«Построение границ света и тени. Конус»


Дата:
Класс: 1 «г»
Предмет: рисунок
Тема урока: «Построение границ света и тени. Конус» 3часа
Цель:
Задачи:
Тип занятия:
Материалы и оборудование:
Структура урока:
1 урок
Орг. момент
Актуализация
Объяснение нового материала


2 -3 урок
Практическая часть





Анализ работ:
Выполнить построение конуса в вертикальном положении
обучающая:научить строить конусный предмет, расширить представление о линейном рисунке;
развивающая: развить умение анализировать форму предмета, умение, наблюдательность и усидчивость, развить глазомер;
воспитывающая: воспитать любовь к изобразительному искусству, к предметам окружающего мира, культуру работы с графическим материалом;
комбинированный (рисунок с натуры)
для учителя: наглядные пособия- поэтапность построения конуса; работы учащихся ДХШ.
для учащихся: бумага, карандаш, ластик;
Орг.момент (1-2 мин)
Актуализация (10 мин)
Объяснение нового материала (35 мин)
Практическая работа (90 мин)
Анализ работ (3 мин)
Ход урока
Здравствуйте, ребята! (Проверяю готовность к уроку). Сегодня мы будем учиться выполнять построение конуса в вертикальном положении.
- Ребята, а какие геометрические тела вы знаете?
Ответы учащихся.
- Это ребята, цилиндр, конус, призма, шар, круг.
-Ребята, а что такое конус?

Конус представляет собой симметричное тело вращения, образующая конуса начинается в его вершине, совпадающей с осью вращения и заканчивается в основании. В нашем случае конус прямой, его ось перпендикулярна основанию.
Оптически верх конуса легче, вокруг него больше свободного пространства, поэтому конус в рисунке следует разместить выше, чем, это делается обычно.
Затем отмечаем засечкой самую верхнюю часть конуса и проводим горизонтальную ось основания.
Следующий этап - построение эллипса. При построении эллипса важно точно определить его раскрытость, насколько малый диаметр (видимый вертикальный размер) меньше, чем его ширина.
Теневая поверхность удаляется от нас, дальний край по закону воздушной перспективы будет светлее.
Особенно важно показать, как форма заворачивается по краям. На завершающем этапе работы уточняем тональные отношения и форму.
Композиционное размещение предмета на формате.
Снизу оставляем больше места. Предмет размещаем в середине листа, потому как он один. Предмет не должен быть слишком большим и слишком мелким. Также не забываем о падающей тени.
При рисовании конуса сперва намечаем место и размер изображения в листе. Конус не должен быть слишком большим или маленьким, разместить его следует выше середины листа.
Линии конструкции.
Определив высоту, определяем, насколько ширина основания меньше высоты. Рисуем засечки, ограничивающие ширину основания. При этом учитываем, что эллипс, после того, как он будет построен, немного увеличит высоту конуса.
Только после того, как определена высота и ширина, по центру проводим вертикальную ось симметрии.
Соединяем вершину конуса с основанием. Линии с краю являются самыми удалёнными от рисовальщика поверхностями, поэтому их следует рисовать светлыми.
Чтобы передать объём в линии, ближнюю часть овала сделаем темнее.
После того, как построение проверено, можно продолжить изображение объёмной формы конуса. Сперва находим границу света и тени. Граница представляет собой прямую линию, идущую от вершины к точке в основании. Постарайтесь верно определить, каково соотношение части, видимой на свету и части в тени. В верхней части линия немного чётче, в нижней части конуса она более плавно размыта к краям. Связано это с тем, что ближе к вершине конуса форма заворачивается сильнее, она почти приближается к угловой форме, какую мы видим на примере куба.
Выполнение в тоне.
Освещённая часть удаляется от зрителя, поэтому, в соответствии с законами воздушной перспективы, она будет темнее. На границе света и тени мы видим полутон, промежуточную поверхность между светом и тенью, он относится к свету, но темнее, чем освещённая часть предмета, т. к. угол падения лучей света здесь небольшой. Падающая тень темнее тени собственной. Она лежит на горизонтальной поверхности, передняя часть тени темнее. Штрих кладём по форме, сначала в направлении лучей, идущих от вершины к основанию.
Для лучшей передачи формы введём горизонтальные линии штриховки, показывающие сечение формы по горизонтали. Особенно важно показать, как форма заворачивается по краям. На завершающем этапе работы уточняем тональные отношения и форму. Освещённая часть чуть темнее снизу, сверху выше контраст света и тени. Теневая часть конуса снизу подсвечена рефлексом от поверхности стола, также имеется рефлекс, проходящий по дальнему краю формы
.
В процессе работы учеников, провожу индивидуальную работу. Анализирую характерные особенности.
Вывешиваем работы на доску. Задаю вопросы:
-Ребята, посмотрите на работы…
- Видите ли вы ошибки в работах? Какие?
- Чью работу можете назвать аккуратной?
-Как вы думаете, какая работа получилась правильно?
Ответы учащихся.
-А какие ошибки вы видите в работах?
Ответы учащихся.
- Почему так получилось?
Ответы учащихся.
- Как вы думаете, кому удалось передать светотеневые отношения в конусе?
Ответы учащихся.