Реферат по истории Образование Древнерусского государства
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Георгиевский региональный колледж «Интеграл»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «История»
на тему: «Происхождение Древнерусского государства»
Выполнила студентка группы ТК-51, обучающаяся по специальности
«Технология консервов и пищеконцентратов»
Антипова Анна Станиславовна
Руководитель: преподаватель Ярыгина М.Г.
Дата сдачи: «____» ____________ 2016 г.
Дата защиты: «____» ____________ 2016 г.
Георгиевск
2016
Содержание
Введение
1. Теории происхождения Древнерусского государства
2. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси
3. Владимир I (Святой). Крещение Руси
Заключение
Список использованной литературы
«Откуда есть пошла Земля Русская»
Повесть временных лет
Нестор
Введение
Актуальность. Вопрос о формировании и развитии государственности на Руси является без всяких преувеличений одним из центральных для отечественной исторической науки с самого, наверное, её возникновения. Этой теме посвящено бесчисленное количество работ, поскольку тема российской государственности, ее эволюции, значения и роли в истории, имеет не только научный, но и общественно значимый характер.
Историография Древнерусского государства насчитывает более двух столетий. Первые научные изыскания и первые острые дискуссии вокруг летописного известия о призвании варягов, общественного строя и быта древних славян, причин образования Киевского государства возникли еще во второй половине XVIII в.
Наиболее последовательно концепция истории Древней Руси была обоснована Н.М. Карамзиным, который рассматривал ее как важнейший этап создания могучей российской государственности. Решающую роль в историческом процессе он придавал субъективному фактору - деятельности князей, их моральным и политическим качествам.
С.М. Соловьев исходил из теории родового быта, господствовавшего в Древней Руси и определившего уклад жизни простых людей и государственный порядок. Разложение родовых отношений и переход их в государственные являлись, по мнению историка, главной причиной распада Киевского государства, образования, а впоследствии и могущества Московской Руси. Не отвергая полностью концепцию С.М. Соловьева, В.О. Ключевский большое значение придавал экономическому и социальному факторам развития общества.
Послеоктябрьский период, несмотря на наличие идеологических канонов, характерен дальнейшим углубленным изучением древнерусской истории. Главными объектами исследования становятся крестьянство (Б.О. Греков), ремесло и языческая культура (Б.А. Рыбаков), право и социальные отношения (С.В. Юшков), быт и нравы древнерусского общества (Б.А. Романов). летописный варяг славянин
Новую страницу в истории Древнего Новгорода открыли археологические изыскания и труды А.В. Арциховского и В.Л. Янина. Из последних исследований необходимо отметить работы П.А. Новосельцева, И.Я. Фроянова, поставивших ряд новых и дискуссионных вопросов о социальном и политическом строе Киевской Руси. В последние годы стали доступны труды церковных историков, посвященные принятию христианства и роли Церкви в Древней Руси.
Целью данной работы является изучение складывания и развития древнерусского государства.
Задачи:
рассмотреть теории происхождения Древнерусского государства;
охарактеризовать социально-экономический и политический строй Киевской Руси;
раскрыть личность Владимира I (Святой);
изложить общие положения о Крещении Руси.
Хронологические рамки данной работы охватывают IX - XI вв. Этот временной промежуток в русской истории выделяется в особый период "домонгольской" Руси, характеризующийся возникновением и развитием первых государственных образований в форме городовых волостей, культурным единством и определенной устойчивостью социальных и этнических процессов.
1. Теории происхождения Древнерусского государства
Проблема возникновения Древнерусского государства является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Уже летописец Нестор в "Повести временных лет", отвечая на вопрос "Откуда есть пошла русская земля?", рисует картину расселения восточнославянских племен на стадии зарождения у них государственности.
Ведущую роль в становлении Древнерусского государства сыграло Полянское княжество с центром в Киеве. Первым полянским князем летопись называет Кия, который вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основал Киев. Летописцы приводят две версии в отношении личности Кия, существовавшие в то время в устной традиции. Согласно первой Кий был перевозчиком на Днепре, согласно второй - князем.
