Проект урока Тема «Имя существительное. Урок закрепления полученных знаний. 6 класс».
муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида»
Проект урока
Тема «Имя существительное. Урок закрепления полученных знаний. 6 класс».
Выполнила:
учитель письма и развития речи
МКСКОУ «Перевозская школа-интернат»
Лобанова Валентина Александровна
педагогический стаж 26 лет
г. Перевоз
2015 год
Содержание
1
Введение
стр. 3
2
Теоретическая часть
стр. 4-12
3
Основная часть
стр. 13-26
4
Заключение
стр. 27-28
5
Список литературы
стр.29
Введение
В последнее время особую тревогу вызывает рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Все беды современного мира - экономические катаклизмы, неудовлетворительное качество природной среды, вооружённые конфликты, экономические кризисы - своей разрушительной силой направлены, в первую очередь, на детей, как наименее защищенную часть населения. Вопросам соотношения мышления, языка и речи посвящено много чрезвычайно интересных монографий Л.С. Выготского, А.Г. Спиркина. Интересные обзоры обширной литературы по развитию речи детей содержатся в книгах Б.Л. Рубинштейна и Д.Б. Эльконина. Недостатки речи умственно отсталых школьников изучены очень основательно также такими психологами, как А.Р. Лурия, М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, М.П. Кононова, В.Г. Петрова. Большое значение речевых дефектов для общего психического недоразвития детей показано в особой главе книги В.Г. Петровой «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы».
Письмо и развитие речи является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. Обучение письму и развитию речи носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Главная цель изучения предмета - поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся за счёт осознания ими основных законов языка.
Задачи грамматики и правописания в старших классах следующие:
- на основании грамматических знаний выработать у школьников орфографические умения и навыки,
- продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса,
- учить осознанно употреблять различные типы и виды предложений,
- совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью,
- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальной задачей обучения письму и развитию речи в коррекционной школе является коррекция речи и мышления учащихся.
Теоретическая часть.
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни их них относительно быстро поддаются коррекции, другие - сглаживаются лишь в некоторой мере, проявляясь при осложненных условиях. Отклонения от нормы имеют место и при усвоении словарного состава родного языка. Словарь учащихся беден, значения слов недостаточно дифференцированы. Школьники располагают небольшим количеством специфического и обобщенного значения, особенно тех, которые передают свойства и качества объекта. Употребляемые детьми с нарушением интеллекта предложения часто бывают построены примитивно, не всегда правильно. В них имеются различные отклонения от норм родного языка - нарушения согласования, управления, пропуски членов предложения, в ряде случаев - главных. Ответы учащихся могут быть излишне сжатыми или чрезмерно пространными. В последнем случае они обычно по своему содержанию далеки от вопроса, изобилуют повторениями, несут в себе неадекватную информацию.
Если в формировании диалогической речи учащихся наблюдаются определенные успехи, то владение монологической речью оказывается для них чрезмерно сложным. Это связано с трудностями планирования высказывания, с неумением следовать заранее определенной схеме, с непониманием того, что слушающий должен воссоздать картину происходившего, опираясь на то, что он слышит от говорящего.
Отставание и своеобразные черты становления устной речи обуславливают трудности овладения грамотой: осуществление звукобуквенного анализа слов, ошибки написания, составление отдельных предложений и пересказов. Связная письменная речь даже учащихся старших классов имеет яркие черты устной ситуационной речи. Она мало организована и не упорядочена.
Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие. Выделяются две группы олигофрении (Г.Е. Сухарева): 1) олигофрения с недоразвитием речи, 2) атипичная олигофрения, осложненная речевым расстройством.
У первой группы умственно отсталых детей имеет место недоразвитие речи, целиком обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития; у второй группы, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, кроме недоразвития речи отмечаются разнообразные речевые расстройства.
У детей с умственной отсталостью могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.). Особенность речевых расстройств у умственно отсталых детей состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект.
Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У умственно отсталых детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. У умственно отсталых детей оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.
При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковый сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированное операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Сенсомоторный уровень речи у умственно отсталых детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства умственно отсталых школьников происходит коррекция нарушений сенсорного и моторного уровней речи, полное устранение нарушений фонетической стороны речи (звукопроизношения, просодических компонентов). В то же время языковой и смысловой уровни развития речи у этих детей не достигают нормы.
Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.
Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.
Под методами обучения дидактике принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передает, а учащиеся усваивают знания, умения. В современной дидактике особое значение придается методам, развивающим способности учащихся, формирующим их мировоззрение.
Выбор методов обучения обусловливается рядом факторов: задачами школы на современном этапе развития, учебным предметом, содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития учащихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным материалом. На выбор методов обучения оказывает влияние коррекционная направленность обучения в коррекционной школе, подготовка учащихся к овладению определенной профессией, а также решение задач социальной адаптации.
