Конспект урока по математике Круг. Окружность.
Математика" Круг. Окружность."Автор урока: Махно Наталья Ивановна.
Тема урока: Окружность. Круг. Тип урока: урок изучение нового материала
Вид урока: путешествие
ТДЦ обучить познакомить с новыми понятиями «круг» ,«окружность», «длина окружности», «площадь круга» помочь освоить признаки круга, определить положение окружности по отношению к кругу, освоить с детьми работу с циркулем;
развивать пространственное мышление, вычислительные навыки и математическую речь;
воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность, коммуникативные качества.
Оборудование: Интерактивная доска, циркуль, палетка, обруч, мяч, нить, стакан, карточки для каждого с кругами, индивидуальные карточки.ХОД УРОКА.
I.Орг. Момент
Проверь дружок
Готов ли ты начать урок
Все ль на месте , все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь?
С усердием трудитесь!
II. Актуализация ЗУН
И мы сегодня отправимся в путешествие по звездному небу.
1 .Устный счёт . Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 9 раз.
5 – р4 – у
0 - г
7 - к
Ответ:
2). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.
Ответ:
В группах ученики думают над тем, какая же тема урока.
У: - Кто догадался, какая тема урока? (Дети называют.)
Д:
- Я думаю, что мы узнаем о круге.
- А я думаю, что мы узнаем об окружности и вспомним, что знаем о круге.
У: Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. А еще сегодня будем учиться пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Узнаем еще новые понятия: радиус и диаметр.
III. Работа по теме урока.
Запишите в тетрадях дату путешествия.
-Какой вид транспорта нам необходим для космического полета?
-Приступаем к строительству (Танграм)
-ракета готова можно лететь. Начинаем обратный отсчет.(фокус полета)
10.9.8.7.6.5.4.3.2.1.пуск…………….
И на пути нам встретилась вторая по величине планета?
-Кто из вас скажет как она называется? (Сатурн)
Названа в честь римского бога земледелия и урожая . Представляет собой облачный шар с твердым ядром в глубине. Окружена кольцом мелких осколков льда и камней.
Нет атмосферы и вечно зима.
Жизни там нет, там кромешная тьма.
- Как можно назвать кольцо, которое окружает Сатурн? (окружность)
С помощью полоски бумаги изобразите окружность, что вы можете о ней сказать.
Начертите окружность.(обведя стакан) в тетрадях
-Можем ли мы измерить длину кольца Сатурна? Как?
Практическая работа с раздаточным материалом.
Учащиеся нитью измеряют окружность предметов( тарелки и кружки), записывают данные в тетрадь.
Один учащийся работает на интерактивной доске с циркулем и линейкой.
-Летим дальше.
И вот следующая планета, как можно назвать саму планету, какой геометрической фигурой? (круг)
- Чем окружность отличается от круга? (докажите).
Но, а название мы узнаем, когда сможем сосчитать площадь данной планеты.
Справимся?
-Как найти площадь круга? (С помощью палетки)
-Как правильно сосчитать, пользуясь палеткой? (целые и не целые квадраты).
-Работа на доске с листом разлинованный на квадраты.
Запись формулы нахождения.
S=целые квадраты + нецелые квадраты : 2
Измерьте площадь по листу. Круг (1,2,3)
-Это планета Венера.
-Что вы знаете об этой планете? (Богиня любви и красоты, самая яркая вторая от солнца).
-Летим дальше.
4.Физминутка. А сейчас немного отдохнем.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем –
Руки согнули назад.
5.Закрепление
- Следующая планета Марс. Что вы о ней знаете?
( Имя он носит в честь бога войны)
-На этой планете есть пропасти, рвы. И только когда мы справимся с заданием , мы сможем полететь дальше.
-Работа по учебнику
-Какая часть круга закрашена.
-Сравнение
И мы на следующей планете, но ее имя сможем узнать ,когда сможем решить задачу сколько времени мы затратили на полет на данную планету.
