Конспект урока в 10 классе : Монгольское нашествие.
Урок истории в 10 классе
Тема урока: Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды
Цели урока:
Выяснить какое влияние оказало монгольское нашествие на дальнейшее развитие Руси.
– обеспечить усвоение учащимися знаний о завоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке;
– совершенствовать умения учащихся работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории;
– воспитывать у учащихся любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес к предмету.
Задачи урока:
– выявить отличительные особенности монгольского государства;– охарактеризовать суть завоевательных походов хана Батыя на Русь;– показать героический характер обороны русских княжеств;– выявить причины покорения монголо-татарами Русского государства, находящегося на более высокой ступени общественного развития.
Оборудование урока: историческая карта, учебник, раздаточный материал, текст документа, тест, мультимедийный видеопроектор, презентация по теме “Монголо-татарское нашествие на Русь. Установление ордынского ига”.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия и термины урока:
Баскаки — военная охрана сборщиков дани.
Золотая Орда — государство, созданное в ходе монгольских завоеваний в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили степи Восточной Европы, Казахстана и Западной Сибири, земли в Крыму, на Северном Кавказе, Волжско-Камская Булгария, Северный Хорезм. Столицы: Сарай-Бату, с первой половины XIV в. — Сарай-Берке (Нижнее Поволжье). В XV в. Золотая Орда распалась на Большую Орду, Сибирское, Казанское, Крымское и другие ханства.
Ордынское иго (1243—1480 гг.) — система эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. Установлено в результате нашествия Батыя.
Ордынский выход — дань, выплачиваемая русскими князьями монголо-татарам.
Ярлык — грамота на княжение.
Основные даты:
31 мая 1223 г. – битва на реке Калке.1237—1238 гг. — поход Батыя на Северо-Восточную Русь.1239—1240 гг. — поход Батыя на Южную и Юго-Западную Русь.1241 г. — вторжение Батыя в Польшу, Венгрию, Чехию, Молдавию.Ок. 1243 г. — образование государства Золотая Орда.
План урока:
I. Организация начала урока.
II. Постановка целей и задач урока.
III. Изучение нового материала.
Презентация: «Нашествие монголо-татар на Русь». В ходе работы с презентацией учащиеся составляют развёрнутый план нашествия монголо-татар.
Образование монгольского государства. 2. Военные походы монголов.3. Битва на реке Калке.4. Нашествия хана Батыя на Русские земли. Патриотизм русских людей.5. Причины поражения русских княжеств. Установление ордынского владычества на Руси.
6. Работа с документом
IV. Закрепление пройденного материала. Тест.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организация начала урока.
– приветствие– проверка присутствующих учеников на уроке.
II. Постановка целей и задач урока.
Учитель: "О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."
"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..." (Учитель зачитывает оба высказывания)
Учитель: Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси? О чём пойдет речь на уроке
Ученики: записывают тему урока в тетрадь.
Учитель: озвучивает цель урока и ставит задачу углубить свои знания по вопросу “Монголо-татары и Русь” на основе историографии и решить проблему: почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития? Господство Орды – «погибель земли Русской» или диалог цивилизаций. Ответ аргументировать
III. Изучение нового материала.
1. Образование монгольского государства.
Учитель: XIII век был для Руси временем борьбы с внешней опасностью. На востоке возникает грозный враг — Монгольская держава. Но прежде чем говорить о монгольском государстве, сначала разберем происхождение термина “монголо-татары”. Татарами издавна называли всех пришельцев из Монголии. Спасаясь от нашествия, половцы отправились на Русь и в Европу, разнося повсюду весть о страшном народе, появившемся с востока. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в XIII в. – монголы или татары? Выяснилось, что Чингисхан и его полководцы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает “монголы, называемые татарами”.
Ученики: слушают учителя.
Задание: работа по группам с текстом. Ученики каждой группы в течении 5 минут читают каждые свой текст. И отвечают на вопросы учителя.
Вопросы:
Как называлось место проживания монголо-татар?
Главное занятие монголо-татар и основа их хозяйства?
Что такое Великая Яса? Что она регулировала?
На какой ступени развития находились монголо-татары в XII веке?