При ознакомлении учащихся с новыми знаниями используется метод показа. В методике преподавания русского языка этот метод принято называть методом изложения знании. Наряду с этим методом самое широкое распространение получил метод беседы. В ходе беседы учитель ставит перед учащимися вопросы, ответы на которые предполагают использование уже имеющихся знаний. Опираясь на имеющиеся знания, наблюдения, прошлый опыт, учитель постепенно ведет учащихся к новым знаниям. Закреплению новых знаний, формированию умений, совершенствованию знаний способствует метод самостоятельной работы. Нередко, используя этот метод, учитель так организует деятельность учащихся, что новые теоретические знания ученики приобретают самостоятельно и могут применять их в аналогичной, а порой и новой ситуации.
Таким образом, в зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и учащихся выделяются следующие методы обучения: изложение знаний, беседа, самостоятельная работа.
Методы обучения в дидактике классифицируются также в зависимости от источника знаний. В соответствии с этой классификацией выделяются словесные методы (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам), наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений), практические методы.
В зависимости от способов организации учебной деятельности школьников (репродуктивная, продуктивная деятельность) выделяются такие методы: объяснительно-иллюстративный, при котором учитель дает учащимся готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и запоминают; репродуктивный, при котором учитель дает образец выполнения задания, а затем требует от учащихся воспроизведения знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом; частично-поисковый метод, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу.
Широкое применение в школе находит проблемное изложение знаний - это такое изложение, при котором учитель ставит проблему. Учащиеся, пытаясь ее разрешить, убеждаются в недостатке знаний. Эта проблема оказывается для них нередко неразрешимой. Тогда учитель показывает путь ее решения.
В учебном процессе в школе чаще всего мы наблюдаем комбинацию указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать задачи каждого урока.
В школе VIII вида наряду с традиционным иллюстративно-объяснительным методом обучения письму и развитию речи все шире внедряются продуктивные методы, особенно частично-поисковый метод, проблемное изложение знаний.
В условиях обучения школьников с недоразвитием интеллекта любому учебному предмету, прежде всего, ставится задача вооружить учащихся системой доступных им знаний, умений, необходимых для успешного овладения профессией, для быстрой адаптации в условиях современного производства, для активного участия в жизни.
Но достичь этого можно только при постоянной, целенаправленной коррекционной работе по ослаблению или преодолению дефектов интеллектуального и эмоционально-волевого развития детей.
В условиях школы VIII вида, учитывая дефекты познавательной деятельности учащихся, их эмоционально-волевой сферы, необходимо, прежде всего, развивать исполнительскую, воспроизводящую деятельность детей. Но только развитием этих видов деятельности учащихся нельзя ограничиваться, так как не будут в должной мере решаться задачи коррекции, подготовки к овладению профессией, социальной реабилитации и адаптации.
Развивая воспроизводящую деятельность учащихся, учитель ставит и решает более сложную задачу - развивает их инициативу, творческую деятельность, учит использовать полученные знания сначала в аналогичных, а затем в новых условиях, для решения новых задач. Это возможно лишь при учете не только особенностей их познавательной деятельности, но и личностных качеств, их отношения к процессу познания, учению.
Прежде чем сообщить учащимся те или иные знания, необходимо создать у них определенную положительную установку на восприятие и осмысление этих знаний. Это достигается созданием игровой или жизненно-практической ситуации, в которой ученики почувствовали бы недостаток знаний для решения определенной жизненной или учебной задачи, их заинтересовавшей. У учащихся чувство ожидания нового, неизвестного.
Рассказ - это последовательное логическое изложение материала. Этот метод при обучении письму и р.р. чаще всего применяется при ознакомлении с теоретическими знаниями, приемами.
При объяснении учитель связывает новый материал с пройденным, включая его в систему знаний, устанавливая связи и взаимозависимость между уже имеющимися у учащихся знаниями и приобретаемыми вновь. В установление этих взаимосвязей учитель вовлекает учащихся, воспроизводя имеющиеся знания, опираясь на их прошлый опыт. Нередко объяснение учителя сопровождается демонстрацией наглядных пособий, практической работой учащихся с дидактическим материалом. Практическая работа с предметами, направляемая объяснением учителя, может служить базой для обобщений
Однако метод изложения знаний требует максимума активности от учителя, а не от учащихся. В коррекционной школе следует отдать предпочтение таким методам обучения, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, включают их в поиски путей решения поставленных вопросов. Этим требованиям отвечает использование метода беседы, особенно эвристической.
Беседой учитель пользуется тогда, когда учащиеся имеют определенный запас представлений для формирования на их основе новых знаний, понятий. Он готовит систему вопросов, с помощью которых не только воспроизводится усвоенный ранее учащимися материал, но организуются наблюдения учащихся. Учитель управляет восприятием, помогает выделить главное, установить взаимоотношения между изучаемыми фактами, свойствами объектов, явлений, их обусловленностью и ведет учащихся к обобщениям, выбору действий при решении задач. Беседа активизирует учащихся, будит мысль.
После беседы учитель должен дать учащимся образец ответа в виде связного рассказа. Вопросы, которые ставит учитель в беседе, должны быть тщательно продуманы заранее. Необходимо соблюдать их логическую последовательность. Они должны быть сформулированы четко, кратко, доступны по содержанию, учитывать запас знаний и жизненный опыт учащихся. Недопустимы в условиях коррекционной школы сдвоенные вопросы. Они не помогают учащимся усваивать знания, сосредоточиться, а наоборот, рассеивают их внимание.
