Конспект урока по истории Древнего мира. Восточный поход Александра Македонского.
Тема урока: «Восточный поход Александра Македонского»
Аннотация к уроку
1.Автор: Камчугова Анна Владимировна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ» пст. Якша
2.Предмет, класс: история, 5 класс
3.Тема учебного занятия: «Восточный поход Александра Македонского»
4.Место занятия в учебном процессе: «Древняя Греция», урок 47
5.Форма занятия: комбинированный урок изучения новой темы с применением ИКТ, методов и приемов технологии развития критического мышления.
6.Название используемого ЦОР – Презентация к уроку «Восточный поход Александра Македонского»
7.Формы и способы применения ИКТ на данном уроке
Этапы урока
Форма использования ИКТ
Цель
Стадия вызова
Демонстрационная презентация
Настрой на достижение целей урока или его отдельного этапа, «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формируют собственные цели.
Стадия осмысления.
Демонстрационная презентация
Обучающиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок: читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения.
Подведение итогов урока.
Рефлексия
Демонстрационная презентация
Соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуальной цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно – следственные связи.
Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе.
Тема урока: Восточный поход Александра Македонского.
Тип урока: комбинированный урок изучения новой темы с использованием ИКТ, методов и приемов технологии развития критического мышления.
Цель урока:
Познакомить обучающихся с восточным походом греко-македонских войск.
Задачи урока:
Подвести обучающихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.
Познакомить учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности, дать представление его личности и делах;
Формировать умение работать с исторической картой, на основе текста учебника, презентации давать характеристику историческим событиям.
Оборудование:
1.Компьютер, медиапроектор, экран.
2.Презентация к уроку.
3.Учебник Вигасин А. А., Годер Г.И., Свентицкая И.С. «История Древнего мира».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Города Эллады подчиняются Македонии»
1. Фронтальный опрос.
Ребята скажите, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?
Скажите, для чего царь Филипп завоевывал греческие полисы?
Какие планы были у царя Филиппа?
Удалось ли ему их осуществить?
А почему не удалось?
Кто стал правителем Македонии после смерти Филиппа II.
II. Переход к изучению новой темы
Ребята скажите, о ком пойдет речь у нас с вами на уроке? Правильно об Александре Македонском, о его жизни и его достижениях и главное о его восточном походе. (Слайд 1)
Запишите тему урока в тетрадь. Восточные походы Александра Македонского.
Но вы сегодня будете не просто учениками, а вы будете древнегреческими историками и отправитесь в поход вместе с Александром Македонским, что бы память о походе дошла до потомков. У вас на партах есть листы пергамента на них вы и будете записывать события похода. И еще на протяжении всего похода вы будете делать пометки о личности и характере Александра Македонского.
Ребята скажите? может вы что то уже знаете о Александре Македонском и его походе? Давайте запишем то что мы уже знаем в первую колонку, во вторую мы запишем то что хотим узнать:
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Сын Филиппа II,
стал правителем Македонии после смерти отца.
Решил осуществить идею отца, о восточном походе.
Как проходил поход.
Какие сражения были у македонской армии.
Какие территории захватил Александр.
Чем закончился восточный поход.
А третью колонку мы пока оставим пустой и заполним её в конце урока. Прежде чем отправиться в поход давайте посмотрим один интересный сюжет из жизни Александра Македонского (видео фрагмент «Александр и Буцефал» на CD). Скажите, пожалуйста, что вы можете сказать о характере Александра? (Ребята высказывают свое мнение). Ребята не забывайте что вы должны делать пометки о характере Александра Македонского и конечно же о событиях которые будут происходить в походе. Ну что отправляемся.
III. Изучение новой темы
План урока.
1. Победы войска Александра Македонского.
2.Гибель Персидского царства.
3. Окончание Восточного похода Александра Македонского.
4. Подведение итогов.
1. Работа по исторической карте.
Ребята посмотрите на карту (Слайд 2), на ней изображены территория Македонского царства и Персидского царства, какие выводы мы с вами можем сделать. (Обучающиеся делают выводы о размерах территории).
Рассказ учителя:
Не смотря, на такую большую разницу в территории Александр собрал войско, в котором было 40 000 воинов. И отправился в поход. Узнав о том, что молодой Македонский царь решил напасть на «Великую» Персидскую державу Дарий III (Слайд 3) персидский царь отправил ему на встречу сорока тысячное войско, в котором были наемники, колесницы тяжелая пехота и конница. Первая встреча Македонского и Персидского войска состоялась на реке Граник. (Слайд 4) В 334 году до н.э состоялась битва, в несколько раз превосходящее войско Дария III не смогли разбить войска Александра Македонского. В первой же битве Александр показа себя отличным полководцем. С победы в этой битве и началось шествие Александра Македонского по Азии. Ну что господа историки, что вы запишите в свою летопись?