У каждого на парте лист. У: Начертите любую окружность. Вырежьте круг, отметив центр (проколите его грифелем). Согните круги так, чтобы центр оказался на линии сгиба. Сколько половин в круге?
Д:
- Круг разделили на две части.
- Получилось две половины.
У: Закрасьте половину круга. Какие получились части?
Д:
- Я думаю, одинаковые части.
- А я тоже так думаю.
- Мне кажется, что на равные части разделили круг.
У: Почему вы думаете, что они равные?
Д:
- Они подходят, если приложить одну часть к другой.
- Я поняла, почему равные части, они ведь совмещаются.
У: Молодцы. А какая линия сгиба?
Д:
- Она ровная, гладкая.
- Она прямая.
У: Верно, линия сгиба прямая. Есть ли у нее начало и конец?
Д: Есть.
У: А как она называется?
Д:
- Мне кажется, что это отрезок.
- Я тоже думаю, что это отрезок.
У: Правильно, ребята. Молодцы. Посмотрите, я еще построю несколько отрезков в этом круге. Чем отличается первый отрезок от всех остальных? (Учитель делает в круге еще несколько сгибов параллельно диаметру.)
У: А еще чем интересен этот отрезок? Чем он отличается от всех других?
Д: Он проходит через центр.
У: Этот отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр, называется - диаметр. Из всех отрезков, соединяющих два противоположных края круга, диаметр – самый длинный. И мы на следующей планете, но ее имя сможем узнать ,когда сможем решить задачу сколько времени мы затратили на полет на данную планету.
Задача
Самолет пролетает 1920 км за 4 часа. За сколько часов пролетит то же расстояние ракета, скорость которой в 2 раза больше?
И планета на которой мы побывали, называется Юпитер -это самая большая планета, и носит имя самого главного бога римлян. Состоит почти из одних газов и сидит внутри облачного шара как косточка внутри вишни. Попробуем это изобразить с помощью циркуля.
Центр окружности, радиус окружности.
-Летим дальше
Вот и следующая планета, а на ней ярлычок .5.Физминутка для глаз.6. Самостоятельная работа. Решение задачи индивидуально по карточкам.
Пора нам возвращаться на нашу планету. Чем она отличается от других?
(1/3 состоит из воды)
7.Итог урока . Рефлексия. У: На протяжение урока вы были активны и внимательны.
Справились ли мы с вами с поставленными задачами?
Д: Да, справились.
У: Что на уроке вам больше всего понравилось?
Д:
- Мне понравилось решать примеры и задачи.
- А мне понравилось чертить циркулем.
- А мне нравится работать самостоятельно.
- Мне понравилось делать аппликацию. Они получились у нас красивыми.
- Мне тоже понравилось чертить циркулем и еще делать аппликацию.
У: Что вы запомнили об окружности?
Д:
- Я запомнила, что ее можно начертить с помощью циркуля. Им нужно пользоваться осторожно, аккуратно.
- А еще окружность – это граница круга.
У: Чем круг отличается от окружности?
Д: Мы сказали, что окружность – это граница круга. А круг – это площадь, ограничиваемая окружностью.
У: А что вы запомнили о диаметре?
Д:
- Диаметр – это отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр.
- Этот отрезок самый длинный. Он соединяет два противоположных края круга.
- В круге можно провести сколько угодно диаметров. Они будут одинаковые.
У: Молодцы, ребята. А что такое радиус?
Д:
- Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой–нибудь ее точкой.
- Радиусы равны.
У: А теперь я предлагаю сделать еще одну аппликацию. На плакате нарисован цирковой слон. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет. У вас на столе есть цветная бумага. Вы начертите окружность, какая вам понравится, вырежете круг и наклеете так:
красный круг, если вам понравилось работать на уроке;
синий круг – не понравилось работать на уроке;
зеленый круг – не очень понравилось.
(В результате из 10 человек, обучающихся в классе, было наклеено 10 красных кругов.)
У: Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали.
Учитель объявляет оценки.
Дом. задание. Прочитать материал учебника, ; на альбомном листе нарисовать орнамент с помощью циркуля.