Вопросы не должны заключать в себе ответа.
Следует избегать и неопределенных вопросов
Организуя фронтальную работу с классом, следует учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. К ответу на более простые вопросы следует привлекать наиболее слабых учащихся.
При сообщении новых знаний, пользуясь методом изложения знаний или методом беседы, учитель широко использует наблюдения учащихся, дидактического материала, записей и т. д.
В отдельных случаях на уроках русского языка сами наблюдения могут служить ведущим методом в сочетании с методом изложения знаний или беседы. Используя метод наблюдения, учитель так организует познавательную деятельность учащихся, что им становится доступным самостоятельно сделать обобщения, выводы
Метод наблюдения в сочетании с предметно-практической деятельностью самих учащихся широко используется.
Только многократные наблюдения, задания учителя, направляющие внимание школьников на то, что при изменении несущественных признаков существенные остаются неизменными, помогают учащимся сформировать понятия.
Метод работы с учебником тесно связан с методом самостоятельной работы.
Вопрос об использовании метода самостоятельной работы как источника знаний в условиях коррекционной школы являлся долгое время дискуссионным. Бытовало мнение, что умственно отсталые учащиеся не могут самостоятельно «добывать» знания. Однако опыт работы лучших учителей коррекционной школы показывает, что некоторые учащиеся в определенных условиях могут самостоятельно разобраться в материале.
Если учитель расчленяет материал на небольшие порции, то усвоение какой-то промежуточной порции возможно и при самостоятельной работе умственно отсталых школьников.
Процесс формирования знаний не ограничивается их сообщения учащимся. Знания необходимо закрепить, привести в систему, научить учащихся использовать их для решения практических задач, формировать практические умения.
Достижению этих целей служит использование целого ряда методов, в том числе и некоторых из тех, которые применялись при сообщении новых знаний (метод беседы, метод самостоятельных работ, метод работы с учебником).
Метод беседы чаще всего используется для закрепления теоретических знаний.
Метод самостоятельных и практических работ используется для закрепления умений и навыков. Самостоятельная работа в процессе закрепления знаний может быть организована по-разному.
В одних случаях она требует от учащихся использования лишь репродуктивной (воспроизводящей) деятельности.
В других в самостоятельную работу входят задания, упражнения, активизирующие мысль, связанные с применением знаний в сходной ситуации.
Наконец, в самостоятельной работе от учащихся может потребоваться использование продуктивной творческой деятельности.
Закрепление и повторение знаний невозможны без упражнений. Упражнения используются для формирования навыков письма и р.р. и т.д. Упражнения должны использоваться в определенной системе, с нарастающей степенью трудности.
Система упражнений должна быть подобрана так, чтобы новые знания связывались с уже имеющимися, способствовали их расширению и углублению.
Степень трудности должна определяться не только сложностью задания, но и индивидуальными возможностями учащихся.
Количество и разнообразие упражнений должно также определяться индивидуально для каждого ребенка, но быть достаточно большим. Это необходимо для формирования у учащихся прочных навыков. Упражнения должны быть посильны учащимся. Именно во время самостоятельной работы можно успешно реализовал принцип дифференцированного подхода - учащиеся получают варианты заданий с учетом их способностей, потенциальных возможностей, темпа работы и т. д.
Учитель найдет в учебнике задания разной степени трудности поэтому сможет дифференцированно подойти к учащимся при организации их самостоятельной работы в зависимости от возможностей и состояния их знаний по русскому языку.
Упражнения должны развивать инициативу, творчество учащихся. С этой целью подбираются такие упражнения, которые требуют от учащихся выбора наиболее рационального пути решетя выполнения того или иного действия.
Упражнения должны быть тесно связаны с жизнью, с практической деятельностью учащихся в мастерских.
Самостоятельная работа в классе - это подготовка и к выполнению домашнего задания. Успешность ее выполнения является, как правило, показателем того, насколько учащиеся подготовлены к самостоятельному выполнению домашних заданий.
В специальной школе VIII вида на уроках письма и развития речи широкое применение находят дидактические игры.
Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память.
Психологические исследования и наблюдения за процессом усвоения знаний учащимися показывают, что новые понятия лучше развиваются и дифференцируются учащимися, если они изучают сопоставлении или противопоставлении.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида, как показывает анализ педагогического опыта, при обучении русскому языку чаще всего используется индуктивный путь познания.
Опытная проверка, наблюдение, постепенное обобщение частных случаев оказываются более понятными для умственно отсталых учащихся.
Важно создавать игровые и жизненные ситуации, в которых школьники учатся использовать полученные знания.
Выбор методов обучения, как отмечено выше, обусловливается целым рядом факторов. Выбор методов на определенном этапе урока зависит от целей, которые решаются на этом этапе
Выбор методов определяется содержанием учебного материала
Выбор методов определяется и средствами обучения.
Итак, выбор методов определяется конкретными условиями обучения. Но какой бы метод или их сочетание не использовал учитель на уроках, он должен учитывать психофизические особенности учащихся, доступность для них учебного материала, наличие наглядных и технических средств обучения. Весь имеющийся в распоряжении учителя арсенал должен быть направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся, на их воспитание и развитие, максимальное ослабление и преодоление дефектов мыслительной и эмоционально-волевой деятельности учащихся.