Какова социальная структура монголо-татар?
Охарактеризуйте кратко монгольское войско?
Учитель: А теперь поговорим о человеке, который стал первым правителем Монгольского государства. О Чингисхане. (опережающее задание)
Ученик: делает небольшое сообщение о личности Чингисхана (2мин).
Учитель: сделайте вывод о возникновении государства у монголо-татар.
Ученик: монголо-татары к концу ХII века находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. Датой образования государства у монголо-татар является 1206 год – на курултае (съезде кочевой знати) Темучину был присвоен титул Чингисхана, т.е. великого кагана, который поставил цель завоевать весь мир.
Запись в тетради:
1206 год – на курултае (съезде кочевой знати) Темучину был присвоен титул Чингисхана, т.е. великого кагана, образование государства у монголо-татар.
2. Военные походы монголов. (Слайды 1-7 ПРЕЗЕНТАЦИИ)
Учитель (рассказ по карте): Выносливые и смелые воины, монголы легко вели завоевательную политику.
Дата Направление Последствия
1206– 1211 гг. Восточная Азия Покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров. Разгром Тангутского царства.
1211-1215 гг. Китай Захват Северного Китая.
1218 г. Корея Завоевание государства.
1219-1221 гг. Средняя Азия Завоевание.
Далее монгольское войско во главе с Чингисханом завоевывает северный Иран и продвигается на территорию Закавказья.
Все покоренные народы должны были платить огромные налоги и участвовать в завоевательных походах.
Далее Чингисхан со своим войском поворачивает назад, а два лучших его полководца Джебе и Субедей совершают грабительский поход в Закавказье.
С юга они вторгаются в половецкие степи и наносят им поражение.
Таким образом, проделав огромный путь своих завоеваний, монголы доходят до половецких степей.(Показ по карте).
3. Битва на реке Калке.
Учитель: далее происходит первая встреча монголо-татарского войска с русским в битве на реке Калке. О которой заранее подготовил сообщение ученик.
Задание с опережением.
Ученик: делает сообщение о битве на реке Калке с показом по карте.
Учитель: показывает слайды 8-11, посвященные этой битве.
Запись в тетради: 31 мая 1223 г. – битва на реке Калке между моноголо-татарами и объединенным русско-половецким войском
.Проблемные вопросы:
Какое значение имело поражение русских войск на Калке? И почему только через 14 лет после этой битвы монголы организуют поход на Русские земли?
Ученики: предлагают варианты ответа. (борьба за власть).
4. Нашествия хана Батыя на Русские земли. Патриотизм русских людей.
Учитель: Разведка боем показала, что нести захватнические войны с Русью и ее соседями можно лишь путем организации общемонгольского похода. В 1235г. на курултае в Карокуме было принято решение о начале похода на Русь. Во главе этого похода стал внук Чингисхана — Батый. Его главным военным советником стал Субэдэй. В 1236 г. была захвачена Волжская Булгария, а в 1237 г. начинается поход Батыя на Северо-Восточную Русь.(слайды 12-19)
Запись в тетради:
1236 г. была захвачена Волжская Булгария.1237-1238 гг. – поход Батыя на Северо-Восточную Русь. (слайды 20-26)
Учитель: численность войска Батыя по разным подсчетам составляла.
Венгерский монах Юлиан (XIII в.) Персидский историк Рашид-ад-Дин (XIV в.) Современная отечественная историография
135 тыс. воинов-монголов и 240 тыс. немонголов (рабов) 129 тыс. воинов В. В. Каргалов — 40—50 тыс. воинов
Д. В. Чернышевский — 55—65 тыс. воинов
В. А. Кучкин — 37,5—75 тыс. воинов
В. Б. Кощеев — 45—52 тыс. воинов-монголов и 80—90 тыс. воинов-немонголовТакие различия в подсчетах численности монгольского войска объясняются недостаточностью письменных источников этого периода, а также отсутствием четких данных самих монголов.
Русские войска противопотавляли:
Рязань – 3-7 тыс. воинов.
Владимиро-Суздальское княжество – 20-25 тыс. воинов.
Новгород – 7-10 тыс. воинов.
