Конспект урока истории на тему: Монгольское нашествие (6 класс)
Урок по истории России по теме "Монгольское нашествие"
6-й класс
Монкурова Делгер Владимировна учитель истории и обществознанияЦели урока:
Понимать:
– особенности процесса развития Древнерусского государства;– причинно-следственные связи основных событий и процессов в истории Древней Руси.
Знать:
– особенности образа жизни, исторического развития, завоевательной политики кочевых народов Центральной Азии;– важнейшие даты исторических событий (1206, 1223, 1237, 1240, 1242);– политические и военные причины поражения Руси в борьбе с монгольским нашествием;– особенности завоевательной политики Батыя на Русь.
Уметь:
– определять историческое значение борьбы Руси с монголо-татарским нашествием;– самостоятельно составлять хронологические таблицы;– описывать ход важнейших битв;– решать проблемные и познавательные задачи;– анализировать письменные источники; работать с картой, делать выводы; работать в группах.
Использовать знания и умения в практической деятельности:
– выражать своё отношение к деятельности русских князей в период монгольского нашествия.– проявлять уважение к историческому прошлому нашего народа, сострадание к горю наших предков, переживших ужас “Батыева разорения”;– формировать чувство гражданского долга и патриотизма.
Оборудование урока:
– карта-схема “Нашествие иноземных захватчиков на Русь в XIII веке”;– иллюстрации учебника;– мультимедийная презентация.
Форма урока: проблемный урок.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель здоровается с классом и отмечает отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит фронтальный опрос учащихся по подготовленным вопросам с целью вывести учащихся на определение проблемы, которую необходимо решить на уроке.
Вопросы:
1. В каком политическом состоянии находилась Русь в начале XII века? (Ответ: в состоянии политической (феодальной) раздробленности.)2. Какое главное последствие для Руси имела раздробленность? (Ответ: Ослабление военной мощи государства, отсутствие центра объединения земель.)3. С какими внешними врагами приходилось сталкиваться Руси на протяжении всего существования Древнерусского государства? (Ответ: степняки: хазары, печенеги, половцы.)4. Какие действия предпринимали русские князья для оказания сопротивления степнякам? (Ответ: объединяли свои силы, отправляясь в поход против врага.)5. Назовите наиболее успешные результаты этих противостояний? (Ответ: Святослав – хазары, Ярослав – печенеги, Владимир Мономах – половцы.)6. Постановка проблемы: Какая же опасность возникла для государства, откуда она исходила и каковы ее последствия для Руси? (Ответ: опасность из степи; более мощные в военном смысле монголы.) (СЛАЙД)
III. Сообщение темы и плана урока:
Учитель: Исходя из вышеназванного, попробуйте сформулировать тему, какую мы сегодня будем с вами изучать. (Ответ: вторжение монголов.) Совершенно верно, мы поговорим с вами о нашествии монголов и последовавшем монгольском иге, явившимся тяжелейшим испытанием для русского народа. Почему несмотря на сопротивление монголы смогли сломить сопротивление и установить свою власть над Русью в виде ига? Это наш проблемный вопрос, на который мы постараемся ответить в конце нашего урока
План урока: (СЛАЙД)
Монгольские племена в XII–XIII вв.
Первое столкновение монгольских и русских войск. (Калка.)
Поход Батыя на Русь.
IV. Изучение нового материала:
1. Монгольские племена в XII–XIII вв.
А) Организация проектной деятельности
Учитель: на ваших столах лежат материалы, вам предстоит с ними познакомиться, ответить на предлагаемые вопросы, которые помогут вам сформулировать выступление своей группы по различным направлениям.
Материал для первой группы.
Жизнь и нравы монголов.
Монголы жили в степях Забайкалья и в северной части современной Монголии. Они имели широкое лицо с большими скулами, небольшой нос, маленькие глаза, редкие бороды. Они невысокого роста и сухи телом, а лицом смуглы и рябы. Они брили волосы от макушки к ушам и спереди на лбу на два пальца, отпускали усы и длинные косы позади.
Жили они в круглых юртах, сплетённых из хвороста и покрытых войлоком. Такие юрты легко разбирались, когда нужно. У монголов было множество скота: верблюды, быки, овцы, козы и лошади.