Основная часть.
Цель урока: обобщить знания об имени существительном, развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи.
Задачи:
обучающие
– отработка навыков определения грамматических признаков имени существительного;
- развитие орфографической зоркости;
- развитие устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса;
коррекционно-развивающие
- коррекция памяти, внимания, мышления;
- коррекция недостатков речевого, интеллектуального и сенсомоторного развития детей;
воспитательные
- воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к родной природе;
- формировать нравственные качества (чувство ответственности);
- прививать навыки культурного поведения.
Оборудование:
1.Таблица «Существительное. Грамматические признаки»
2. Таблица «Три склонения имен существительных».
3. Карточки с заданиями.
4. Карточки со словами для составления деформированных предложений.
5. Перфокарта с падежами.
6. Указатели букв е – и.
7. Иллюстрация «Времена года».
8. Звукозапись лесных звуков.
9. Ноутбук.
№ п/п
План урока
Хронометраж
I.
Организация учащихся на уроке.
2 мин.
II.
Актуализация знаний к теме урока.
1 мин.
III.
Сообщение цели и темы урока.
1 мин.
IV.
Главный этап урока:
1. минутка чистописания;
2. работа по таблице «Существительное. Грамматические признаки»;
3. грамматическая разминка;
4. словарная работа;
5. работа с деформированным текстом;
6. физкультминутка;
7. развитие речи «Слово о русской земле»;
8. составление предложений, грамматический разбор существительных;
9. домашнее задание
20 мин.
1 мин.
V.
Коррекция и дальнейшее закрепление знаний:
Работа над текстовыми заданиями (по карточкам);
Занимательный материал.
12 мин.
VI.
Подведение итогов урока.
Оценка знаний учащихся.
2 мин.
1 мин.
ХОД УРОКА
№п/п
Практическое обоснование
Теоретическое обоснование
I.
Организация учащихся на урок.
«Прозвенел звонок. Внимание!
Проверьте, ребята,
Готовы ли Вы начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка».
Цель:
Настроить детей на урок, проверить наличие учебных принадлежностей.
II.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Актуализация знаний к теме урока.
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас необычный урок. Мы проведём творческую игру по письму и развитию речи. Её цель – посмотреть, что хорошо усвоено, а что ещё недостаточно усвоено, над чем нужно ещё поработать, а также выявить знатоков темы «Имя существительное».
В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
- Откройте тетради, запишите в них сегодняшнее число, классная работа.
1. Минутка чистописания.
(учитель с доски читает текст стихотворения)
«Он без рук, он без но
Из змли прбиться смо
Вас он летм, в самый зной,
Лдяной поит вдой».
(родник)
- Кто догадался, что это?
Учащиеся: Это родник.
Учитель: Найдите имена существительные.
Учащиеся: Существительные – рук, ног, земли, летом, зной.
Учитель: Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание.
(Все списывают стихотворение в тетрадь, а 1 ученик у доски вставляет пропущенные буквы и пишет рядом столбиком проверочные слова:
ноги
земли
пробиться
смогу
летом
лёд
воды
Учитель: Какие орфограммы выполнили?
Учащиеся: Безударные гласные в корне слова; парные согласные; безударные окончания существительных, правописание о-а в приставках.
3. Работа по таблице «Существительное. Грамматические признаки».
Учитель: Что такое имя существительное?
Ученики: Это часть речи.
Учитель: Что обозначает имя существительное?
Ученики: Имя существительное обозначает предмет.
Учитель: На какие вопросы отвечает?
Ученики: Отвечает на вопросы кто? что?.
Учитель: Как изменяется?
Ученики: Изменяется по родам, числам, падежам.
Учитель: А сейчас немного отдохнем. Вспомним веселые стихи о существительном?
Ученик читает наизусть:
«Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В тапочки, в слона, в конфеты,
Словом, в разные предметы».
Учитель: Ребята, смотрите, к нам пришел в гости старичок. Интересно, откуда он пришел? И зачем явился на урок?
(Старичок что-то шепчет учителю на ухо)
Учитель: А, вот в чем дело. Оказывается – это имя существительное. Ребята, давайте расскажем ему то, что мы о нем уже знаем.
3. Грамматическая разминка.
Учитель: Давайте с вами просклоняем существительное родник.
Учитель читает стих, а дети с помощью перфокарт показывают падежи.
«Не смолкает ни на миг
Разговорчивый родник (И.п.).
Сквозь водицу в роднике (П.п.)
Светят камушки на дне.
А вода у родника (Р.п.)
И студена, и сладка.
Утром в ласковый родник (В.п.)
Лучик солнышка проник.
Вечером над родником (Т.п.)
Ива шепчется с дубком.
К роднику (Д.п.) лицом приник
Утомившийся старик.
Учитель: Один из вас выйдет к доске и просклоняет слово родник, остальные в тетради работают.
И.п. что? родник
Р.п. чего? родника
Д.п. чему? роднику
В.п. что? родник
Т.п. чем? родником
П.п. о чём? о роднике
4. Словарная работа.
Учитель: Подберите слова близкие по смыслу к слову родник.
Ученики: Источник, ключ.
