«Построение границ света и тени. Куб»
Дата:
Класс: 1 «г»
Предмет: рисунок
Тема урока: «Построение границ света и тени. Куб» 3часа
Цель:
Задачи:
Тип занятия:
Материалы и оборудование:
Структура урока:
1 урок
Орг. момент
Актуализация
Объяснение нового материала
2 -3 урок
Практическая часть
Анализ работ:
Выполнить построение куба
обучающая:научить строить куб, расширить представление о линейном рисунке;
развивающая: развить умение анализировать форму предмета, умение, наблюдательность и усидчивость, развить глазомер;
воспитывающая: воспитать любовь к изобразительному искусству, к предметам окружающего мира, культуру работы с графическим материалом;
комбинированный (рисунок с натуры)
для учителя: наглядные пособия; работы учащихся ДХШ.
для учащихся: бумага, карандаш, ластик;
Орг.момент (1-2 мин)
Актуализация (10 мин)
Объяснение нового материала (35 мин)
Практическая работа (90 мин)
Анализ работ (3 мин)
Ход урока
Здравствуйте, ребята! (Проверяю готовность к уроку). Сегодня мы будем учиться выполнять построение куба
- Ребята, а что такое рисунок?
Ответы учащихся.
-Рисунок – это графическое изображение окружающего мира и вместе с этим, это основа изобразительного искусства.
- А что такое графика?
Ответы учащихся.
- Графика – это вид изобразительного искусства. В качестве основных изобразительных средств используются линии,штрихи, пятна, точки.
- Графика (в переводе с фр.)– означает письменный, пишу,черчу, рисую.
- Ребята, а какие геометрические тела вы знаете?
Ответы учащихся.
- Это ребята, цилиндр, конус, призма, шар, круг.
-Ребята, а что такое куб?
Куб представляет собой прямоугольную равностороннюю призму, которая состоит из 6 граней, противоположные грани куба параллельны. Места пересечения граней называются рёбрами куба. Все рёбра можно разделить на 3 группы, в каждой из них все грани параллельны друг другу. На примере нашего рисунка куба 4 грани вертикальные, 4 горизонтальные грани, повернутые влево и 4 горизонтальные грани, направленные вправо.
Проследим поэтапность построения куба:
Этап рисунка куба — изображение его основания, начиная с видимых линий. На данном этапе важно точно определить углы наклона этих линий относительно горизонтали. Для этого следует поднести карандаш строго горизонтально к нижнему ближнему углу куба и запомнить эти углы. Как правило, видны 2 вертикальных грани куба. Определите, какая больше развёрнута, а какая меньше. Соответственно, если грань больше развернута к рисующему, то угол меньше.
У куба, который мы рисуем, есть 4 ребра, направленных влево, и 4 ребра, направленных вправо. Все четыре линии рёбер, уходящие влево, если их продолжить, сокращаются в одной точке слева. Также сокращаются линии, идущие вправо, но уже в одну точку справа от куба.
-Ребята, где находятся точки схода рёбер?
-Наш куб находится на горизонтальной плоскости. Горизонтальная плоскость — плоскость, параллельная земле. Это стол, пол или потолок. Любая линия, лежащая на горизонтальной плоскости, также является горизонтальной и если линия удаляется от зрителя, то он увидит, что она уходит к линии горизонта. Если имеется несколько параллельных горизонтальных линий, то они все будут иметь одну точку схода на линии горизонта.
-Где находится линия горизонта?
-Видимая линия горизонта находится на уровне глаз рисующего. Посмотрите в окно, представьте, где сходятся небо и земля. И мысленно продолжите эту линию по периметру помещения, в котором находитесь. Видно, что эта линия находится на уровне глаз. Если изменить положение головы, например, встать на стул, то и линия горизонта станет выше.
Поэтому при изображении верхних линий относительно нарисованных нижних, проследите, чтобы они были направлены так, что, если их продолжить за пределы листа, они сойдутся в одной точке. Для того, чтобы точнее нарисовать линии, сокращающиеся в перспективе, их не следует ограничивать размерами куба, линии нужно проводить до краёв листа.
Линии, если плоскость, к которой они относятся, развёрнута к зрителю, сокращаются меньше. Если же плоскость видна меньше, то сокращение линий более заметно. Перспективное сокращение лучше заметно на больших предметах, чем на маленьких.Если размер предмета меньше, чем расстояние между осями глаз, то оба глаза человека увидят такой предмет в обратной перспективе. Но стремление рисовать обратную перспективу объясняется не этим, а особенностью анализа того, что человек видит, его мозгом. Мозг видит предметы, представляя их со всех сторон, как развертку. При рисовании следует всегда помнить о законах линейной перспективы, анализировать каждую линию, куда она идёт, только тогда удастся избавиться от стремления к рисованию в обратной перспективе.
После того, как нарисованы верхние линии, определяем, насколько сократились боковые грани куба справа и слева.Ширину этих граней меряем строго по горизонтали, и сравниваем, насколько каждая из них меньше высоты ближнего ребра, а также между собой. Только после того, как проверены ближние линии и вертикальные ребра, можно перейти к изображению дальних уходящих линий. Невидимые линии также следует рисовать.
После того, как построение выполнено и проверено, выделим ближние к нам линии. Если линия тёмная, то кажется, что она ближе.
Теперь можно приступить к штриховке.
Основная задача рисунка — передать объёмную форму изображаемого предмета. Мы видим три плоскости - верхнюю и 2 боковых грани куба. Положение в пространстве их такое: каждая грань уходит от зрителя в пространство. Для того, чтобы показать объёмную форму, следует нарисовать грани так, чтобы зрителю было видно, что они удаляются.
Заполнение штрихом начинаем с теневых частей предмета. У куба левая грань в тени, поэтому штрихуем её. Это вертикальная поверхность, отдадим предпочтение вертикальной штриховке. Штрихуем от ближней части, от себя, по мере удаления плоскости в пространстве нажим карандаша слабее, штрих светлеет и видно, что нарисованная таким образом плоскость уходит вдаль.
Освещённую поверхность штрихуем также от себя, но ближний угол оставляем белым, а дальнюю часть слегка штрихуем.Штрих диагональный, хотя допустим и вертикальный. Верхнюю поверхность трактуем как полутон (иногда его неграмотно называют полутень), промежуточную поверхность между светом и тенью. Сравниваем её со светом и тенью, задаваясь вопросом: она скорее темная или светлая. Затем усиливаем тень, введя ещё штрих, направленный по диагонали, также растягивая его от тёмного к светлому. Не забываем и про падающую тень от куба, лежащую на плоскости, на которой он находиться. Падающая тень темнее тени собственной. К тому же она граничит с рефлексом от освещённой плоскости. Рефлекс — это свет, отражённый от соседних освещённых поверхностей. Рефлекс тем светлее, чем ближе и ярче источник отражённого света.
На завершающем этапе подчеркиваем объёмную форму, делаем тональные акценты.
В процессе работы учеников, провожу индивидуальную работу. Анализирую характерные особенности.
Вывешиваем работы на доску. Задаю вопросы:
-Ребята, посмотрите на работы…
- Видите ли вы ошибки в работах? Какие?
- Чью работу можете назвать аккуратной?
-Как вы думаете, какая работа получилась правильно?
Ответы учащихся.
-А какие ошибки вы видите в работах?
Ответы учащихся.
- Почему так получилось?
Ответы учащихся.
- Как вы думаете, кому удалось передать светотеневые отношения на цилиндре?
Ответы учащихся.