«Построение границ света и тени. Шар»


Дата:
Класс: 1 «г»
Предмет: рисунок
Тема урока: «Построение границ света и тени. Шар» 3часа
Цель:
Задачи:
Тип занятия:
Материалы и оборудование:
Структура урока:
1 урок
Орг. момент
Актуализация
Объяснение нового материала

2 -3 урок
Практическая часть




Анализ работ:
Выполнить построение шара
обучающая:научить строить шар, расширить представление о линейном рисунке;
развивающая: развить умение анализировать форму предмета, умение, наблюдательность и усидчивость, развить глазомер;
воспитывающая: воспитать любовь к изобразительному искусству, к предметам окружающего мира, культуру работы с графическим материалом;
комбинированный (рисунок с натуры)
для учителя: наглядные пособия- поэтапность построения шара; работы учащихся ДХШ.
для учащихся: бумага, карандаш, ластик;
Орг.момент (1-2 мин)
Актуализация (10 мин)
Объяснение нового материала (35 мин)
Практическая работа (90 мин)
Анализ работ (3 мин)
Ход урока
Здравствуйте, ребята! (Проверяю готовность к уроку). Сегодня мы будем учиться выполнять построение шара
- Ребята, а что такое рисунок?
Ответы учащихся.
-Рисунок – это графическое изображение окружающего мира и вместе с этим, это основа изобразительного искусства.
- А что такое графика?
Ответы учащихся.
- Графика – это вид изобразительного искусства. В качестве основных изобразительных средств используются линии,штрихи, пятна, точки.
- Ребята, а какие геометрические тела мы уже рисовали?
Ответы учащихся.
- Это ребята, цилиндр, конус, куб
- А чем отличаются тела от фигур?
Ответы учащихся.
Геометрические тела– это объемные предметы. Например – цилиндр, призма. А фигуры – это плоские фигуры. Значит, фигурами можно назвать квадрат, круг, треугольник и т.д.
- А какие многогранники вы можете еще назвать?
Ответы учащихся.
- Да, это - пирамида, куб и другие тела, которые имеют грани.
- А тела вращения- геометрические тела, оболочка которых представляет собой поверхность вращения.
- Какие тела вращения вы можете назвать?
Ответы учащихся.
- Конус, цилиндр, шар.
Как отличается шар от куба? Чем?
Ответы учащихся.
Шар - это тело вращения, на его форме мы можем набдлюать, как располагается свет и тень на любых предметах, имеющих схожую форму. Не умея рисовать шар, мы не научимся рисовать не только вазы и чайники, но и более сложные предметы а также лица людей. Простые фигуры учат понимать форму правильно.
Из этого урока мы узнаем, о таких понятиях, как свет (блик и свет), полутень, тень собственная и рефлекс. Также мы узнает о том, что такое падающая тень.
Цепочка выстраивается такая: свет > полутон > тон > рефлекс. Блика может и не быть, если предмет не блестящий. А вот свет есть всегда.Самое светлое место - свет светлее его может быть только блик. Свет - не обязательно чисто белое место на листе, та часть предмета, что находится на свету, тоже имеет форму, она не пересвечена. Поэтому штриховать светлые участки все равно нужно. Только очень-очень твердым карандашом и совсем слегка, только чтобы обозначить форму.
-Что такое рефлекс? Это отражение плоскости или других объектов на предмете 
Рефлекс всегда намного темнее света и несколько темнее полутени.
Несколько советов по штриховке:- старайтесь, чтобы между штрихами было по возможности одинаковое расстояние- не штрихуйте поверхность "в клеточку", избегайте ситуаций, когда линии штрихов перпендикулярны друг другу- для светлых участков используйте твердые карандаши, для темных (тень, полутень, падающая тень) - мягкие, по возрастающей.- растушовка (особенно размазывание графита пальцем) очень не рекомендуется.
Как выполнять штриховку? правильный ответ всегда один - штриховка выполняется по форме
-Уроки рисования простых фигур необходимы. Для начала, давайте построим шар. Рисовать шар по циркулю крайне не приветствуется. Постарайтесь нарисовать шар от руки. Можно замерить одинаковые отрезки с помощью карандаша от предполагаемого центра шара. -Далее можно наметить место, где идет разделение света и тени.
-Намечаем место, где находится падающая тень. Под каким углом она падает на поверхность?
-Начинаем штриховать шар. Начинаем с собственной тени.
Что такое собственная тень? - это самое темное место на предметеНа шаре есть свет, полутон(полутень), тон(тень) и рефлекс. Поэтому тень ни в коем случае не доходит до края шара. Посмотрите на наш рисунок и фото шара.Тень никогда не будет доходить до края формы, если эта форма - тело вращения, всегда будет присутствовать рефлекс
Ваша задача - не в том, чтобы красиво нарисовать штрихи. Ваша задача в том, чтобы достоверно передать форму предмета.Штриховка нужна для того, чтобы передать форму, и поэтому штрихуют по форме. Значит, мы должны располагать штрихи по форме шара.На плоскости стола важно сделать ровной поверхность, без вмятин и пятен.Также нужно избежать визуального впечатления, будто на шаре и рисунке есть пятна. Постарайтесь не смазать рисунок рукой, когда рисуете, не опирайтесь на него. Под руку можно даже подложить кусочек бумаги, но это не всегда спасает положение. Постарайтесь не касаться рисунка рукой.
Не забывайте, что линий, контуров как таковых быть не должно. Форма создается светотеневыми отношениями. Все плоскости находятся в зависимости друг от друга. Не обводите шар, иначе он будет плоским. Помните, что вертикальная плоскость в данном случае темнее горизонтальной. Чтобы подчеркнуть свет на шаре, сделайте отношения с фоном более контрастными. Фон значительно темнее света на шаре.Нарисуйте падающую тень. Падающая тень темнее собственной. Не забудьте про рефлекс на шаре.
Итак, наш гипсовый шар нарисован, урок выполнен. Но это не значит, что рисунок нельзя сделать лучше. Потренировавшись, посмотрите на свои первые работы, и Вы поймете, что со временем пришел и опыт, и теперь Вы можете нарисовать намного лучше
В процессе работы учеников, провожу индивидуальную работу.
Анализирую характерные особенности.
Вывешиваем работы на доску. Задаю вопросы:
-Ребята, посмотрите на работы…
- Видите ли вы ошибки в работах? Какие?
- Чью работу можете назвать аккуратной?
-Как вы думаете, какая работа получилась правильно?
Ответы учащихся.
-А какие ошибки вы видите в работах?
Ответы учащихся.
- Почему так получилось?
Ответы учащихся.
- Как вы думаете, кому удалось передать светотеневые отношения на шаре?
Ответы учащихся.