Учитель: Объясните лексическое значение каждого слова (использую плакат со значением этих слов и предложениями с этими словами)
Ключ – бьющий из земли родник.
Вода бьёт ключом.
Источник – струя жидкости, вытекающая из земли.
Источник минеральной воды.
5. Работа с деформированным текстом.
(Старичок Имя существительное подает пакет).
Учитель: Старичок Имя существительное принес нам хорошие предложения о роднике, ключе, источнике. Но ветер подул и разбросал все слова в них. Кто хочет расставить их на свои места? Правда, дедушка Имя существительное говорит, что вы не справитесь. А мы с вами всё-таки рискнем. Попробуем.
Ученики по одному у доски расставляют слова в предложениях, слова написаны на
мониторе ноутбука.
Ученики:
Холодный родник (И.п.) бьёт из-под земли.
Из ключа (Р.п.) сочилась прозрачная вода.
Туристы подошли близко к старому источнику (Д.п.).
Учитель: Спишите в тетрадь все и найдите существительные, определите их падеж, подчеркните в предложении.
Учитель: Какими членами предложения может быть имя существительное?
Ученики: Имя существительное в предложении может быть подлежащим или второстепенным членом.
Имя существительное: Молодцы! Отыскали меня. А вот теперь я спрячусь так, что вы меня и не найдете.
6. Физкультминутка.
(Все встали, начали маршировать, читая стихотворение)
Имя существительное
Очень удивительное
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!
Учитель: Если слово будет отвечать на вопрос кто? поднимите руки вверх, если – на вопрос что? – руки вперед, если встретятся другие слова (части речи) – присесть.
Начинаем:
Люстра - что? – руки вперед
Мальчик – кто? – руки вверх
Бегать – что делать? – присесть
Гроза - что? – руки вперед
Карась - руки вверх
Зеленый – кто? – руки вверх
Барсук - кто? – руки вверх
Шишка - что? – руки вперед
Ходят – что делают? – присесть
Волна – что? – руки вперед
Комар - кто? – руки вверх
Снежные – какие?- присесть.
Учитель: Закончили. Садитесь.
Имя существительное: Молодцы! Нашли и здесь меня.
7. Развитие речи «Слово о русской земле».
Учитель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Ученики: Страна, в которой мы живем, называется Россия.
Учитель: А как называлась наша страна в стародавние времена?
Ученики: Она называлась Русь.
Учитель: А почему называли так нашу страну? Не знаете? А вот послушайте, что пишет об этом писатель Романовский: « Я считаю, что у слова Русь много значений, как притоков у великой реки. Русь. Русские. Россия. Россияне. Не мне одному представляется, что слова эти родственны словам: русло, т.е. ложе реки, по которому она течет;
русалка – сказочная обитательница рек и озер с прекрасным лицом и рыбьим хвостом;
роса, росяница – обильная, толстая роса, лежащая по утру на травах и деревьях.
Иными словами, Русь – это сторона, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды.
Учитель: А теперь послушайте «Слово о русской земле».
(Под фонограмму журчащего ручья 1 ученик читает стихотворение, а остальные закроют глаза, положат голову на парту и представят какой была Древняя Русь).
«О светло светлая
И красно украшенная
Земля Русская!
Многими красотами дивишь ты:
Озерами многими,
Дивишь ты реками
И источниками местночтимыми,
Горами крутыми,
Холмами высокими,
Дубравами частыми,
Полями дивными,
Зверьми различными,
Птицами бесчисленными,
Городами великими,
Селами дивными
Всего ты исполнена,
Земля русская»
Учитель: Открываем глаза. Сядем правильно. Продолжаем работу. Расскажите, что вы себе представили? (Впечатления детей)
8. Составление предложений, грамматический разбор существительных.
Учитель: Услышав эти строки, составим предложения о России и сделаем разбор имен существительных (по группам даются задания).
1 ряд.
Велика Россия и красива.
Россия – сущ., Россия, неодуш., собств., ед.ч., ж.р., Р.п., 3 скл.
2 ряд.
Природа Древней Руси была богаче нашей.
Руси – сущ., Русь, неодуш., собств., ед.ч., ж.р., Р.п., 3 скл.
Учитель: Посмотрим на таблицы «Три склонения имен существительных» и сравним запись в тетради разбора и здесь. Если есть ошибки, исправьте.
Учитель:
Певучим строкам, которые вы прослушали, более 700 лет.
Природа Древней Руси была богаче нашей. Поэт пишет о дубравах частых, о зверях различных и о птицах бесчисленных. Дубравы росли по берегам лесных рек и такие, что из одного дуба русичи выдалбливали большой корабль и перевозили на нем людей и различные грузы. Сейчас таких дубрав не осталось. Значит, надо беречь природу. А как её беречь?
Ученик: Чтение Памятки.
«Беречь природу. А как её беречь природу-то? Так, как её берегли наши предки: Не брать у природы лишнего. В поэме «Слово о погибели Русской земли» есть строки, которые не всем понятны. Поэт славит «источники местночтимые».
Что это такое? Это родники. На Руси пользовались почитанием, были «местночтимыми». За родниками смотрели, ухаживали, очищали от мусора. Над ними нередко устанавливали навесы, а рядом оставляли ковшик-черпачок, вырезанный из липы или сплетенный – сшитый из бересты.
