Сценарий праздника букваря ?лифба байрамы


Тема: Әлифба байрамы.
Маҡсат:
•Балаларҙың алған белемен, өн-хәрефтәрҙе нисек үҙләштеререүен күрһәтеү;
•Белем алыуҙың ни тиклем кәрәклеген аңлатыу;
•Йыр-моңға, китапҡа һөйөү тәрбиәләү;
Йыһазландырыу: плакаттар, презентация.Байрам барышы.
Зал байрамса биҙәлгән. Таҡтала “Рәхмәт һиңә, Әлифба!”, “Һаумы, Әҙәби уҡыу!” плакаттары. “Әлифба” йыры яңғырай.
Наҙгөл.(Үҙе үк әлифба)
Хәйерле көн, хөрмәтле ҡунаҡтар, ҡәҙерле уҡыусылар!
Күскәнме был залға донъяның бар йәме?
Күңелдәр түрендә – Әлифба байрамы!
Был матур байрамға ҡушыл, дуҫ, әйҙә әле,
Донъяны гөрләтһен Әлифба байрамы!
Ирина
За окном снежинки вьются
Мы умнеем с каждым днем.
Нынче праздник в 1 классе –
«Прощание с букварём».
Наҙгөл
Эйе, бөгөн беҙҙә ҙур байрам - Әлифба байрамы. Әле яңы ғына мәктәп ишеген асып кергән уҡыусыларыбыҙ бөгөн беренсе еңеүҙәрен байрам итәләр. Әйҙәгеҙ уларҙы сәхнә түренә саҡырайыҡ.
Ирина
Дорогие первоклассники , добро пожаловать на сцену .


Балалар сәхнә түренә күтәреләләрУҡытыусының ҡотлау һүҙҙәре
Ата –әсәләрҙең ҡотлау һүҙҙәре .С.ЛианаӘлифба тигән китаптыҠулыбыҙға алғайныҡСерле хәрефтәргә ҡарапБик аптырап ҡалғайныҡ.
А, ә хәрефен танырғаУҡытыусым өйрәттеТик хәрефтәр шаян икәнТыңлашмайса йөҙәтте.
ИльназХәҙер инде бөтәбеҙ ҙә,
Хәрефтәрҙе беләбеҙ.
Матур, яғымлы һүҙҙәрҙеАҡ ҡағыҙға теҙәбеҙ.

Айдар
Әсәй- “Ә” хәрефенән,
Балам “Б”- нан башланаДәрес “Д” – нан, жираф “Ж”-нанЗәкир “З” – нан башлана.
Баимова К.
Ә иң аҙаҡ “Я” хәрефеЯман тора ҡупайыпСөнки ҡояш һүҙендә лә“Я” тора бит йылмайып.
Бер хәрефте икенсегәТырыша, тырыша ялғайбыҙ.
Һүҙ артынан һүҙ теҙеләАртта тороп ҡалмайбыҙ.
Дильмухаметова Р.
Әсәй һүҙен ижекләһәңӘ һәм сәй килеп сығаСәй ярата шул әсәйҙәрЭй көлдөк инде шуға.
Ҡәҙерлеләребеҙ беҙҙеңҠуймағыҙ һеҙ үпкәләпШыма итеп уҡырға лаӨйрәнербеҙ бергәләп.
Азат.
Тел асҡысы – әлифбағаБөгөн рәхмәт әйтәбеҙТырышып, матур уҡырғаҺүҙ бирәбеҙ бөтәбеҙ.
Айсилә.
Рәхмәт әйтәм уҡытыусыма,
Астығыҙ күҙҙәремдеБал ҡортолай хәрефтәрҙәнЙыям кәрәҙ-һүҙҙәремде.
Шуға ла мин беләм тел ҡәҙерен.
Бер телдән дә телем кәм түгел,
Көслө лә ул, бай ҙа, яғымлы ла
Кәм күрер тик уны кәм күңел.
ТагирХалҡым теле миңә — хаҡлыҡ теле, -
Унан башҡа минең илем юҡ:
Илен һөймәҫ кенә телен һөймәҫ,
Иле юҡтың ғына теле юк!
ИскәндәрӘсәм теле миңә — сәсән теле, —
Унан башҡа минең халҡым юк:
Йөрәгендә халҡы булмағандың
Кеше булырға ла хаҡы юҡ!
Йыр “Әлифба”.
Һәр партала иң уртала,
Әлифба тигән китапҺүрәттәре бигерәк күп,
Алып ҡарайбыҙ ҡат-ҡат.
Белем донъяһына ишек,
Әлифба тигән китап Рәхмәт әйтеп, йыр йырлайбыҙ.
Ошо китапҡа атап.
Уҡытыусы әлифбананБеҙгә хәреф өйрәтә.
Таҡтаға яҙып күрһәтә,
Шунан ҡабат өйрәтә.
Һыҙыҡтарҙан, ырғаҡтарҙанТора икән хәрефтәр.
Хәрефтәрҙән һүҙ төҙөргә
Өйрәнәбеҙ дәрестә