Дарий III не смог вынести поражения, (слайд 5) Персидская империя была самым большим и могущественным государством в Азии. Поэтому он начал готовиться к новой битве. Собрав стотысячное войско против всех тех же 40 000 тысяч воинов Александра. Битва состоялась у города Исс. Дарий III сам лично возглавил персидскую армию. Александр всегда был со своими солдатами. Скажите, а для чего Александр проезжал на своем коне перед всеми фалангами? (Слайд 6) (Ответы обучающихся).
Кстати ребята, а что такое фаланга? (Ответ обучающихся). Речь, которую произносил Александр, поднимала боевой дух солдат и настраивала их на победу. Посмотрите ребята на схему битвы у города Исс. (слайд 7) не смотря на численное превосходство персидской армии, войско Александра Македонского одержало сокрушительную победу.
И так уважаемые историки, что вы запишите в свои летописи?
После битвы у г. Исс Александр отправился в Финикию и Египет. Ребята назовите три самых крупных города Финикии? Один из этих городов, Тир, Македонское войско осаждало целый месяц, но все-таки города Финикии поддались его натиску (слайд 8). В Египте Александра Македонского провозгласили сыном бога и фараоном (слайд 9). Скажите, пожалуйста, кто такой фараон?
Несмотря на все военный успехи, Александру и его войску предстояло решающее сражение с Персидской армией. Местом этого решающего сражения стали Гавгамеллы. В 331 г. до н.э. на огромной равнине близ города Гавгамелы началось сражение. Силы сторон были не равны. У Александра Македонского было 40 000 т (слайд 10) пеших и 7 000 т. конных воинов. Войско Дария III состояло из 160000 т. конных воинов, 600000 т. пеших воинов 200 боевых колесниц, 15 боевых слонов (слайд 10). Скажите, ребята во сколько раз превышало войско Дария III, войско Александра Македонского? Предлагаю посмотреть видео фрагмент о битве (просмотр видео фрагмента на усмотрение учителя можно показывать не все видео, а выборочно (на CD)). Но даже численное превосходство войск Дария III не помогло ему одержать победу. После победы у Гавгамел Персидская держава пала и Александр Македонский стал повелителем Азии (слайд 11). Давайте посмотрим с вами видео фрагмент о том, как Александр въезжает в столицу Персидского царства Вавилон (просмотр видео фрагмента, на CD). Скажите, пожалуйста, ребята, как встречают люди Александра Македонского? Правильно, не смотря на то, что он завоевал персидскую державу, его встречают как повелителя и освободителя.
И так, уважаемые историки, что же вы запишите в свои летописи?
На покорении Персидского царства Александр не остановился, он продолжил свой поход. Вместе с войском он двинулся в Индию, в долине Ганга Александр одержал победу, но был ранен в бою (слайд 12). Оправившись от ранения окрыленный своими победами Александр объявил воинам о продолжении похода в глубь Индии. Но солдаты стали возмущаться, так как на тот момент они были в походе уже 10 лет, измученные тяжелыми боями и так долго не видевшие свои семьи. Александру пришлось уступить своему войску и повернуть назад. Но Александр не вернулся в Македонию, а остался в Вавилоне. В 325 году завершился восточный поход Александра Македонского, итогом этого было огромное по территории государство. Посмотрите, пожалуйста, на карту, (слайд 13) и определим границы Македонской империи?
Но Александру Македонскому не суждено было прожить долгую жизнь, в 323 г. до н. э. Александр заболел и скоропостижно скончался, не успев назвать имя нового правителя (слайд 14). И так, дорогие мои историки делайте последние записи в своей летописи и мы подведем итоги Восточного похода Александра Македонского (Итог подводится обучающимися).
Ребята зачитайте, пожалуйста, свои летописи.
IV. Закрепление изученного материала. Рефлексия.
Ребята вы на протяжении всего похода делали заметки о характере Александра. Давайте с вами составим характеристику полководца. (Составляется кластер)
Александр
Македонский
Давайте сравним характеристику Александра Македонского и характеристику царя Филиппа II отца Александра (слайд 15) (характеристика Филиппа II составляется на предыдущем уроке). Есть ли разница между этими историческими личностями?
Мы с вами в начале урока составляли таблицу и одну колонку мы оставили свободной, давайте к ней вернемся и запишем, что мы узнали (Обучающиеся проговаривают и одновременно записывают сказанное). Ну вот, ребята наше путешествие на сегодня закончилось.
V. Рефлексия.
У вас на партах лежат таблички, которые вам нужно заполнить.
Мне было интересно....
Мы сегодня изучили...
Я сегодня понял, что....
Мне было трудно....
На следующем уроке я хочу.......
Домашнее задание:
1. Прочитать §42, учебник А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свентицкая «История Древнего мира»
2.Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?
Заголовок 1Заголовок 215