- Пейте досыта, люди добрые! Родниковая вода – самая чистая и целебная.
- Пейте, звери и птицы! Всем хватит.
- Пейте, деревья и трава! Что бы мы делали без вас? Из-за родников-живунов реки были рыбными и полноводными, а леса рослыми и густыми! Там, где родники погибали, земля сиротела.
Учитель: Как же относились русские люди издавна к родникам?
Ученики: На Руси за родниками ухаживали, очищали от мусора.
Учитель: Запишите это предложение, Сделаем грамматический разбор существительного
(за) родниками – сущ., родники, неодуш., нариц., мн.ч., Т.п.
Учитель: Сравните свою запись с записью в таблице, если есть ошибки, исправьте.
Учитель: Было бы просто замечательно, ребята, если бы вы заботились хотя бы об одном роднике. Недаром же на Руси родники «живунами» зовут. Предки наши берегли родники, а мы разве хуже предков. Не имеем права быть хуже.
- А какие родники есть у нас?
Ученики: (называют родники в их лесах).
Посмотрите на иллюстрацию «Времена года».
Вопросы учителя:
- Какой вам представляется земля наших предков?
- Можете описать её?
- Что поражает и восхищает в ней?
- Какими словами можно её назвать?
Ученики: О светло светлая и красно украшенная Земля Русская.
9. Домашнее задание:
1. нарисовать рисунок на тему «Каким я вижу родной край»;
2.1 тестовое задание (по выбору)
Коррекция и дальнейшее закрепление знаний:
1.Работа над текстовыми заданиями (по карточкам).
Учитель: Какая информация заключена в этих таблицах «Склонение имен существительных»?
Ученики: 1 склонение – 1 таблица
2 склонение - 2 таблица
3 склонение – 3 таблица.
Имя сущ.: И это вы знаете! А вот найдите теперь меня?
Учитель: Непонятно, что случилось,
Только слово заблудилось.
Ты помоги ему пройти,
Свое склонение найти.
1 тестовое задание.
- Укажите склонение существительных. В каждом столбике вычеркни «лишнее» слово. Отыщи ему место и напиши.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
юноша поле мебель
дядя пыль радость
дорога школьник честь
деревня товарищ вещь
малина машина пена
автомобиль яблоко медаль
погода сердце медведь
(тем, кто хорошо справился с заданием дается по 1 фишке Именем сущ.)
Учитель: А вот теперь внимание.
2 тестовое задание.
- Употребите существительные во множественном числе. Запишите их в таблицу.
Брат, уж, поле, колесо, стул, слон, лужа, крыша, снег, клин, сук, звено, мышь, груша, море.
Жи-ши раздел.ь безуд.глас.в корне
Ужи братья поля
Лужи стулья колеса
Крыши клинья слоны
Мыши сучья снега
Груши звенья моря
3 тестовое задание.
- Спишите существительные, распределив их на 3 столбика. Вставьте, где надо, ь знак.
Товарищ(?), рож(?), доч(?), пожарищ(?), полноч(?), задач(?), обруч(?), сторож(?), молодеж(?), удач(?), малыш(?), мыш(?), галош(?), камыш(?), крыш(?).
ж.р. м.р. Р.п. мн.ч.
помощь плащ пастбищ
рожь товарищ пожарищ
дочь обруч задач
полночь сторож удач
молодежь малыш галош
мышь камыш крыш
4 тестовое задание.
- Вставьте пропущенные окончания существительных «е»-«и». Заполните таблицу по образцу:
Подумай Объясни Напиши
Н.ф. скл. Падеж
на улиц улица 1 П.п. на улице
по тропинк тропинка 1 Д.п. по тропинке
на дерев дерево 2 П.п. на дереве
у дяд дядя 1 Р.п. у дяди
о медвед медведь 2 П.п. о медведе
из сторожк сторожка 1 Р.п. из сторожки
в рассказ рассказ 2 П.п. в рассказе
к лошад лошадь 3 Д.п. к лошади
о жизн жизнь 3 П.п. о жизни
в город город 2 П.п. в городе
5 тестовое задание.
(носит занимательный характер)
Отгадайте загадки. Отгадки впишите в клетки.
Ну, кто готов свои две шпаги
Скрестить из-за клочка бумаги?
(ножницы)
С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны
Но не могут удержаться
Чтоб друг с другом не сражаться.
(шахматы)
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их.
(санки)
Бедый, как снег.
В чести у всех.
В рот попал, там и пропал.
(сахар)
Учитель: Что общего у существительных, вписанных в клетки?
Ученики: Эти имена существительные имеют только одно число.
Учитель: Подчеркните правильный ответ: не изменяются по падежам, не изменяются по числам.
Имя сущ.: Молодцы! Думал не справитесь с такими трудными случаями в правописании существительных, а вот вы как много обо мне знаете.
Подведение итога урока. Оценка знаний учащихся.
Учитель: Итак, наша творческая игра, посвященная закреплению темы «Имя существительное» закончилась. Подведем итоги.
- С какой часть речи сегодня на уроке работали?