Ели не всякое мясо, не знали хлеба. Все они отличные стрелки; и дети 2–3-х лет уже ездят верхом и стреляют в цель. Девушки и женщины также ездят верхом и хорошо владеют луком. Они занимаются хозяйством и очень трудолюбивы: стряпают, шьют платье, сапоги, чинят телеги, встречают верблюдов. Вообще, женщины были в уважении; и жена садилась на трон рядом со своим мужем.
Монголы редко бранились между собой и никогда не дрались; воров у них вовсе не было, и юрты и кибитки их никогда не запирались. Они охотно помогали друг другу и терпеливо переносили невзгоду: день-два не поесть – ничего им не значило; поют и играют, как будто сытно пообедали. Но зато как были они ласковы и обходительны между собой, так жестоки к другим народам.
(Из рассказа католического монаха Карпини, ездившего в Монголию.)
Вопросы и задания для первой группы:
– Где проживали монголы в XII веке?– Какова их внешность?– Опишите их быт по плану:
жилища
пища,
распределение труда между мужчинами и женщинами,
отношения между собой,
отношение к другим народам.
Материал для второй группы.
Хозяйство монголов.
Главным занятием монголов было скотоводство, дополнявшееся охотой. Разводили в основном лошадей и овец, ведя кочевой образ жизни. Земледелием не занимались.
В XII веке у монголов шёл процесс разложения родоплеменного строя и становление раннефеодальных отношений. Выделялась родоплеменная связь – нойоны и багатуры. Их окружали дружинники – нукеры. Знать постепенно захватывала в свои руки скот и пастбища. Это было главным богатством у кочевников, в отличие от землевладельцев, для которых наивысшей ценностью являлась земля.
Таким образом складывается особый тип кочевого феодализма, для которого характерна феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища. Рядовые монголы работали на знатных: пасли скот, стригли овец, делали кумыс из кобыльего молока. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища – старые истощались. Традиционные территории кочевий оказались тесны для разросшихся стад и табунов, начинались межплеменные кровавые междоусобицы. Эти войны сопровождались истреблением целых родов и обращением пленников в рабство.
Вопросы и задания для второй группы:
– Назовите и охарактеризуйте основное занятие монголов.– Когда начинается и как происходит разложение родоплеменного строя?– Какой тип феодализма складывается у монголов? Каковы последствия этого процесса?
Материал для третьей группы.
Объединение монголов в единое государство.
Многочисленные кочевые племена монгольских степей, до этого постоянно враждовавшие между собой, объединились в единое Монгольское государство. Это положительным образом сказалось на дальнейшем развитии государственности у монголов. Однако монгольская знать, стоявшая у власти, направила все силы своего нового государства не на мирное развитие хозяйства и культуры, а на захватнические войны и ограбление соседних народов.
Причина особой агрессивности монгольских феодалов и их стремление к завоевательным походам коренились в особенностях хозяйства Монголии. Эксплуатация собственных подданных не могла дать им много: кочевое скотоводство, основное занятие монгольского народа, было малопродуктивным. Путь к быстрому и лёгкому обогащению монгольские феодалы видели в ограблении других стран, накопивших за свою многовековую историю большие богатства, создавших трудом своих народов высокую для того времени материальную и духовную культуру.
Так вскоре после образования Монгольского государства начались грабительские походы монголов, продолжавшиеся больше столетия.
Вопросы и задания для третьей группы:
– Почему образование единого государства историки считают явлением прогрессивным?– Реализовали ли эти возможности монголы?– В чём причина их особой агрессивности?
Материал для четвёртой группы.
Чингисхан.
В ходе междоусобных войн конца XII века победу одержал выходец из знатного, но обедневшего нойонского рода Темучин. Судьба устроила этому человеку суровую проверку на прочность.
Он родился в 1155г. В девять лет потерял отца, отравленного татарами (так называлось одно из тюркских племён). Несколько лет он даже провёл в рабстве. Освободившись, он стал собирать вокруг себя старых отцовских соратников. Уже в то время Темучин отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением вести политическое лавирование, отступать, когда этого требовали обстоятельства.
