Конспект урока «Русь под монголо-татарским игом»
Конспект урока «Русь под монголо-татарским игом»
Цель урока: обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба русских людей против монголо-татар»; формирование представлений о монголо-татарском иге и его последствий для русского народа.
Задачи:
1. Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся о борьбе русского народа против монголо-татар, сформировать представление о «монголо-татарском иге»; познакомить с последствиями монголо - татарского ига для русского народа. 2. Коррекционно - развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации.
3. Воспитательные: воспитывать научное мировоззрение; формировать положительную мотивацию к обучению.
ТСО: Компьютер, проектор, интерактивная доска. Карточки с заданиями на соотнесение, словарные слова, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке».
Ход урока:
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Цель:
- создание эмоционального настроя обучающихся на интеллектуальную деятельность;
- включение в деловой ритм. Педагог проводит инструктаж, предлагая оценить готовность к уроку. Читает стихотворение.
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
Дети слушают учителя.
- организация своего рабочего места;
- уметь слушать в соответствие с целевой установкой;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель:
- повышение познавательной деятельности обучающихся;
- формирование пространственных представлений (работа с картой);
- установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- умение делать выводы;
- осуществлять актуализацию имеющихся знаний.
Надо вспомнить и ответить на вопросы:
- Какую тему изучали на предыдущем уроке?
- О чем шла речь?
- Вспомните, когда произошла первая битва русских с монголо-татарами?
- Приведите примеры героической борьбы народов нашей страны с монголо-татарами.
- Покажите на карте города, захваченные монголо-татарами. Проследите путь продвижения монголо-татар.
Задание 1. (на карточке на доску – для всех, на карточках для слабоуспевающих). Когда монголо-татары напали на Русь? Выберите дату:
- 1221
- 1237
- 1223
Задание 2. На доску вывешиваются 3 тематические картины с изображением осадных орудий монголо-татар, затем 1 убирается, дети должны назвать, что изменилось; затем добавляется картинка с изображением танка, дети должны назвать, что лишнее и почему. (Можно попросить перечислить названия осадных орудий одного обучающегося, можно по рядам).
Вспоминают тему и содержание предыдущего урока. Учащиеся отвечают на вопросы, приводят разные доводы.
Работа с картой.
Идет поиск конструктивных решений.
3.Формулирование темы урока, постановка цели.
Цель:
- получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями;
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
Вводное слово учителя. Что мы знаем о состоянии Руси? На Руси наступили тяжелые времена. Страна была разорена. Более 200 лет, с середины 13 века до конца 15 века, продолжалось иго монголо-татарских ханов. Тема нашего урока: Русь под монголо-татарским игом. Какой вопрос у вас возникает? Что такое монголо-татарское иго?
Отвечают на поставленный вопрос
Записывают тему урока в тетрадь.
Формулируют ответ на вопрос, с помощью учителя ставят задачи к уроку, определив знания и незнания.
4. Изучение нового материала.
Цель:
- организация совместной деятельности по открытию нового знания;
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- осуществлять взаимоконтроль;
- находить и выбирать способ решения;
- умение работать с текстом;
- умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос;
- осуществлять актуализацию имеющихся знаний;
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
На огромных просторах завоёванной русской земли властвовала монголо-татарское иго. Хан Батый создал новое государство - Золотая Орда. Показ на карте государства Золотая Орда. Столица Золотой Орды получила название «дворец».
Задание. Вы узнаете, как это слово звучит, по-монгольски установив соответствия между словами двух столбиков.
Работа в парах. Инструктаж.
Итак, столицей Золотой Орды стал город Сарай на реке Ахтубе (современный город Астрахань) (показ на физической карте России Астрахани).
Работа с текстом по карточкам:
Задание:
1. Прочитать текст.
2. Объяснить значение выделенных слов и словосочетаний.
Все русские князья должны были получить от хана грамоту на право управлять своим княжеством. Ханская грамота называлась - ярлык. Русские князья ездили за грамотой в Сарай. Поездка была очень опасной, потому что никто из князей не знал, вернётся ли он из Золотой Орды живым. Приезжал князь к хану с подарками. Хан сам назначал великого князя.
Все русские люди платили дань Золотой Орде. Дань собирали ханские слуги - баскаки. Они с многочисленными отрядами ездили по русским городам, селениям и собирали дань. Если они встречали сопротивление или нежелание платить дань, тогда они сжигали целые города и посёлки, убивали жителей.
Каждый житель ежегодно должен был послать в Золотую Орду медвежью шкуру, шкуру соболя, бобра, лисицы. Каждый посёлок - 2 тонны хлеба. Баскаки брали золото, серебро, посуду, украшения, угоняли скот. Уводили в плен жителей. Высокая дань разоряла русские города. Только храмы и монастыри не платили дань. Туда баскаки старались не заглядывать. Поэтому многие русские люди спасались от них за стенами храмов и монастырей.