Ученики: Сегодня на уроке закрепляли умения и навыки по теме «Имя существительное».
Старичок Имя сущ.: До свидания, ребята! Но недолгим будет наше расставание, потому что долго будет учить нас, а чему, мы узнаем в следующих классах.
Регулирующая структура учебной деятельности с использованием практического и репродуктивного методов.
Форма организации учебной деятельности: коллективная.
Средство активизации: практическая деятельность.
Коррекционная направленность: создать положительный эмоциональный настрой;
- требовать чётких полных ответов;
- следить за правильным произношением слов.
Цель:
- формировать умение излагать свои знания компактно, развернув их в ряд последовательных шагов;
- развивать орфографическую зоркость;
- закрепить навыки каллиграфии.
Репродуктивный способ организации учебной деятельности с использованием метода беседы и демонстрации символической и схематической наглядности.
Форма работы – фронтальная.
Средство активизации – наглядность.
Применение наглядности в сочетании со словесными методами активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует пониманию ими связей между изучаемыми понятиями и систематизации знаний.
Основной задачей для всех уровней развития учащихся
(1 уровень – Александр Ч.;
2 уровень – Роман Л., Александр М.;
3 уровень – Оксана К., Людмила А., Тельман С.;
4 уровень - Юрий И., Яна К.) является повторение ранее пройденного материала. Особое внимание следует обратить на правильное определение падежей детьми 2 и 3 уровней.
Требовать от них точных и полных ответов, используя отраженную и сопряженную речь.
Формировать умение соотносить обобщенный план работы и конкретные данные.
Цель:
развивать речь учащихся,
обогащать их словарный запас;
развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи;
расширять знания об окружающей действительности.
Средство активизации – живое слово учителя.
Мотивационная структура деятельности с использованием метода рассказа, напрапвленного на восприятие материала учащимися.
Учащимся 3 и 4 уровней развития Оксане К., Людмиле А., Тельману С. Юрию И., Яне К. оказать помощь при определении падежей и каким членом предложения они являются.
Цель:
формировать умение проводить анализ понятия.
Цель:
способствовать снятию напряжения.
Форма организации:
Коллективная (хоровая речь с движениями).
Цель:
- воспитывать в детях любовь к Родине, бережное отношение к родной природе.
Коррекционная направленность:
- обогащение словарного запаса учащихся;
- вызвать интерес к истории слова.
Форма организации – фронтальная, с использованием метода беседы.
Средство активизации:
живое слово учителя и детей, читающих выразительно материал, а также наглядность и памятка с текстом об охране природы.
Цель:
- воспитывать любовь к поэзии;
-дать представление об изменениях в жизни на нашей планете, поговорить о необходимости охраны природы нашей страны;
- расширять знания детей об окружающей действительности;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Цель:
-обобщить знания об имени существительном;
- закрепить понятие о том, что предложение выражает законченную мысль;
- развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи.
Форма работы – групповая.
Способ активизации – карточки для каждого ряда.
Цель:
-развивать речь детей;
- учить быстро ориентироваться в тексте;
- воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы;
- прививать навыки культурного поведения.
Цель:
- обобщить знания об имени существительном.
Задание единое для всего класса.
Цель: выделять существительные различных склонений.
Мотивационная структура учебной деятельности с использованием объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов.
Коллективная и индивидуальная форма работы.
Средство активизации:
Наглядность и практическая деятельность.
Используемые методы:
Частично поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, метод работы с карточками.
Формы учебной работы на уроке:
фронтальная,
коллективная,
индивидуальная.
Коррекционная направленность:
- учиться быстро ориентироваться среди существительных, уметь распознавать грамматические признаки.
1 задание.
1 уровень – все задание полностью, 2-3 уровень – указывают склонение, вычеркивают «лишнее» существительное,
4 уровень – склонение указано, вычеркнуть «лишнее» слово, не принадлежащее этому склонению.
Цель: распознавать существительное по числам.
2 задание
1 уровень – все задание полностью,
2-3 уровень – ставят во множественном числе, разносят по столбикам, не выделяя орфограмм,
4 уровень – не разносят по столбикам в соответствии с орфограммой.
3 задание.
Цель:
совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
закрепить навык правописания мягкого знака после шипящих на конце слова у существительных женского и мужского рода, а также существительных множественного числа Родительного падежа;
развивать орфографическую зоркость.
1 уровень – задание полностью;
2-3 уровень – половину примеров по заданию;
4 уровень – вставить, где надо мягкий знак, вместо знака вопроса, напиши в строчку.
4 задание.
Цель:
формировать умение определять склонение, падеж, исходя из этого правильно определять «е» или «и» в окончаниях существительных Р., Д., П. п.;
на основании понимания подвести детей к автоматическому навыку правиписания безударных падежных окончаний имен существительных.
1 уровень – все задание полностью, 2-3 уровень – 5 примеров по заданию, 4 уровень – с помощью учителя вставляем окончания существительных (дать опорный конспект).
5 задание.
Цель:
Уметь выделять существительные, имеющие только одно число, т.е. не изменяющиеся по числам.
1-2 уровни – полностью задание,
3-4 уровни – только отгадки вписать, не отвечая на вопрос в конце задания.