Первым княжеством, пострадавшим от монголо-татар была Рязанская земля. Князь Юрий Игоревич послал за помощью во Владимир и Чернигов и получили отказ. Послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение. На реке Воронеж рязанцы потерпели поражение, погиб и князь Юрий.
21 декабря после пятидневной осады пала Рязань. Княжество лежало в руинах.
Сохранилось сказание о замечательном подвиге рязанского боярина евпатия Коловрата, который сам напал на войско Батыя, сумел нанести ему большие потери и героически погиб в бою.
Запись в тетради:
21 декабря 1237 г. – разгромлена Рязань.
Ученик: отрывок стихотворения о Евпатии Коловрате.
Учитель: После разорения Рязани монголы вторглись во Владимиро-Суздальское княжество. Один за другим пали такие города как Коломна – Москва – Владимир(7февраля 1238г) – Суздаль – Ростов – Ярославль – Переяславль – Юрьев – Галич – Дмитров – Тверь и др.4 марта 1238 г. – на реке Сить произошло решающее сражение между владимиро-суздальским князем Юрием Всевлодовичем и войском Батыя. Русский князь погиб в сражении.
Запись в тетради:
7 февраля 1238 г. – завоеван Владимир.
4 марта 1238 г. – битва на реке Сить.
Учитель: не дойдя 100 верст до Новгорода монгольское войско повернуло обратно.
Чем можно объяснить тот факт, что монголы не дойдя 100 верст до Новгорода повернули обратно?
Ученики:
1) весенняя распутица, 2) усталость войска Батыя.
Учитель: в учебнике на стр. 153-154 найдите ответ на вопрос: почему монголы прозвали Козельск “злым городом”?
Ученики: отвечают.
Учитель: Через полтора года, собрав новые силы Батый совершает новый поход на Южную и Юго-Западную Русь, а также в Юго-Восточную Европу.
Показ по карте.
1239-1241 гг. – поход на Южную и Юго-Западную Русь.6 декабря 1240 г. – пал Киев. 1240-1241 гг. – почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому.1241-1242 гг.– поход Батыя в Европу. Батый прошёл по землям Венгрии, Польши, Чехии, в следующем по Хорватии и Далмации. Татары разбили венгерское и объединённое немецко-польское рыцарские войска. Однако в 1242 г. дойдя до Адриатического моря, завоеватели повернули назад.
Запись в тетради:
1239-1241 гг. – поход на Южную и Юго-Западную Русь.6 декабря 1240 г.– г. Киев. 1240-1241 гг. – почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому.1241-1242 гг.– поход Батыя в Европу.
Учитель: почему войско Батыя повернуло обратно?
Ученик: ослабление армии, борьба за власть.
Учитель: вернувшись в половецкие степи Батый в низовьях р. Волги основывает государство.
Запись в тетради:
1243 г. – образование Золотой Орды. Столица – Сарай-Бату.
5. Причины поражения русских княжеств. Установление ордынского владычества на Руси.
Учитель: А. С. Пушкин писал, “России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы...”
Объясните слова поэта.
Ученики: отвечают.
Учитель: Теперь вернемся к проблеме, которая прозвучала вначале урока.
Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
Ученики: выдвигают точки зрения.
Причины поражения Руси:
невозможность сопротивления монголо-татарам в связи с их воинской организацией (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);
феодальная раздробленность и разобщённость русских войск;
умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военноначальников.
Учитель: Монголо-татарское нашествие продолжалось с 1237г. по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города (из 74 49 городов разгромлено), уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел... Сразу после ухода монголо-татарских войск люди возвращались на родные пепелища и восстанавливали жилье. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить.
Ученики: слушают учителя.
Учитель: После завоевательных походов Батыя на Руси установилось.
Золотоордынское иго (1243—1480 гг.) — система эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями.
“ордынский выход” перепись податного населения баскаки ярлык военная повинность
дань, которую Русские княжества платили Золотой Орде. учет податного населения на Руси. (с духовенства дань не брали) военная охрана сборщиков дани. грамота на княжение, выдаваемая русскому князю монгольским ханом. мужское население должно участвовать в завоевательных походах монголов.