Назгуль
Эйе, балалар, һеҙгә хәрефтәрҙе таныу, уларҙан ижектәр, һүҙҙәр төҙөү еңел булманы. Әммә һеҙ юғалып ҡалманығыҙ, тырыштығыҙ. Бөгөн беҙҙең класта һәр бер бала уҡый, яҙа белә. Ысын күңелдән ҡотлайым һеҙҙе, уҡыусылар!
Ирина
В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека – Букваря.
Сегодня мы собрались для того, чтобы сказать добрые слова тому, кто был другом для нас с сентября по сегодняшний день, кто всё это время молчал, но каждый миг учил вас доброму, справедливому и хорошему. Своим умением читать и писать вы благодарны этой книге – книге, с которой начинают учиться все: инженеры и академики, врачи и президенты, лётчики и повара. А как называется эта книга?
Назгуль.
Ребята ,давайте же попробуем свои силы в области русского языка. Сегодня мы проведем Конкурс Знатоков Русской Азбуки. Мы задаем вопросы, а вы отвечаете хором
И.1)Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)
Н.2)Быть должны всегда в порядке твои школьные…(тетрадки)
И.3)Чтобы было, где писать, в школе нам нужна… (тетрадь)
Н.4)Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, …(карандаш)
И.А теперь еще одно задание - Подберите антоним к слову.
Я – антоним слову “лето”, в шубу снежную одета,
Хоть мороз люблю сама, потому что я… (зима)
Н.2) Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям - … (друг)
А кто это?
И.3) Я – антоним к слову “смех”, не от радости, утех,
Я бываю поневоле от несчастья и от боли,
От обиды, неудач. Догадался? Это… (плач)
Н.У прохожих на виду висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко, а мышонок - …(высоко)
Молодцы. А теперь приглашаем вторую группу на сцену.

. Под музыку выходит первая группа детей. Чему учат в школе.
Элина
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи
Лесорубы и шахтёры,
Комбайнеры и актеры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певицы,
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас.
Арсен
Мы смешными малышами
В первый пришли в наш класс
Нам букварь с карандашами
Подарили в первый раз.
Аделина
И шарики воздушные
Мы унесли с собой.
Счастливые, веселые,
Вернулись мы домой.
Тимур
Но праздники кончаются
И наступают будни
И труд наш ученический,
Порой довольно трудный.

Амелия
И маме с папой не понять
Как трудно было прочитать
Нам в первый раз "Ау", "Уа"
Такие сложные слова.