Физкультминутка:
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поклонись!
Начинаем мы опять по истории шагать,
Чтобы всё понятным стало
Потрудились мы немало.
2. Работа с текстом учебника.
Что из изученного ранее вам пригодится? (умение работать с учебником, умение находить главную мысль).
Найти и выписать в тетрадь.: 1. Как называлась ханская грамота?
2. Ханские слуги – это….
3. Иго -….
Задание: объясните значение слов: иго, баскаки, ярлык.
Работа с иллюстрацией в учебнике «Баскаки» (беседа по вопросам на понимание с целью формирования четких представлений о событии) с. 241.
Ученики делают итог о последствиях монголо-татарского ига для Руси с помощью учителя:
На русской земле продолжала литься кровь, сжигались и разорялись дома, уничтожались ремёсла. Более 200 лет продолжалось владычество Золотой Орды над русскими землями. Много горя и страданий принесло монголо-татарское иго Руси. Но ни на минуту не прекращалось все эти годы сопротивление русских людей. То в одном городе, то в другом начинались восстания против власти Золотой Орды. Отказывались платить дань, нападали на отряды баскаков и убивали их. Хозяйственное и культурное развитие Руси замедлилось в годы владычества Золотой Орды. Княжеские усобицы усилились. Население уменьшилось почти наполовину. Монголо-татарское иго замедлило развитие Руси почти на 200 лет.
Работают в парах, выполняют задание.
Проверка результатов работы.
Делают вывод: Столица Золотой Орды - г. Сарай.
Записывают в тетрадь.
Работают с текстом. Читают по абзацу. Выполняют по абзацу.
Работают с учебником и тетрадью.
Проверяют задание.
Объясняют значение слов.
Работают с иллюстрацией.
Делают вывод о последствиях монголо-татарского ига.
5. Закрепление нового материала.
Цель:
- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
- корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение.
1. Обобщающая беседа:
- Объясните, в чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды? Вырази свое отношение.
- Правитель, какого огромного государства жил в городе Сарае?
- Столица государства Золотая Орда.
- Представьте с помощью руки, как нужно было встретить русским князьям врага?
2. Задания на карточках и на доске (оказание помощи слабоуспевающим).
- Соотнесите понятия с определениями:
Государство монголо-татар Баскаки
Столица Золотой Орды Ярлык
Сборщики дани Золотая Орда
Документ на великое княжение Сарай
Отвечают на вопросы, комментируя ответ.
Выполняют задания на соотнесение.
Участвуют в беседе, проверяют задание.
6. Контролирующее задание.
Цель:
- проверить умение применять изученный материал на практике, степень усвоения материала;
- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- самоопределение.
Программированные задания (задания на карточках).
1. Река, где впервые встретились русские воины с монголо-татарскими воинами?
а) Днепр;
б) Калка;
в) Волхов.
2. Господство одного народа над другим
а) иго;
б) жертва;
в) ярлык.
3. Город, который семь недель оборонялся от монголо-татар и был прозван «злым городом».
а) Козельск;
б) Новгород;
в) Киев.
4. Ханская грамота на княжение
а) ярлык;
б) грамота;
в) документ.
5. Столица Золотой Орды
а) Новгород;
б) Сарай;
в) Киев.
6. Город Руси, первый подвергшийся разгрому со стороны монголо-татар.
а) Торжок;
б) Рязань;
в) Москва.
7. Подарки ханам от русских князей.
а) налог;
б) дань;
в) выкуп.
8. Поход монголо-татар в 1237 году возглавил хан...
а) Чингисхан;
б) Батый;
в) Ахмат.
Выполняют задание.
Подводят итог, проверяют задания, комментируют ответы, исправляют ошибки.
Организация деятельности по применению новых знаний. Вывод учителя о работе на данном этапе.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
- подведение итогов работы; оценка деятельности обучающихся;
- развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельности через умение выразить свои мысли, строить речевое высказывание;
- рефлексия своих действий.
Ребята, должны с помощью опоры на доске продолжить выражение об уроке:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. я приобрел…
7. я научился…
8. у меня получилось …
9. я смог…
10. я попробую…
11. меня удивило…
12. урок дал мне для жизни…
13. мне захотелось…
Комментарии, выставление оценок за работу каждого обучающегося.
Формулируют ответы, подводят итог работы на уроке.
8. Домашнее задание
Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Сообщение домашнего задания: прочитать текст учебника с. 204-242, дать ответы на вопросы учебника.
Индивидуальные задания - подготовить пересказ рассказа для дополнительного чтения.
Записывают домашнее задание