Работа по группам с документом
Работа в группах (технология группового обучения). Класс делиться на 3 группы, каждая группа получает документ – источник с вопросами и заданиями к нему. Используя исследовательский метод (технология проблемного обучения) учащиеся каждой группы выполняют задания к источнику и дают ему характеристику.
Группа 1 – источник 1 (С.М. Соловьёв. Из «Истории России с древнейших времён») «Условия, на которых монголы принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, суть следующие: жители подчинённой страны обязаны ходить с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего , от людей и вещей, берут они десятого отрока и девиц, которых отводят в свои кочевья и держат в рабстве, остальных жителей перечисляют для сбора подати. Требуют также, чтобы князья подчинённых стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану, его жёнам, тысячникам, сотникам…. некоторые из этих князей лишаются жизни в Орде; некоторые возвращаются, но оставляют в заложниках сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков, которым как сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае по донесению баскаков является толпа, которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну; не только сам хан или наместник его, но всякий, если случится ему приехать в подчинённую страну, ведёт себя в ней как господин, требует, чего только захочет, и получает». Задание 1. Объяснить выражения: монголы-татары принимают к себе в подданство. Баскаки. Сделать вывод о взаимоотношений Руси и монголов, как они влияли на развитие Руси?
Группа 2 – источник 2 (Л.Н. Гумилёв. Из работы «От Руси к России. Очерки этнической истории». «Великий западный поход. Батыя правильнее было бы назвать великим кавалерийским рейдом, а поход на Русь у нас есть всё основания называть набегом. Ни о каком монгольском завоевании Руси не было и речи. Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать. С окончанием похода Батый ушёл на Волгу, где основал свою ставку – город Сарай. Фактически хан ограничился разрушением тех городов, которые, находясь на путь войск, отказались замириться с монголами и начали вооружённое сопротивление».
Задание: дайте свою оценку высказыванию Л.Н. Гумилёва и выскажите своё отношение к нашествию монголо-татар.
Группа 3 – источник 3 (В.А. Кучкин. Из статьи «Русь под владычеством Золотой Орды») «После нашествия Батыя перестали существовать южное Переяславское и Киевское княжества, пришло в упадок Черниговское. Сократилась территория расселения древнерусского народа, так как плодородные степные и лесостепные земли заняли кочевник. Западные и южные княжества постепенно подпали под власть Литвы и Польши. Основным регионом обитания древнерусского населения стали лесистое Волго-Окское междуречье и примыкающие к нему области, более безопасным в военном отношении, но менее пригодные для хозяйственной деятельности. Под воздействием военных нападений монголо-татар жители плодородного владимиро-суздальского ополья стали уходить на западные, северные и восточные окраины некогда единого Владимирского княжества. Отток населения из центра вёл к образованию новых периферийных княжеств, усиливавших феодальную разобщённость русских земель. К 70-м гг. XIII в. на русском Северо-Востоке, помимо домонгольских княжеств: великого Владимирского, Переяславского, Юрьевского, Ростовского, Ярославского, Углического, Суздальского и Стародубского, возникли княжества Московские, Тверское, Галицко-Дмитровское, Белозёрское, Костромское, Городецкое». Задание: Охарактеризуйте взаимоотношений Руси с монголами.
Рефлексия. Сравнить отношения разных авторов к монгольскому нашествию. Выразить свою точку зрения. Решение проблемы: господство Орды – «погибель земли Русской» или диалог цивилизаций. Ответ аргументировать.
IV. Закрепление пройденного материала. (Слайд 26)
V. Подведение итогов урока.
Учитель и ученики: Монголо-татарское нашествие на Русь 1237-1241гг, а затем и ордынское иго (1243-1480гг) принесут разруху, смерть, экономическое оскудение целых регионов, а также станут основными причина отставания Руси от западноевропейских держав в XIII-XV вв.
VI. Домашнее задание и выставление оценок за урок.
Параграф 8 учебника.
Записи в тетради.
Сравните набеги половцев на Русь в XI-XIII века с нашествием монголо-татар в XIII веке? Выделите два сходства и не менее 4 отличий.