю, 882 – завоевание Киева новгородским князем Олегом, образование Древнерусского государства.
Межпредметные и внутрикурсовые связи. История Средних веков: походы норманнов.
Оборудование урока: карта “Древнерусское государство в IX-XII вв.”; учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» под редакцией А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, издательство «Просвещение» 2013 параграф §3.
Методы и приемы:
1) методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, рассказ, дискуссия);
2) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: презентация.);
3) методы передачи информации с помощью практической деятельности (практическая работа в группах, составление сравнительных таблиц);
Ход урока
1 Организационный момент
Приветствие,
Сообщение целей, задач урока
2.Проверка домашнего задания.
Форма проверки: фронтальный опрос.
1. Соотнести названия славянских племён с местами их расселения?
Работаем в группах, по очереди каждая группа называет племя. Для этого поднимаем руки, называем славянское племя, выходим к доске показываем на карте
2Почему верования древних славян называют язычеством ?3. Назовите, пожалуйста, соседей восточных славян?
4. Покажите на карте Хазарский каганат, Волжскую Булгарию?
2. Изучение новой темы
План
1. Предпосылки создания Древнерусского государства.
2. Появление княжеской власти у восточных славян.
3. Образование государственных центров.
4. Образование древнерусского государства.
Работа с учебником.
Давайте посмотрим, какое определение дается в нашем учебнике, с.20. Зачитаем его.
Таким образом, государство – это такая организация власти, при которой существует единая система управления людьми, поживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами или народами.
Рассказ учителя
Образование государства – длительный процесс, и оно возникает тогда, когда общество осознает в нем необходимость. Это неизбежный закономерный процесс, результат разложения родоплеменного строя.
Вопрос классу:
- Что способствовало формированию государства? (торговля с соседями, становление городов, внешняя угроза.)
В IX веке в жизни восточных славян большое значение приобретает торговляРабота с картой
- Давайте проследим его на карте. Откройте, пожалуйста, свои атласы.
Учитель показывает путь «из варяг в греки» на карте, учащиеся следят по атласу.
Рассказ учителя. Сжатое сообщение.
- Населенные пункты, в которых останавливались купцы по дороге, превращались в крупные города, куда местные звероловы и бортники привозили свою добычу для продажи купцам: Новгород, Полоцк, Любеч, Смоленск, Чернигов, Киев.
Работа с картой
Учитель показывает города на карте.
Рассказ учителя. Работа с понятием.
Города становятся центрами развития ремесла торговли, а также убежищем для местного населения в случае вражеского нападения. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории с живущими на них племенами. Так возникали княжения –территории, признающие власть того или иного князя, правителя города. Княжения существовали у полян, древлян, кривичей, ильменских словен, дряговичей.
Большую роль в стремлении к объединению сыграла внешняя угроза.
Торговля – прибыльное, но опасное дело. И купцы были вынуждены нанимать профессиональных воинов – дружину, во главе которой стоял военачальник – князь, чтобы защитить свои караваны от набегов хазар или печенегов – кочевников, обосновавшихся в Причерноморье и взявших под контроль всю нижнюю часть Днепра.
А на северо-западе на земли восточных славян участились набеги норманнов.
2. Варяги в Восточной Европе.
- Давайте, вспомним, кто такие норманны?
- Каковы их основные занятия?
(Скандинавские племена, совершавшие в конце VIII – IX веке набеги на Западную Европу).
Скандинавы обложили данью финно-угорские племена чудь и мерю, а также кривичей, ильменских словен. Финноугры называли норманнов, поселившихся на землях восточных славян, «роутси», или «русы».
Вскоре города начинают приглашать отряды русов во главе с военачальником за небольшую плату для защиты. Наемных скандинавских воинов восточные славяне называли варягами.
- Как вы думаете, почему?
Впоследствии варяжские князья начинают выполнять и другие обязанности: их стали приглашать в качестве судей в межплеменных спорах. И вскоре из руководителей военных отрядов варяжские князья превращались во властителей. Они обязали население за выполнение своих обязанностей платить им вместо жалования постоянную и более высокую плату – дань.
3. Образование государственных центров.
В IX веке восточные славяне создали несколько княжений, во главе которых стояли приглашенные варяжские князья. Одно из них – на севере, в Приильменье, с центром в Новгороде, другое – на юге, в Приднепровье, с центром в Киеве. Сейчас мы с вами посмотрим, как это происходило.
Работа с документом.
Мы с вами будем работать с документом – отрывком из «Повести временных лет». Ваша задача: прочитать текст и дать ответы на вопросы к нему. Вопросы для каждой группы свои. Работать вы будете в парах, можете совещаться друг с другом. На выполнение задания у вас пять минут.
Ответы на вопросы.
- Скажите, а как автор «Повести временных лет» объясняет происхождение названия Древнерусского государства - Русь?
Свидетельства «Повести временных лет» о строительстве Киева и призвании варягов породили в научной среде спор, когда возникло государство у восточных славян. Сторонники норманнской теории, авторами которой являются немецкие ученые Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер, считают, что славяне не способны были создать собственное государство, и только вмешательство норманнов привело к созданию государства у восточных славян.
Русский ученый М. В. Ломоносов – автор другой теории, антинорманнской, по которойгосударство у восточных славян складывалось постепенно, а варяги не сыграли никакой роли.
4. Образование древнерусского государства.
Рассказ учителя
Во второй половине IX века соперничество между северными и южными центрами усилилось. Стремясь взять под контроль южную часть пути «из варяг в греки» в 882 году князь Олег, ставший правителем Новгорода после Рюрика, захватил Киев. Подробнее о том, как это произошло, вы познакомитесь дома, прочитав документ на странице 28.
882 год – год образования Древнерусского государства.
Олег объявил Киев столицей своих земель, а себя стал величать великим князем, в правлении опирался на дружину, собирал с подвластных племен дань – полюдье. Народным ополчением руководил воевода. Важнейшие дела по-прежнему решались на вече. В некоторых землях сохранилась власть местных князей, опиравшихся на собственных дружинников, старейшин, и начальников народного ополчения – тысяцких.
Таким образом, в конце IX века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Русь. Это был закономерный процесс, укоренный внешними факторами – нападением варягов на северо-западе и хазар на юге.
3. Закрепление.
Ребята, обратите внимание на то, что в учебнике у вас очень много иллюстраций. Рассмотрите их, пожалуйста, и попробуйте ответить, какое у вас складывается впечатление о первом русском государстве на основании этих иллюстраций в учебнике. Ответ можете представить в любой форме: будь то рисунок, четверостишие, схема.
Высказывается самый смелый.
4 Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели процесс образования Древнерусского государства у восточных славян, охарактеризовали предпосылки и причины его возникновения.
5. Домашнее задание: §3, ответить на вопросы к документу на стр. 28.
Приложение
Из «Повести временных лет»
В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву». И пошли за море к врягам, к руси, ибо так звались те варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманы, англы, другие готы, эти же – так. Сказали руси чудь, словене, кривичи…: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первыми, и срубили город Ладогу, и сел в ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля… Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик… И было у него два мужа [служивших у него], не племени его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили: «Чей это городок?» И сказали им: «Было три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и погибли, а мы, их потомки, сидим здесь и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много варягов и стали управлять землей полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде.
Вопросы к документу: как летописец объясняет, почему начались усобицы между племенами? К кому обратились за помощью северные племена?