УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ «Я ищу свободы и покоя!» по творчеству М.Ю.Лермонтова (к 200-летию писателя)


УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
«Я ищу свободы и покоя!»
по творчеству М.Ю.Лермонтова
(к 200-летию писателя)
Цель:  расширить знания учащихся о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.Задачи: 1.Формирование навыков выразительного чтения; пробуждение интереса к творчеству поэта.2.Коррекция словесно – логического мышления, зрительного восприятия, связной устной речи, процессов памяти в процессе работы над темой урока.3.Нравственное воспитание учащихся через анализ произведений поэта.
Оборудование: выставка книг с произведениями поэта, портрет писателя, раздаточный материал, компьютер, презентация, карточки с заданиями, краски, кисточки, шаблоны рисунков (сосна и парус).Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Добрый день, уважаемые учащиеся, гости!
Психологический настрой:
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я вам помогу.
- Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
-   А теперь повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно и узнать что-то новое.
Сегодня наш урок внеклассного чтения будет посвящен творчеству М.Ю. Лермонтова (15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня его рождения).
 М.Ю. Лермонтов – это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии.  Сегодня мы подробнее остановимся на биографии поэта и его творчестве.
Эпиграфом для нашего урока будут слова великого поэта: Слайд 2

2. Выступления детей (дети совместно с учителем готовили материал к уроку).
Ученик 1: Слайд 3
- М.Ю.Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в городе Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (урожденной Арсеньевой). Грязев М.
Ученик 2: 
- В 1817 году Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив единственного сына сиротой. Колнацкий Н.
Учитель:
- В стихотворении «Ангел» поэт вспоминает, какую печаль принесла ему смерть его мамы. Послушайте отрывок из стихотворения «Ангел».
Стихотворение «Ангел» Докучаев И.
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
 
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез…
Ученик 3: Слайд 4 Брыксин М.
-   Сразу после смерти матери бабушка поэта, Елизавета Алексеевна, увезла любимого внука в свое имение Тарханы Пензенской губернии. Здесь она окружила внука заботой и лаской, не жалея средств на развитие многообразных талантов мальчика. С детских лет Михаил Юрьевич писал стихи, рисовал, увлекался музыкой, в совершенстве овладел европейскими языками (французский, немецкий).
Учитель: Слайд 5
- Я хочу немного добавить, в Тарханах маленький Михаил жил как богатый барчук, т.е. барин. У него было несколько комнат, бабушка делала все, чтобы он мог учиться, развиваться физически.
-Из воспоминаний поэта отрывок читает Скворцов Артем.


И если как- нибудь на миг удастся мне
Забыться,- памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей.
Ученик 4: Слайд 6 Мишина И.
- В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый недуг надолго приковывал его к постели, и поэтому бабушка стала часто возить М.Ю.Лермонтова на Кавказ. Эти поездки принесли Лермонтову столько впечатлений, что их хватило на несколько поэм и стихотворений.
Учитель:
-Кавказская природа поразила мальчика. Он увидел снежные вершины гор, бьющие на горе Машук серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки. Свои впечатления он передал в стихотворении «Кавказ». Послушайте отрывок из этого стихотворения.
Чтение отрывка стихотворения «Кавказ» (Майорова Л.)
Я счастлив был с вами, ущелия гор,Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.Там видел я пару божественных глаз;И сердце лепечет, воспомня тот взор:Люблю я Кавказ!..
Ученик 5: Слайд 7 Бадьев С.
- В 1827 году бабушка привезла поэта из Тархан в Москву, для продолжения образования. После отличной домашней подготовки Лермонтов был принят сразу в 4 класс Московского университета Благородного пансиона. Университет он не закончил из-за конфликта с некоторыми преподавателями. Позже он поступит в Школу гвардейских прапорщиков, станет военным.
Учитель:
- А вот, что он писал о Москве в стихах. Послушайте, как он восхищается красотой колокольни Ивана Великого.
“Кто не видел Кремль в час утра золотой…”  ( Болталова А.)
Кто не видел Кремль в час утра золотой, Когда лежит над городом туман, Когда меж храмов с гордой простотой, Как царь, белеет башня – великан? 
3. Работа над песней «Казачья колыбельная»
Учитель:
- Ребята, М.Ю.Лермонтов писал не только стихи. Давайте посмотрим на слайд. Слайд 8, 9