Энергичный и целеустремлённый, Темучин сумел объединить большие силы и беспощадно расправиться со своими врагами. Племя, убившее его отца, было вырезано чуть ли не поголовно. К тридцати годам он сумел занять Хамаг монгол улуса, т.е. трон всех монголов.
Одновременно Темучин продолжал подчинять себе монгольские племена, не вошедшие в его государство. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства. Съезд кочевой знати – курултай – провозгласил его в 1206 году великим каганом всех монголов и присвоил ему новое имя-титул – Чингисхан (“великий как океан”).
Вопросы и задания для четвёртой группы:
– В каком году Темучин приходит к власти?– Охарактеризуйте Темучина как человека и политического деятеля.– Оцените деятельность Темучина по созданию единого государства у монголов
Отчет групп о проделанной работе и формулирование вывода
Б) Причины военных успехов монгольского войска.( СЛАЙДЫ)
Сформулировать самостоятельно « в чем секрет военных успехов монголов?»
Успех монголов объясняется не столько собственной силой, сколько слабостью тех стран, на которые они нападали. И Китай, и Средняя Азия находились в условиях феодальной раздробленности.
Монгольское войско – предмет постоянной заботы и внимания правящей феодальной верхушки Монголии – было многочисленным и по тем временам хорошо вооружённым: его отличала чёткая единообразная организация: конные массы делились на десятки, сотни, тысячи и “тумены” (десятки тысяч), во главе которых стояли десятники, сотники, тысячники и темники). Основное вооружение – луки и стрелы. Стрелы пролетали 700 метров и на расстоянии 450 метров пробивали доспехи (русские лучники стреляли лишь на 200 метров). Защищались щитами и топорами.
Тактика монголо-татарской конницы имела ярко выраженный наступательный характер: нанести внезапный удар, внести разобщённость в ряды противника. Они избегали больших сражений и разбивали противника по частям.
Вторжению обычно предшествовала разведка и дипломатическая подготовка, направленная на изоляцию противника от возможных союзников и на раздувание внутренних усобиц.
Сильной стороной монгольского войска было непрерывное руководство боем. Монгольские ханы, темники и тысячники не сражались, а с высокого холма следили (руководили) за всеми передвижениями и с помощью световых, дымовых сигналов, подъёма флага, звуками труб и барабанов передавали приказы. Чтобы легче было управлять боем, отряды были в одежде определённого цвета, а лошади в отряд подбирали одной масти.
Перед своими войсками они посылали отряды пленных, чтобы дрогнула рука противника, не решавшегося стрелять в своих соотечественников.
В монгольском войске была жестокая дисциплина: “Если из 10 человек бежит один, или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются; и, говоря кратко, если они отступают все сообща, то все бегущие умерщвляются. Точно так же если один, или двое, или больше смело вступают в бой, а 10 других не следуют, то их также умерщвляют, а если из 10 попадают в плен один или больше, другие же товарищи не освобождают их, то они также умерщвляются” (из законов Ясы).
В Китае и Персии взяли в плен много военных специалистов, поэтому вся передовая военная техника того времени была у них на вооружении.
В) Работа с текстом «Летописцы»
Первые завоевания монголов.
Дата События
1207–1212 гг. Завоевание соседних народов. Монголы покорили киргизов, живших в верховьях Енисея, бурят, якутов, эйгуров. Разгромили крупное государство, располагавшееся на юго-западе Монголии – Тангутское царство, полностью уничтожив культуру этого государства. В результате монголы стали обладателями железоделательных промыслов.
1211–1215 гг. Покорение Китая, у которых переняли осадную технику (таран и камнеметательные машины).
1219–1221 гг. Завоевание Средней Азии, государства которой находились в условиях феодальной раздробленности и не смогли организовать серьёзное сопротивление. В результате города лежали в развалинах, сады и виноградники вытоптаны, оросительные системы разрушены.
2. Первое столкновение монгольских и русских войск (Калка).
Работа с текстом учебника
Монголы и русские: первое столкновение.
В 1223 году монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью. Откликнулись князья киевский, черниговский, смоленский, галицкий, волынский и некоторые другие.