Песня Ох уж эта школа
Данис
Очень трудно, очень трудно,
Потому что в первый раз
Очень трудно, очень трудно
Потому что в первый раз.
Но страницы прошуршали,
Буквы 33 узнали
И теперь любую книжку
Мы прочтем без передышки.
Айсылу
Были мы просто ребятами
Стали теперь мы читатели
Нет среди нас лентяев -
Все мы прекрасно знаем,
Важно буквы все знать
Важно учиться читать.
2. Мини-пьеса "Лиса, тетерев и зайчата"
Действующие лица: лиса, СОВА, двое зайчат.
Лиса- Самигуллина
сова- Камиль
заяц 1-Халилова
заяц2- Талипова
Оборудование: макет (ширма) дерева с дуплом, куст, плакат с надписью "Зайцы! Здесь ходит лиса!".
СОВА сидит на дереве или аналогичном возвышении. Рядом висит плакат "Зайцы! Здесь ходит лиса". Выбегают зайчата.
ЗАЙЧАТА: Здравствуй, дядюшка СОВА!
СОВА: Здравствуйте, зайчата. Что вы здесь делаете?
ЗАЙЧАТА: Играем.
СОВА: А разве вы не видите плакат, который я написал для вас? Прочтите его.
ЗАЙЦЫ: А мы читать не умеем.
Мы не научились!
Мы пока только иностранные языки изу-чаем,
СОВА: И какие же вы иностранные языки изучаете?
ЗАЙЦЫ: Я научился лаять по-собачьи: Гав! Гав!
- А я мяукать по-кошачьи: Мяу! Мяу!
СОВА: Очень хорошо! Эти иностранные языки вам, может быть, очень пригодятся в жизни. Но всё-таки обязательно нужно научиться читать. Если бы вы умели читать, то прочитали бы на этом плакате "Зайцы! Здесь ходит лиса!"
Зайцы испугано прижимаются друг к другу
СОВА: А вот и она сама, Зайчата, прячьтесь в кусты. (Зайцы прячутся за куст. Появляется лиса, замечает плакат)
ЛИСА: Опять, СОВА, ты здесь этот глупый плакат повесил! Безобразие! А зайцев ты здесь не видел? Такие маленькие, глупенькие, хорошенькие…
СОВА: Нет, не видел.
ЛИСА: (показывая в сторону кустов) А что-то там вроде кусты шевелятся? Не они ли это? Посмотри,СОВА, тебе сверху всё видно…
СОВА: Да, нет, там кажется собака, а за ней, похоже, охотник.
ЗАЙЦЫ (из-за кустов): Гав! Гав!
ЛИСА: Ой, собака, Ой, охотник! Бегу, СОВА, прощай, некогда мне!
(лиса убегает)
ЗАЙЦЫ: Гав! Гав! (выходят из-за кустов) Спасибо тебе, СОВА. Выручил нас.
СОВА: Да и вы не растерялись, во-время залаяли. Пригодились вам иностранные языки.
ЗАЙЦЫ: Конечно, но теперь мы ещё и учиться читать начнём. Обязательно начнём. Теперь мы видим, что и уметь читать тоже очень важно. До свидания, дядюшка СОВА.
СОВА: До свидания, зайчата.
ИРИНА
Спасибо вам ребята! Вы настоящие артисты! А теперь приглашаем на сцену третью группу.

3. Выходит третья группа.
Садртдинова
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать
Не надо бабушку просить
Прочти, пожалуйста, прочти
Равиль
Не надо умолять сестричку
Ну прочитай ещё страничку
Не надо ждать, не надо звать
А можно взять и прочитать.
Радис
Из года в год, из века в век
Работал много человек,
Писались сказки, их не счесть
И я их всех смогу прочесть.
Карим
Теперь я сам смогу прочесть
Какие реки в мире есть,
Какие в мире чудеса,
Что неизведанно пока.
Даиль
Из книги я узнать смогу,
Как жили люди в старину,
Кто и когда указ издал
И город наш обосновал.
Вероника
А хочешь ты узнать о бегемотах,
Слонах, ужах и о болотах
И о синичке, и о пчёлке.
Возьми об этом книгу с полки.
Тебе не надо никого
Теперь просить прочесть её.
Нас научил читать букварь,
В нем много нового узнали
Талипова
Ну вот и перевернута
Последняя страница,
Теперь уже не с Букварем
Будем мы учиться.
Мы прочли букварь до корки.
Нам по чтению (все хором) Пятерки!
Роберт
Позади нелегкий труд,
Медленного чтения
Нам сегодня выдают
Удостоверения.
В том, что мы букварь прочли
Полный курс наук прошли
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Х.Камилла
Ты, Букварь наш, отдохни.
Ты на полке полежи.
В школу в сентябре опять
Первоклассники придут.
И страницами твоими
В царство грамоты войдут.
Хором
Скажем очень громко "Хуш бул ,Әлифба.
Ҙур рәхмәт ,һиңә!"

Назгуль.
Беҙҙең беренселәребеҙ уҡырға ғына түгел, йырларға һәм бейергә лә бик оҫталар.
Һалдат йыры.Малайҙар башҡара.
7. Окончание.
Алып барыусылар:
- Дорогие первоклассники! В народе го-ворят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас)
- Ҡәҙерле, Беренселәр!
Һеҙҙе оло еңеүегеҙ менән ҡотлайбыҙ! Тырышып уҡығыҙ! Алда һеҙҙе яҡты, мауыҡтырғыс Белем иле көтә!