Важным этапом в развитии Древнерусского государства были VIII- IX вв. Именно тогда, как можно сделать вывод из рассказа Нестора, в Среднем Поднепровье сложилось государственное объединение - Русская земля, в которое входили поляне, древляне, северяне.
Восточные славяне ведут свое происхождение от автохтонного индоевропейского населения Восточной Европы. По мнению большинства современных ученых, прародина славян - это северные склоны Карпат, долина Вислы и бассейн Припяти. Из этих мест славяне расселялись во всех направлениях, по всей Восточной Европе. Пик активности славянского расселения приходится примерно на начало VII в.
На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли р. Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы. Новые места славяне осваивали с основательной неспешностью и оседали в них надолго, навсегда, т. е. вели себя как колонисты, а не захватчики. Древнейшая летопись восточных славян - "Повесть временных лет". Вот что рассказывает она о началах Древнерусского государства: "В лето 852 нача ся прозывати Руска земля. В лето 859 имаху дань варязи из заморья на чуди и на словенех, на мери и на всех кривичех. А козари (хазары) имаху (дань) на полянех, и на северех, и на вятичех. И реша сами в себе: "Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву".
Дальше говорится о том, что в поисках князя решили обратиться к тем варягам, которые называли себя "русью" (одни варяги "называются свеи (шведы),- поясняет летописец,- а иные норманны и англы, а еще иные готы, а эти - русью"). И сказали варягам - руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И собрались трое братьев (Рюрик, Синеус и Трувор) "со твоими родами, и взяли с 1 собою всю русь, и пришли...".
Опираясь на это свидетельство, немецкие ученые Готлиб Байер, Герхард Миллер и Август-Людвиг Шлёцер в XVIII в. разработали так называемую норманнскую теорию. Согласно этой теории, фундамент Киевской Руси заложили варяги - германо-скандинавский народ, известный на Западе под именем викингов, или норманнов.
Знаменитый русский ученый Михаил Ломоносов первым усмотрел в норманнской теории акцент на германском влиянии и намек на неспособность славян к государственному строительству. Он выступил с гневной отповедью немецким ученым и пытался обосновать первоочередную роль славян. Замечания Ломоносова легли в основу так называемой антинорманнской теории и положили начало дискуссии, длящейся по сей день.
В XIX - начале XX в. казалось, что норманнисты близки к победе, ведь среди них было большинство западных и целый ряд выдающихся русских историков. Несмотря на это, убежденными антинорманнистами оставались два ведущих украинских историка - Микола Костомаров и Михайло Грушевский. Зато настоящее контрнаступление развернулось в советской исторической науке 1930-х годов. Норманнская теория провозглашалась политически вредной, ибо она "отрицала способность славянских народов создать независимое государство". Сам Нестор-Летописец (легендарный монах XI в., составитель "Повести временных лет") был объявлен тенденциозным и противоречивым автором. При этом его новоявленные критики пытались опереться на данные археологических раскопок, якобы не подтвердивших сколько-нибудь значительного скандинавского присутствия в Киевской Руси. Отсюда делался вывод: Киевскую Русь основали сами славяне.
Согласно же антинорманнской теории, "Русь" происходит от названия рек Рось и Русна в Центральной Украине. Есть в распоряжении антинорманнистов и еще одна гипотеза: "Русь" связана с кочевым племенем роксоланов, название которого происходит от иранского "rhos", что значит "свет". У всех перечисленных гипотез есть серьезные недостатки, и ни одна из них не получила общего признания. Во всяком случае, в дошедших до нас летописных источниках слово "Русь" сначала появляется как название народа, а именно варягов (скандинавов), затем - земли полян (Центральной Украины), а впоследствии - и всего политического новообразования - Киевской Руси. Короче говоря, историки так до сих пор и не пришли к согласию ни по вопросу о происхождении слова "Русь", ни по более широкой проблеме скандинавских либо славянских заслуг в создании Киевской Руси.
Таким образом, напрашивается компромиссное решение: скандинавское влияние признать, но никоим образом не преувеличивать. Ватаги викингов, этих воинов-купцов, были мобильны, энергичны, но слишком малы, чтобы серьезно изменить образ жизни восточных славян. Напротив, сами варяги быстро осваивали славянский язык и культуру. Но вот что трудно отрицать, так это участие, если не лидерство варягов в политической жизни Руси. Все киевские правители до Святослава и все их дружинники носили скандинавские имена. Мы можем лишь гадать о том, каким образом варяги настолько подчинили себе славян, что стали ответственны за политическую организацию восточнославянского общества.
2. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.
Одним из крупнейших государств европейского средневековья стала в IX-XI вв. Киевская Русь.
В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты.
Русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе. Там не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой.
Основные социальные группы этого периода:
1. Высшие классы - князья, бояре и другие собственники земельных имений, богатые купцы в городах.
2. Средние классы - купцы и мастера ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности).
3. Низшие классы - беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли. Кроме свободных людей в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники.
На вершине социальной лестницы находились князья во главе с великим князем киевским. С середины XI века на Руси появляются удельные княжества - "отчины" отдельных князей. "Отчины" были собственностью всего княжеского рода. Они наследовались в соответствии с "очередью".
Главной формой эксплуатации земледельческого населения оставалось государственная дань, налог. К данному периоду относится начальный этап формирования на Руси индивидуальной крупной земельной собственности - вотчины. В этот период уже известны княжеские села и охотничьи угодья. В XI веке появляется земельная собственность у дружинников и церкви. Но вотчинная форма собственности не играла еще существенной роли, ее удельный вес был незначителен, основная часть территории находилась в корпоративной (государственной) собственности военно-дружинной знати, реализуемой через систему даней - налогов. В середине XI века княжеская вотчина была законодательно закреплена в "Русской Правде" - юридическом кодексе раннесредневековой Руси.
Корпорацией, в которую был организован господствующий слой Киевской Руси в этот период, продолжала оставаться дружина. В дружинной организации сформировалась и внутренняя иерархия: верхушку дружинного слоя представляла "старейшая дружина" (старшая дружина); а ее члены именовались боярами или мужами. Из представителей ее наиболее авторитетной верхушке при князе формировался совет - Дума. Дума участвовала в формировании основ государственно-политической и экономической жизни.
Низшим слоям дружины организации была "молодшая дружина" (младшая дружина). Ее представители назывались отроками.
Эпоха княжения в Киеве Владимира Святославовича стала периодом небольшой политической стабильности Руси, когда сложилась структура единого раннесредневекового государства, нейтрализован натиск печенегов на южные границы. После смерти Владимира Святого в 1015 году развернулась ожесточенная борьба за власть между его наследниками. Лишь в 1036 году княживший в Новгороде Ярослав Владимирович стал "самовластцем" Русской земли.
В княжении Ярослава Мудрого Русь делает важнейший шаг на пути к окончательному оформлению государственности. Составляется первое дошедшее до нас письменное законодательство - "Правда Ярослава". Ведется обширное каменное строительство, в частности в Киеве и Новгороде, которое демонстрирует единство и мощь Руси.
Спорным остается вопрос о времени возникновения феодального землевладения в Киевской Руси.
Раннефеодальное общество не тождественно феодальному. В Древнерусском государстве будущее принадлежало именно феодальному укладу.
Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и строй, первобытнообщинный. Во главе государства стоял наследственный князь.
Княжеская власть была ограничена и элементами сохранявшегося народного самоуправления. Народное собрание - вече - действовало активно в IX-XI вв. и позднее.
Анализ социально-политических структур позволяет говорить о трех центрах притяжения, влиявших на общественное развитие: это прежде всего княжеская власть, набиравшая силу дружина (боярство), народное вече. В дальнейшем именно соотношение этих властных элементов станет определять тот, или иной тип государственности, который возобладает на территориях, некогда входивших в состав державы Рюриковичей.
В X-XI вв. в Киевской Руси начинают складываться крупные частные землевладения. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина, не только неотчуждаемая, но и передаваемая по наследству. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной.
Киевская Русь славилась своими городами. Сначала это были крепости, политические центры управления феодальных округов. Обрастая новыми посадами, они становились средоточием ремесленного производства, торговли и обмена.
Центром внешних экономических отношений всей страны с византийским юго-востоком стал Киев - столица государства и средоточие политической, экономической и культурной жизни.