31 мая 1223 года на берегу Калки, маленькой речки, впадающей в Азовское море неподалёку от устья Дона, началось кровопролитное сражение. Но не было согласованности в действиях русских князей: они не имели общего командования, постоянно спорили между собой, некоторые князья вообще не приняли участия в битве. Тем не менее, русские воины дрались храбро и решительно. Но половцы дрогнули и неожиданно бросились бежать, смяв русские полки. Монголы перешли в наступление и разбили русские рати. Шесть князей были убиты, князья галицкий и волынский спаслись бегством. После этого монголы окружили лагерь князей, не участвовавших в битве. Три дня длилась осада лагеря, и князья согласились сдаться лишь после того, как монголы обещали сохранить жизнь дружинникам. Вероломно нарушив обещание, монголы перебили всех русских воинов. Князья были подвергнуты мучительной казни: их связали, бросили на землю, сверху положили доски. На этом кровавом помосте монгольская знать устроила пир, слушая стоны умирающих.
Одержав победу, монголы не рискнули идти вглубь русских земель – они пришли пока с целью разведки – и повернули на северо-восток, в Волжскую Булгарию. Но ослабленные после битвы на Калке, они потерпели на Волге ряд поражений и вернулись обратно в Монголию.
– Когда состоялось первое столкновение монголов и русских?– Опишите битву на реке Калке.– Почему русские потерпели поражение, несмотря на численное превосходство?
.
3. Поход Батыя на Русь.
Учитель: В 1227 году умирает Чингисхан, но завещает “завоевать весь мир и дойти до “моря франков”, т. е. завоевать все земли, лежащие к западу от их родных степей.
В 1235 году на курултае будет принято решение начать поход на Запад. Возглавит этот поход внук Чингисхана хан Батый.
Об этом вторжении нам расскажет Аджиева Саглара , получившая опережающее задание.
Ученик рассказывает о разорении Рязани, Владимиро-Суздальской земли, Киева, Галицко-Волынского княжества.
Учащиеся получают карту-заготовку,которую должны заполнить по ходу рассказа выступающего
Подведение итогов.
Как вы считаете, достигли ли вы цели в решении главной проблемы сегодняшнего урока?
Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа,
монголы смогли завоевать русские земли и установить иго на Руси.
Учитель раздаёт тесты, затем собирает их, озвучивает оценки за работу на уроке (за устные ответы) и даёт домашнее задание
Тестовая работа (Можно использовать как рефлексию)
Часть А.
1.Битва на Калке, где русские князья впервые встретились с татаро – монголами произошла в
А) 1223 г.
Б) 1240 г.
В) 1380 г.
Г) 1480 г.
2. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате
А) нашествия хана Батыя
Б) набегов хазар
В) походов Чингисхана
Г) набегов половцев.
3. В каком веке произошла битва на реке Сити
А) 11 век
Б) 12 век
В) 13 век
Г) 14 век.
4. Какой город татаро – монголы назвали «злым»?
А) Киев
Б) Козельск
В) Владимир
Г) Рязань.
5. Грамота на княжение, получаемая русскими князьями называлась
А) пайдзаБ) ясак
В) ярлык
Г) баскак.
Часть В.
Установить соответствие между терминами и определениям
Определение А. Ордынский выход 1. Экономическая и политическая зависимость русских княжеств
Б. Иго 2. Количество дани, уплачиваемой русскими князьями в орду
В. «Положить в число» 3. Осуществление переписи населения
Г. Поминки 4. Подарки монголам от русских князей
Рассмотрите карту «нашествие монголов на Русь» страница 128, укажите события, которые нашли отражение на карте
- какая часть Руси подверглась нападению
- в каких битвах решалась судьба Руси
- какие земли не подверглись нашествию монголов в первом походе
.
Учитель: Замечательно, а сейчас мы решим с вами тест на закрепление материала.
Учитель раздаёт тесты, затем собирает их, озвучивает оценки за работу на уроке (за устные ответы) и даёт домашнее задание.
Домашнее задание.
Подготовить рассказ от имени участника обороны города во время монгольского завоевания (город по выбору),
Карточки с индивидуальными заданиями купить