Урок по всемирной истории на тему Борьба народов Средней Азии против греко-македонских завоевателей 6 класс
КГУ «Озёрновская ООШ Зелёновского РОО»
Урок по всемирной истории
в 6 классе
Тема: «Борьба народов Средней Азии против греко-македонских завоевателей.»
Учитель истории: Жилич А. А.
Дата:
Класс: 6
Предмет: всемирная история
Тема: Борьба народов Средней Азии против греко-македонских завоевателей.
Цель урока: Рассказать об Александре Македонском и вторжении А. Македонского в Среднюю Азию.
Задачи:
1. Образовательная: Познакомить учащихся с биографией Александра Македонского.
2. Воспитательная: Воспитывать уважение к историческим личностям.
3. Развивающая: Формирование умений высказывать свое мнение.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: рассказ, наглядный, вопросы-ответы.
Наглядность: портрет А. Македонского.
Ожидаемый результат: Знать о деятельности А. Македонского.
Ход урока
I. Психологический настрой
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто сегодня отсутствует?
II. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке вы познакомились с новой темой: Парфийское царство. Даю 2 минут на повтор домашнего задания, а затем будете отвечать.
Выполните задание: «Да-нет-ка». Если отвечаете нет обоснуйте свой ответ, если да то да.
Парфийское царство было образовано в III в. до н.э. (да)
Парфийское царство было создано на современной территории Ирака. (нет, на территории северного Ирана)
Парфийское царство потомок кочевых племен – Арсак. (да)
После Арсака государством правил Митридат I. (нет, Тиридат)
Правители дизов именовались сатрапами. (нет, дизпаты)
В 130 г. до н.э. царь Сирии Антиох совершил поход против Парфии? (да)
Парфия разгромила сакские племена. (нет, саки разгромили Парфия и она обязана была выплачивать дань сакам)
В 53 г. до н.э. Парфия совершила поход против римлян. (нет, римляне в 53 г. до н.э. напали на Парфию)
Парфия разгромила римлян. (да)
Тиридат захватил Вавилон, Персию и Мидию. (да)
III. Изучение нового материала:
Кто такой А. Македонский? (ответы учеников)
Александр родился в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в македонской столице [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Его родители македонский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и дочь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] царя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Сам Александр по традиции вёл свой род от мифического [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] через царей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], от которых будто бы ответвился первый македонский царь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Наибольшее влияние на маленького Александра оказывала его мать. Отец занимался войнами с греческими полисами, и большую часть времени ребёнок проводил с Олимпиадой.
В Александре с раннего детства видели талантливого ребёнка. Благодаря этому он очень рано был признан наследником дела отца. Впрочем, Александр мог быть единственным сыном Филиппа, достойным принять его царство.
Александра с раннего детства готовили к дипломатии, политике, войне. Хотя родился Александр в Пелле, его вместе с другими знатными юношами обучали в Миезе неподалёку от города. Воспитателями и наставниками Александра были: родственник по линии матери Леонид, к которому он сохранил глубокую привязанность в зрелом возрасте, несмотря на строгое спартанское воспитание в детстве; шут и актёр Лисимах; а с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] великий философ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Выбор в качестве наставника именно его был не случаен Аристотель был близок к македонскому царскому дому, а также хорошо знаком [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], тирану [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], который поддерживал дружеские отношения с Филиппом. Под руководством Аристотеля, сделавшего акцент на изучении этики и политики, Александр получил классическое греческое образование, а также ему была привита любовь к медицине, философии и литературе. Хотя все греки читали классические произведения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Александр изучал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] особенно усердно, поскольку его мать возводила своё происхождение к главному герою этого эпоса [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Ещё в детские годы Александр отличался от сверстников: был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра было безгранично. Равнодушный к богатству, он неистово завидовал славе отца и мечтал о блестящих подвигах. Его любимой книгой был героический эпос «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Под влиянием Аристотеля Александр также ценил и уважал философов, интересовался греческой литературой. В 10-летнем возрасте укротил [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], жеребца, от которого по причине строптивости отказался было царь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В 16-летнем возрасте Александр остался за царя в Македонии под надзором полководца [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], когда Филипп осаждал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Возглавив оставшиеся в Македонии войска, он подавил восстание фракийского племени медов и создал на месте фракийского поселения город Александрополь. А спустя 2 года в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Александр показал личное мужество и навыки полководца, возглавляя под присмотром опытных военачальников левое крыло македонского войска.
А. Македонский великий полководец, завоевавший огромную территорию, множество государств и создавший могущественную державу. В Азии его называли Искандером Зулкарнаем, т.е. Александром Двурогим, т.к. на голове он носил шлем с двумя рогами. С детских лет он отличался ловкостью и бесстрашием. На глазах у отца и его свиты укротил необъезженного норовистого коня. Окружающие были удивлены и восхищены смелостью и ловкостью Александра, а Филипп, обняв, сказал: «Сынок ищи себе подходящее царство, Македония слишком мала для тебя».
Что можно понять из этих слов отца?
Александр обладал прирожденным гибким умом, находчивостью и смелостью. Александр рос смелым, закаленным и бесстрашным. Он ненавидел «веселую, праздную жизнь».
Как вы понимаете его слова: «Нет рабства хуже, чем безделье и праздная жизнь, нет власти выше, чем труд?»
В походах А. Македонского всегда сопровождали ученые.
А. Македонский, разгромив огромную армию Персии, направил свои войска на восток. В 330 г. до н.э. он перешел Амударью и захвати древний Самарканд, столица страны Согд.
После этого А. Македонский направил свое войско к Сырдарье. В это время на западной стороне Сырдарьи жили кочевые племена саков. А. Македонский попытался склонить на свою сторону местных правителей и знать. Однако они не пошли на это.
Вскоре жители семи городов на западном берегу Сырдарьи восстали против греко-македонских захватчиков.
Межпредметная связь: Вспомните из истории Казахстана, что вы узнали о сакских племенах и племенных союзах?
В это время поднялось восстание и на землях Согда и Бактрии. Это было началом восстания народов Средней Азии против завоевателей.
Итог урока.
IV. Закрепление
Что вы узнали об Александре Македонском?
Куда совершал походы А. Македонский?
Кто был родителями А. Македонского?
V. Домашнее задание: § 14
15