Важную роль в торговле с европейским северо-западом играл один из старейших древнеславянских городов - Новгород. В отличие от Киева он сумел до конца отстоять феодальную обособленность, сохранил своеобразный республиканско-вечевой строй с номинальной, ограниченной договором властью выборных князей исполнительных органов власти.
С Германской империей Русь связывали и оживленные торговые отношения.
Постоянную борьбу Киевской Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, тем не менее их набеги продолжались. В 1036 году, воспользовавшись отсутствием в Киеве Ярослава, печенеги осадили Киев. Ярослав быстро вернулся и нанес печенегам жестокое поражение, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники - половцы.
Вторая половина XI в. - время борьбы Руси с половецкой опасностью.
Древнерусское государство было одно из крупнейших европейских держав и находилось в тесных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии. На Руси была тогда единая верховная власть, только не единоличная. Она имела довольно условное, стесненное значение. Князья были не полновластные государи земли, а только военно-полицейские ее правители. Их признавали носителями верховной власти, насколько они обороняли землю извне и поддерживали в ней существовавший порядок: такого полномочия верховной власти еще не было ни в действовавшем праве, ни в правовом сознании земли. В XI в. стереотипом была русская земля, о которой так часто говорят и князья и летописцы. В этом и можно видеть коренной факт нашей истории, совершившийся в те века: Русская земля, механически сцепленная первыми киевскими князьями из разнородных этнографических элементов в одно политическое целое, теперь, теряя эту политическую цельность, впервые начала чувствовать себя цельным народным или земским составом.
3. Владимир I (Святой). Крещение Руси
При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства.
В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. "И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (под 980 год).
В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской семьи. Его отец обличил ничтожество языческих богов, и разъяренная толпа язычников убила их обоих. Но верно сказано: кровь мучеников - семя христиан. Погибли на Руси двое христиан - Феодор и Иоанн, а вскоре обратились к Христу вместе с князем Владимиром тысячи.
Митрополит Киевский Илларион, монах Иаков и летописец преподобный Нестор (XI век) назвали причины личного обращения князя Владимира к христианской вере, согласно указав на действие призывающей благодати Божией.
Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианином князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Иллариона, обладал "добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке.
Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей - в 987 году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков).
Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю Землю в христианство". Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни.
Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.
Прежде всего, князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.
Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989-990 годах.
Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.
Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам".
Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.
Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси.
С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы.
Заключение
Древнерусское государство явилось важнейшей вехой в истории народов нашей страны и его соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским государством. Ее площадь составляла более 1 млн. кв. км, а население - 4,5 млн. человек. Естественно, что она оказала сильнейшее влияние на судьбы мировой истории.
Древнерусское государство, созданное древнерусской народностью, явилось колыбелью трех крупнейших славянских народов - великороссов, украинцев и белорусов.
Древняя Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в составе других славянских государств, ставших ее преемниками. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.
В Древнерусском государстве сложилась форма раннефеодальной монархии, которая сохранилась потом и у ее преемников на протяжении нескольких веков.
Громадное значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская Правда, дожили и до Московского государства. Имели они значение и для права соседних народов.
Объективные исторические процессы развития феодализма повлекли за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, привело, в конце концов, к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII в.
Список использованной литературы
1. Амельченко В.В. Дружины Древней Руси. - М., 2012. - 144с.
2. Греков Б.Д. Киевская Русь. - М., 2010. - 671с.
3. Деревянко, А. П., Шабельникова, Н. А. История России: учебное пособие.- М., 2011.
4. Зуев, М. Н. Отечественная история: учебное пособие.- М., 2013.
5. Исаев И.А. "История государства и права России". - М., 2012 г.
6. Козлов Ю.Ф. "От князя Рюрика до императора Николая II". - М., 2011
7. Османов А.И. История России IX-XX вв. - СПб., 2011. - 491с.
8. Павленко, Н. И., Андреев, И. Л., Кобрин, В.Б., Федоров, В.А. История России с древнейших времен до 1861года: учебник для вузов.- М., 2011.
9. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М., 2012. - 843с.
10. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. - М., 2012. - 351с.
11. Соловьев C.M. "История России с древнейших времен". - М., 2011
13PAGE 15
13PAGE 141215
15