Разработка урока по истории Казахстана на темуКазахское ханство при Тауке хане
История Казахстана, 7 класс
Тема урока: Казахское ханство в период правления хана Тауке
Цель урока: Развитие критического мышления учащихся с помощью чтения и письма.
Задачи урока: образовательная – ознакомить с политической ситуацией накануне и в период образования Казахского ханства, законами хана Тауке «Жети-Жаргы», о роли казахских биев в жизни общества;
Развивающая – развивать умения и навыки работать индивидуально, в парах и в группах.
Воспитательная – воспитывать патриотические чувства у учащихся и ответственность за свою страну.
Тип урока: комбинированный.
Технология урока: технология развития критического мышления.
Оборудование урока: кластер, белые листы, текст учебника, портреты хана Тауке и биев трех жузов Толе би, Казбек би и Айтеке би,разделы свода законов «Жети-Жаргы» из хрестоматии,Карта Казахского ханства .
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока.
II. Побуждение. Настрой учащихся на работу.
Стратегия «Мозговой штурм» для активизации имеющихся знаний..
Учащимся задаются вопросы.
1.причина образования двух ханств на территории Казахстана во второй половине 16 века?
2. Чем закончились бухарско-казахские отношения?
3. Причина раздоров и войн между ханом турсуном и Есимом?
4. Результаты метяжа хана Турсына?
5. В чем отличие законов хана Есима от законов хана Касыма?
6. Как вы понимаете слово «единство», «мудрая политика»?
7. Кто был способен на проведение мудрой политики и единения Казахского ханства?
Таким образов подвожу учеников к теме урока
III. Реализация.
Применение стратегии ЖИГСО.
Ученики рассаживаются по группам. Каждая группа получает тему из текста учебника. 1 группа. Почему в народе хана Жангира прозвали «Непобедимый»
( учебник и книга Н.Мынжанов «Краткая история казахов»)
2 группа. Почему хан Тауке делает ставку при укреплении государственной власти не на султанов, а на биев? текста учебника (с.179, абз.1)
3 группа. определите основные направления внешней политики хана Тауке. текста учебника (с.180, абз.1)
Каждый учащийся индивидуально ч
·итает свою часть текста и выделяет ключевые фразы.
В парах обсуждают и в группах формируют суть своей части и изображают информацию на листе.
Выбирают в группах спикера, который будет рассказывать текст от группы. Учащиеся из других групп могут задать спикеру вопросы по теме выступления.
Затем спикеры других групп выступают у доски со своей частью текста.
Из ЦОР урок №347 «Законы Тауке хана» прослушать Текстовый материал « Законы хана Тауке»
Задание группам- 1 группа- 5 тестовых вопросов,
2группа- синквейн, 3 группа- доказательства того что, свод законов «Жеты-Жаргы», отражая свою эпоху, отражал интересы правящего класса, сыграл значительную роль в становлении казахского единства, эти правовые нормы действовали в казахском обществе до принятия « Российских Временных положений», введённых в 1867-1868 гг.
IV. Рефлексия.
Стратегия – «Т» таблица.
Основная фраза
Доказательство
Жангир хан «Непобедимый »
В Орбулакском сражении всего с 600 своими воинами сумел дать отпор 50-тысячной армии и уничтожил в ходе битвы 10 тыс. человек
Хан Тауке укрепил единство внутри Казахского ханства
«Совет биев» играл важную роль в решении вопросов внутренней и внешней политики
«Жети-Жаргы» регулировал правопорядок и деятельность государственной власти
Заполняется таблица.
V. Итог урока.
Запись домашнего задания. Написать эссе на выбор по следующим темам «Роль биев в казахском обществе», «Почему народ Тауке хана называл Аз-Тауке». В эссе раскрыть
1. С какой целью Тауке хан создал «Совет биев»
2.Твое отношение к роли биев и Тауке хана в социально-политической жизни ханства.
Самооценивание учащимися с помощью оценочного листа.( критерии)