Цель:
Помочь детям получить удовлетворение от проделанной работы.
Осуществляя индивидуальный подход, поощрить каждого ребенка.
Заключение.
Урок письма и развития речи в 6 классе по теме «Имя существительное. Развитие речи «Слово о русской земле. Урок закрепления полученных знаний» является развивающим, так как в ходе учебной деятельности ученики получили возможность радоваться и быть уверенными в своих знаниях по данной теме, захотели очищать родники в местах своего проживания, поняли, как много зависит от рук человека в природе, окружающей нас.
В ходе урока решались обучающие задачи:
- отработка навыков определения грамматических признаков имени существительного ( в ходе грамматической разминки дети с помощью диагностических карт показывали падежи существительного «родник», работая над деформированным текстом, в первом случае, определяли, каким членом предложения бывает имя существительное, во втором случае, разбирали имя существительное, как часть речи;
- развитие орфографической зоркости (во время минутки чистописания ученики в текст стиха вставляли пропущенные буквы на правила: безударные гласные в корне слова, парные согласные, безударные окончания имен существительных, правописание о-а в приставках; а также при выполнении второго текстового задания, где повторялось правописание жи-ши, разделительного мягкого знака, третьего задания, направленного на повторение правописания мягкого знака у существительных ж.р., м.р., Р.п. мн.числа после ж,ш,ч,щ, а также 4 задания, в ходе которого дети повторяли написание е-и в Р.п., Д.п., П.п. 1, 2, 3 склонений);
- развитие устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса (в ходе работы со словом родник подбирали к нему слова, близкие по смыслу – ключ, источник; составляли с ними предложения, а также работая над «Словом о русской земле» подбирали цепочку родственных слов к словам Русь, русские, Россия, россияне, русло, русалка, роса, росяница, с объяснением их значения.
Решение коррекционно-развивающих задач проходило через коррекцию памяти, внимания, мышления учащихся в ходе всего урока. Исходя из уровней сформированности учебной деятельности, саморегуляции учащихся строилась работа с тестовыми заданиями, домашней работой.
На уроке ставила также следующие воспитательные задачи:
- формировать любовь к Родине, бережное отношение к родной природе;
- формировать нравственные качества (чувство ответственности за землю, на которой мы живем);
- прививать навыки культурного поведения.
Их решала, работая над развитием речи по «Слово о русской земле». При выполнении заданий в тетрадях и на тестовых листах дети показали прочность умений и навыков по изученному материалу.
Для снятия физического и психологического напряжения детей была проведена физкультминута, а также в момент прослушивания стиха о русской земле включала запись с голосами птиц, под которую дети, закрыв глаза, представляли, какой была Древняя Русь (прием релаксации).
Для активизации умственных способностей, повышения интереса к учебному предмету, рационального использования времени на уроке применялись иллюстрации с изображением водных просторов России, таблицы с образцами грамматического разбора существительных, чтоб свою запись дети проверили по разбору на таблице; работали с магнитной доской, когда составляли предложения деформированного текста. Использовались диагностические карты, таблицы, рисунок старичка Существительного, пришедшего в гости, игровые моменты.
Считаю, что цель урока была достигнута. Дети закрепили знания грамматических признаков имени существительного. Благодаря созданной творческой атмосфере, наличию наглядности, карточек, памяток ребята работали в полную силу, увлеченно, активно, с интересом. С успехом справились со всеми предложенными заданиями.
Думаю, что урок является развивающим, так как в ходе учебной деятельности дети получили возможность радости от уверенности в своих знаниях по данной теме.
На всех этапах урока был установлен тесный контакт с детьми, была осуществлена обратная связь с помощью тестовых заданий, в ходе фронтальной работы с классом. Каждому ребенку было уделено внимание, дана оценка работы их в классе.
Литература.
В.В. Воронкова «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе»,М.: Школа – Пресс, 1999.
Б.П. Пузанов «Коррекционная педагогика, Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии», М.: Академия, 1999.
М.С Певзнер «Дети с отклонениями в развитии», М.: Просвещение, 1973 .
В.В. Воронкова «Актуальные проблемы олигофренопедагогики» М., 1988 г.
М.В. Антропова «Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности», М.: Просвещение, 1968.
Б.Г. Ананьев «Комплексное изучение человека и психологическая диагностика», ж. «Вопросы психологии», №2, 1968 .
Л.С. Выготский «Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства». М., 1936 .
Л.С. Выготский «О психологических системах». М.: Педагогика, 1982, т.1
М.П. Феофанов «Очерки психологии усвоения русского языка учащимися вспомогательной школы»,М., 1955.
В.Г. Петрова «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы», М.: Академия, 2002.
В.Г. Петрова «Кто они, дети с отклонениями в развитии», М., 2000.
Л.Д. Столярко «Основы психологии», Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
С. Романовский «Слово о Русской земле», М.: Вентана-Граф, 2010
14. Программа. Русский (родной) язык: письмо и развитие речи. 6 класс. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В. В. Воронковой сборник №1, М.: «Владос», 2010
15. Учебник: Русский язык: Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Н. Г. Галунчикова - М.: «Просвещение», 2013
16. Аксёнова А.К. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 17. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. – М.: Просвещение, 1995.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15