- Лермонтов очень любил народную поэзию. Вот, что он об этом говорил Слайд 10:
- А сейчас я хочу остановить ваше внимание на песне М.Ю.Лермонтова «Казачья колыбельная». Послушайте, как она красиво звучит.
Слайд 11 (Прослушивание песни)
Учитель: (работа по вопросам)
- Понравилась ли вам песня? (ответы детей)
В этой песне прослеживается вся будущая судьба ребенка.
- Чем она вам понравилась?
- Пели ли вам колыбельные песни, когда вы были маленькими?
4. ФИЗМИНУТКА для глаз Слайд 12
5. Поисковое чтение дифференцированная работа по группам
Игра «Найди и прочитай»
Детям раздаются файлы, в которых лежат отрывки из произведений М.Ю.Лермонтова. Учащиеся определяют отрывки по темам: родина, люди, природа.
1 группа
Ночевала тучка золотаяНа груди утеса-великана;Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя; (Природа)
Волны катятся одна за другоюС плеском и шумом глухим;Люди проходят ничтожной толпоюТакже один за другим. (Люди)
Прекрасны вы, поля земли родной,Еще прекрасней ваши непогоды; (Родина)
2 группа
Гой ты, Русь моя родная,Хаты — в ризах образа…Не видать конца и края —Только синь сосет глаза. (Родина)
Ревёт гроза, дымятся тучиНад тёмной бездною морской,И хлещут пеною кипучей,Толпяся, волны меж собой. (Природа)
Если, друг, тебе сгрустнется,Ты не дуйся, не сердись:Все с годами пронесется -Улыбнись и разгрустись. (Люди)
Учитель:
- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием.
Слайд 13
- Еще одна интересная информация о великом поэте. Лермонтов был наделен незаурядными способностями живописца, т.е. прекрасно рисовал. Он мог бы стать большим художником, если бы занимался живописью профессионально. Давайте посмотрим на слайд. На нем изображены картины Михаила Юрьевича. Некоторые из них автор нарисовал к своим произведениям. Давайте попробуем угадать, что это за произведения?

(Учащиеся смотрят на картины и называют названия стихотворений)
6. Творческое задание (работа в парах)
Учитель предлагает ребятам стать художниками и нарисовать рисунки к произведениям поэта «Парус» и «Сосна». Ребята выполняют задание. Затем рисунки вывешиваются на магнитную доску. Получается чудесная выставка.
Ребята под музыку выполняют задание.
Учитель: Слайд 14
- Для России смерть Лермонтова в результате дуэли со своим приятелем Мартыновым стала печальным событием. Состоялась дуэль 15 июля 1841 года  возле города Пятигорска у подножья горы Машук. Дуэль Лермонтова и Мартынова началась при дожде и ветре. По сигналу Мартынов пошёл к барьеру, а Михаил Юрьевич остался на месте. Поэт поднял руку с пистолетом вверх и выстрелил в воздух. Оскорблённый же бывший приятель дошёл до барьера и произвёл выстрел в соперника. Пуля попала в грудь Михаилу Юрьевичу и пробила её навылет. Смерть наступила мгновенно.

- Так закончился жизненный путь великого русского поэта. Он прожил всего 26 лет, но эти годы вместили в себя огромное количество самых разных событий, которых могло хватить на две жизни.
Учитель:
- В конце нашего урока, посвященного 200-летию великого русского поэта М.Ю.Лермонтова, мы проведем самостоятельную работу и поработаем над небольшим тестом. У вас на столах лежат отпечатанные тесты. Вы должны обвести карандашом правильные варианты ответов.
7. Индивидуальная работа (итоговое тестирование).
1. Вспомните, где родился поэт?
А) Кисловодск
Б) с.Тарханы
В) Москва
2. М.Ю.Лермонтова воспитывала бабушка. Она дала ему прекрасное образование. Он владел двумя языками. Какими?
А) английский
Б) французский
В) немецкий
3. Из какого произведения эти строки?
«Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись ,как тучи…»
А) Родина
Б) Бородино
В) Парус
4. В каком возрасте погиб М.Ю.Лермонтов?
А) 37лет
Б) 26лет
В) 36лет
5. Лермонтов был убит на дуэли. В каком городе это произошло?
А) Москва
Б) Пятигорск
В) Тарханы
(Тест проверяется по слайдам) Слайд 15, 16,17, 18,19
Учитель спрашивает детей, кто выполнил задания без ошибок.
8. Подведение итогов урока.
«Лермонтовым нельзя начитаться.
Даже когда вспоминаешь стихи молча,
они звучат в твоей памяти, словно прекрасная музыка»
Ираклий Андроников
9. Психологическая оценка
Какое чувство вы испытали на уроке? (карточки)
Интерес радость удивление усталость